Тема урока: «Есть сила благодатная в созвучье слов живых…» (Читаем стихотворение М.Ю.Лермонтова « Молитва».)Урок внеклассного чтения.
Цели урока:
— создать условия для восприятия
стихотворения « Молитва» ;
— развивать навыки анализа стихотворения ;
— способствовать выразительному
чтению стихотворения;
Оборудование:
мультимедийный проектор,
презентация, лист для синквейна.
выставка о М.Ю Лермонтове.
Ход урока.
1.Орг. момент.
На экран проецируется видеосюжет «Духовная музыка».Слайд№2(1 минута)
— Какие ассоциации у вас возникли? Какие слова приходят после просмотра видеоролика? (ответы ребят)
. Молитва – у верующих: установленный текст, читаемый при обращении к Богу, к Святым. Слайд №3
2.Объявление темы урока.
Слайд с портретом М.Ю.Лермонтова. Слайд №4
— Вы узнали этого человека?
Как вы думаете, что связывает Лермонтова-поэта и молитву?
-Действительно, у Лермонтова есть несколько стихотворений с таким названием . С одним из них мы сегодня и будем знакомиться. Слайд №5.
3. Основная часть урока.
Чтение учителем стихотворения « Молитва».Слайд№6
— Каковы ваши первые впечатления от стихотворения?
-Какие чувства вызывает у вас стихотворение?
-Когда человек обращается к молитве?
-Как по-другому называет Лермонтов молитву (созвучье слов живых)
-Как вы понимаете слово-« созвучье»?Слайд№7
Даже странно, что это — Лермонтов: ни горечи, ни иронии. Мягкая лирическая интонация. И рассказ о самом сокровенном — о молитве, о той минуте, когда человек, не находя опоры в себе, в жизни, обращается к Богу.
—Какие ключевые слова вы бы выделили?
Главные слова в этом стихотворении — «молитва чудная», «сила благодатная», «святая прелесть» — связаны с верой, с христианской традицией.
— Как вы понимаете слово « благодатная»?
( благодатная — «хорошая», «несущая благо, довольство»)
В словаре почти так и написано. Но для русского верующего человека прошлого века слово это значило неизмеримо больше. Дело в том, что благодать — очень важное в христианском вероучении понятие. Благодать — это божественная сила, помощью которой совершается спасение человека. Поэтому сила благодатная — это сила, несущая человеку надежду на спасение. Слово благодатная как бы отмечает кульминацию в лирической композиции стихотворения, знаменует переход от тьмы к свету.
— Что происходит с лирическим героем стихотворения во время молитвы?
(Он получает силы, освобождается от тяжелого бремени, сомнения уходят…)
Какие стихи М.Ю. Лермонтова вы знаете? Какая тема объединяет стихотворения « Парус», «Утес», «Листок»? (Одиночество)
Слайд №8
Перечитайте , пожалуйста, первую строфу стихотворения « Молитва».
_Какие ощущения?
Начало ведь довольно мрачное: трудная минута, в сердце — грусть..
А какое слово усиливает ощущение печали, смуты, тяжести?
(Ощущение печали, смуты, тяжести подчеркнуто выразительным глаголом теснится.) В такую минуту и обращаются к Богу — «одну молитву чудную твержу я наизусть…»
-А вы когда-нибудь обращались к Богу?
-А знаете какую-нибудь молитву?
« Отче наш»-( дети читают молитву наизусть) Слайд №9
Поэт не называет, какую молитву, он рассказывает нам много, но не все. Тайна остается. Как тайной для самого поэта остается сила воздействия слов молитвы: «есть сила благодатная в созвучье слов живых, и дышит непонятная, святая прелесть в них».
— От первой к последней строфе меняется и «одежда» слов — звуки.
— Какие звуки повторяются? (звук-у)
-С каким цветом у вас ассоциируется этот звук?
Звуковой фон первой строфы создается повторяющимися «у» (их здесь целых 13!).
-. Но как все преображается под действием «слов живых»!
— посмотрите последнюю строфу.
— Какие здесь повторяются звуки?
— А какую окраску вы бы дали звуку –а ?
Ощущение открытости, свободы, полета!
Все это позволяет нам не только понять, но и пережить вместе с поэтом чувство облегчения, покоя, и ощутить почти физически это расстояние — от «до» до «после» молитвы.
Найдите слова-антонимы.
Трудную — легко
Теснится – скатится
икона
И как не вспомнить афористичные строки Тютчева:
«Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется,
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать…
В завершении хочу сказать о необычайной мелодичности произведения. Это стихотворение положили на музыку более 40 композиторов.» Молитва» вошла и в народный песенный репертуар Я предлагаю вам послушать один из романсов на музыку М. Глинки.
(Видеофайл) Слайд№10
Д.з. – выучить стихотворение.
Итог урока -синквейн.См. приложение.Я благодарю вас за хорошую работу на уроке.( выставление и комментирование оценок) Слайд№11.