Конспект урока по Литературе «Где же тут человек?» (По роману И.А. Гончарова «Обломов») 10 класс



УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В10 КЛАССЕ

ЭВРИСТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА


Тема: (Философские размышления.)

«Где же тут человек?»

(По роману И.А. Гончарова «Обломов»)


Цель: обобщение и закрепление знаний учащихся по изученной теме. Обучение работе с текстом, критическими статьями. Учить через частное по поставленной задаче делать логические соединения, выводы. Развивать речь, творческие способности учащихся.


Ход урока


I. Вступление — объявление темы.

«Где же тут человек? Где его целость? Куда он скрылся, как разменялся на всякую мелочь?» — спрашивает Обломов Штольца. Ещё один вопрос в ряду вечных вопросов России: «Кто виноват?» и «Что делать?» 1859 год. Россия рабства и барства. Россия зарождения новых людей, практичных, деловых, расчётливых. В первых номерах журнала «Отечественные записки» опубликован роман Гончарова «Обломов». Единодушное признание. Но мнения разделились.


II. Критика о романе.

Сообщение ученика.

Критик Добролюбов скажет так: В «Обломове» показан кризис и распад крепостнической Руси. Илья Ильич Обломов — «коренной народный наш тип», символизирующий лень, бездействие и застой всей крепостнической системы отношений. Он — последний среди «лишних людей» — Онегиных, Печориных, Рудиных! Но в нём типичный комплекс «лишнего человека» доведён до парадокса — за которым распад и гибель человека.


Сообщение ученика.

Другая позиция у критика Дружинина:

Напрасно многие люди с чересчур практическими стремлениями уси-ливаются презирать Обломова и даже звать его улиткою: ведь этот строгий суд над героем показывает одну поверхностную и быстропереходящую придирчивость. Обломов любезен всем нам и стоит беспредельной любви.

III. Основные вопросы беседы.

Кто же он такой, человек, вызвавший столь противоположные мнения? На какой почве взращён этот характер? Нужны ли такие люди обществу, России?




IV. Обычный день жизни Ильи Ильича.

Вопрос учителя.

С помощью каких деталей достигается комизм образа?

1. Портрет героя.

2. Интерьер.

3. Вещи-символы.

Вопрос учителя.

Герой комичен, но почему тогда роман никто и никогда не называл

комедией? (Характер Обломова живой и сложный.)

V. Как формировался характер Обломова? Ведь сам герой задаёт

себе вопрос: «Отчего я такой?»

Полемика 2-х групп: группы поддержки мнения Добролюбова и дружининцы.

1) Добролюбовцы:

Обломов — барин, который привык получать удовольствия, ничего не делая. Его идеал — «праздность и покой», «…гнусная привычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других- развила в нём апатическую неподвижность и повергла его в жалкое «состояние нравственного рабства».

2) Дружининцы:

Обломов недеятелен, ленив, но он — отражение русской жизни, Обломова нельзя презирать. Он — порождение того сложного переходного времени. «Обломовщина гадка, ежели она происходит от гнилости, злого упорства, но ежели корень её таится просто в незрелости общества, в колебании чистых душою людей перед практической безурядицей, что бывает во всех молодых странах, то злиться на неё — значит то же, что злиться на ребёнка, у которого слипаются глазки посреди вечерней крикливой беседы

Свежие документы:  Литературные проекты. Традиции и инновации, 5-10 класс

людей взрослых.


VI. Добровольцы утверждают, что Обломов — лишний человек, порождённый кризисом старой крепостнической Руси.

Вопрос учителя.

Какие символы указывают на такие черты его характера, как лень, нежелание и неумение что-либо делать, застой? (Диван, тапочки, халат.)

Заполняем изо-таблицу.


VII. Когда мы говорим о кризисе, мы имеем в виду, что вся страна испытывает влияние распада. Да и сам Обломов заявляет: «Наше имя — легион».

Инсценирование.

Тихо открываем дверь в дом Обломова — и оказываемся свидетелями такой сцены.

(Инсценирование: разговор Обломова со слугой Захаром.)

Вопрос учителя.

Какое значение в контексте романа имеет эта сцена? (Она показывает, что крепостничество развратило и разложило все слои русского общества: от барина до его слуги.)




VIII. Дружинин увидел в Обломове целый народ, достойный любви.

Какие черты характера Обломова ему импонируют? ( Сердечность, совесть, отрицание бюрократизма и карьеризма)

Вывод: с одной стороны, в романе дана критика обломовщины, а с

другой — показано в ней нечто вечное, имеющее высокий духовный и общечеловеческий смысл.


IX. Как воспитывался барин Обломов, владелец трёхсот крепостных?

Работа с текстом, деталями.

(«…воспитан нежно, ни холода, ни голода никогда не терпел, нужды не знал, хлеба себе не зарабатывал и вообще чёрными делами не занимался».)

В черновой рукописи романа читаем: «никакими подлыми делами не занимался».

Вопрос учителя.

Как вы думаете, о каких подлых делах идёт речь? (Труд.)

Ирония Гончарова очевидна. Подлые и чёрные дела — это труд. И это не индивидуальное мнение героя, это опыт многих поколений, которые, как сказано далее в романе «сносили труд как наказание, наложенное ещё на праотцов наших, но любить не могли, и где был случай, всегда от него избавлялись, находя это возможным и должным».


X. Проследите на примере одного эпизода, чем занимались друзья и знакомые Обломова и как наш герой относился к их деятельности.

Волков. «В 10 мест в один день — несчастный! — думал Обломов. — И это жизнь! Где же тут человек? На что он раздробляется и рассыпается»

И радуется Обломов, что он не мыкается, сохраняет своё человеческое достоинство.

Судьбинский. «Увяз, любезный друг, по уши увяз… А выйдет в люди, будет со временем ворочать делами и чинов нахватает. А как мало тут человеку нужно: ума его воли, чувства…»

Пенкин. «Да писать-то всё, тратить мысль, душу на мелочи… торговать умом и воображением… не знать покоя… Когда же остановиться и отдохнуть? Несчастный».

Свежие документы:  Конспект урока по литературе в 9 классе «Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Я памятник воздвиг себе нерукотворный…»

Тарантьев. Шума производит много, но на дело его не хватает.


XI. Обломов не принимает их пустопорожней деятельности. А что делает сам? Мучается ли он от ничегонеделания? (Тайная исповедь Обломова.)

На доске выписать ключевые слова

Кто-то будто украл и закопал в собственной его душе принесённые ему в дар миром и жизнью сокровища.

Что-то помешало ему ринуться на поприще жизни.

Какой-то тайный враг наложил на него руку в начале пути и далеко отбросил от прямого человеческого назначения.




Вопрос учителя.

Что же символизирует у Гончарова эти «кто-то», «что-то», «какой-то»? (Общество, государственная машина.)


XII. Работа с нижней частью изо-таблицы.

Вопрос учителя.

Какие обстоятельства оказали влияние на формирование этих черт характера героя (душевности, сердечности, доброты)? В какой главе дан ответ на этот вопрос? (Сон Обломова. Сон объясняет читателю, почему для Ильи Ильича неприемлем путь его визитёров.)

Звучит музыка.


Сны бывают разные:

Хмурые и ясные,

Светлые и чёрные,

Радостные — вздорные,

Грустные и страшные,

Иногда прекрасные.

Явь в них отражается,

Может, искажается,

Или преломляется,

Долго вспоминается,

Чаще забывается.

Чутко озадачены

Мы смотрим в даль прозрачную;

Зачем к нам эти сны…


Работая над сном Обломова, учащиеся делают вывод о факторах, повлиявших на формирование нравственных основ целого народа:

1. Мягкая среднерусская природа. (Художественные зарисовки учащихся.)

2. Особый «лад» патриархального уклада русской жизни.

3. Фольклор. (Сказки няни.)

4. Любовь родных.

Рассуждения учащихся о том, как понимали жизнь в Обломовке, какие у них были идеалы.


XIII. Работа со словом.

Подобрать слова-ассоциации (покой, идиллия, очарование, сон, тишина, мир).

Вывод: они таят в себе застывшее время.



XIV. Можно ли назвать этих людей «мёртвыми душами»? (Нет, они любят, наслаждаются, размышляют.)


Главная черта героя — душа. Как же живётся этой «живой душе» в современном ей обществе?

Новое время породило новых людей.

Рассказы, замечания, комментарии учащихся о Штольце, Ильинской и других.

Вывод: новые люди чем-то заняты, а Обломов предпочитает лежать на диване, т.к. не желает жить в ущерб своему нравственному достоинству.

Что предлагают Штольц и Ильинская Обломову? («Избрать себе маленький круг деятельности…»)

Обломов отвергал труд, но ему мучительно был знаком другой труд— труд души!

Вопросы и мысли Обломова:

1. Мечты о преобразовании имения.

2. Поиски хорошего и светлого в себе.

3. Размышления о времени.

4. Всеобщие человеческие скорби.


XV. Работа со схемой.

гармония — упадок

Свежие документы:  План конспекта урока чтения Тема: Главная мысль рассказа Л.Н.Толстого «Прыжок» 3 класс

возвеличивание человека — трагедия замкнутости

сон — пробуждение


XVI. Беседа о пробуждение Обломова. Влияние на него «деловых людей» и влияние Обломова на них.

Пробудивший столько людей к осознанию духовной красоты и прелести бытия, сам Обломов плачевно заканчивает своё существование. (Звучит текст.)

Вопрос учителя.

Если бы можно было продолжить роман и закончить историю Штольца, как бы вы определили его конец? (Обломовка, семейное благополучие.)


XVII. Подведение итога разговора: что же такое обломовщина?

Слова Гоголя: «Где же тот, кто бы на родном языке русской души

умел бы сказать нам это всемогущее слово «вперёд»? Века проходят за веками, полмиллиона сидней, увальней и болванов дремлет непробудно, и редко рождается на Руси муж, умеющий произнести его, это всемогущее слово».

Заключительные вопросы беседы:

1. Изобразил ли Гончаров людей, которые могут сказать это всемогущее слово «вперёд»?

2. Были ли такие люди в России?

3. Живы ли сейчас Обломовы и Штольцы?

4. Есть ли сегодня люди, способные сказать России «вперёд»?


скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: