Конспект урока по Литературе «Л.Н. Толстой «После бала» 8 класс


Урок по теме: Л.Н. Толстой «После бала»

История создания рассказа. Контраст  как основа композиции.

Класс 8

Учитель русского языка и литературы Савинкова О.Н.

Учебник для образовательных учреждений в двух частях под редакцией В.Я. Коровина, В.П. Журавлева. М. « Просвещение» 2010 г.

Цель урока:

  • расширить представление учащихся о творчестве Л.Н.Толстого;

  • познакомить с его взглядами на ближайшую историю;

  • рассмотреть сюжет и композицию рассказа « После бала»;

  • дать представление о контрасте как художественном приёме, на котором строится рассказ;

  • отметить художественные особенности рассказа;

  • подчеркнуть роль образа повествователя-рассказчика.

Оборудование:

  • Л.Н Толстой . Презентация.

  • Текст рассказа «После бала»

  • Таблицы « Сюжет и композиция рассказа»

Ход урока:

1.Вступительное слово учителя. ( озвучивание задач урока, целей, темы урока)

Записываем тему урока:

С 1 История создания рассказа. Контраст как основа композиции рассказа « После бала ».

Мультимедийная презентация

С 2 Перед нами портрет Л.Н. Толстого работы художника Н. Н. Ге (1884). «Поздний вечер». Комната погружена в полумрак. Кажется, что в доме установилась глубокая тишина, все вокруг спит, и только великий труженик Толстой не может оторваться от работы, которая составляет главное дело его жизни… Он хочет, чтобы правда, понятая им, стала доступна всем людям… Толстой похож здесь на мудрого и величественного пророка, строгого судью и учителя жизни… Невидимая свеча ярко освещает лицо Толстого, свет серебрит седины его, и это создаёт ощущение ясности мысли, внутреннего спокойствия и мягкой человечности, так странно сочетающейся с суровостью проповедника». [ 7 ] 

С 3 Читая дневники Л.Н.Толстого за 1903 год, мы увидим несколько интересных датированных записей. Речь идёт о рассказе «После бала». Впервые рассказ был опубликован лишь после смерти писателя.

С 4  Память писателя сохранила многое и запечатлела в этом рассказе. Вместе с писателем мы переносимся в 40-е годы 19 века, время царствования Николая II, которого передовая русская интеллигенция прозвала «Николаем Палкиным». Ещё прочным было тогда дворянско-крепостническое государство. В войсках свирепствовала палочная дисциплина, и солдат за любую провинность секли плетьми или прогоняли «сквозь строй», когда под барабанную дробь наказуемого тащили между рядов солдат и каждый обязан был ударить палкой или ружейным шомполом по голому телу. Человека нередко забивали насмерть.

Участник Крымской войны, писатель яростно отстаивал всю свою жизнь мысль о милосердии и сострадании, особенно по отношению к простому русскому солдату.

С 5 Что же послужило источником для создания рассказа? Известно, что в основу рассказа легла история, которая произошла со старшим братом писателя — Сергеем Николаевичем.

Варвара Андреевна Корейш была дочерью воинского начальника в Казани Андрея Петровича Корейша. Л. Н . Толстой знал и ее, и ее отца. Чувства Сергея Николаевича, брата Толстого, к этой девушке угасло после того, как он, весело танцевавший с ней на бале мазурку, на другое утро увидел, как ее отец распоряжался прогнанием сквозь строй бежавшего из казармы солдата. Случай этот, без сомнения, тогда же стал известен Льву Николаевичу, который через 50 с лишним лет, в 1903 году воспользовался им для своего рассказа « После бала».[ 3]

В 1866 году недалеко от Ясной Поляны был казнен солдат, ударивший офицера, постоянно издевавшегося над ним. Л.Н. Толстой взял на себя защиту солдата перед судом, но ничего не смог добиться. Суд над солдатом и казнь произвели на писателя тяжелейшее впечатление.

« Случай этот, — писал впоследствии Л. Н. Толстой, — имел на всю мою жизнь гораздо более влияния, чем все кажущиеся более важными события жизни: потеря или поправление состояния, успехи или неуспехи в литературе, даже потеря близких людей».[ 5]

С 6 Перекличка эпох в рассказе. Событие, которое описывает автор, коснулось разных эпох: эпоха Николая 1, события 40 годов 19 века, эпоха Николая 2, время создания рассказа, эпоха читателя, 21 век.

2 .Аналитическая работа.

— Какое впечатление произвёл на вас рассказ?

— Какова роль вступления? ( зачитать)

Обратим внимание на своеобразную роль вступления — оно как бы настраивает читателя на восприятие последующих событий и знакомит с рассказчиком. Повествование начинается сразу, даже внезапно, без развёрнутой экспозиции. И завершается оно тоже без всяких выводов. Перед нами как бы отрывок жизни: вот случай, происшедший давно, но отвечающий на вопросы современной действительности, говорит нам писатель.

— В чём особенность построения рассказа?

С 7 Выделите основные части рассказа: В рассказе выделяются следующие основные части: вступление, бал, после бала, заключение. Рассказ, таким образом, заключён в «раму».

Этот композиционный приём называется «рассказ в рассказе», потому что произведение написано рассказчиком так, что о всех событиях мы узнаём от рассказчика.

— Из каких частей состоит само повествование Ивана Васильевича? (Сцены бала и экзекуции)

С 8 Какую из двух частей вы считаете главной, несущей основное содержание произведения? (Верно, это вторая часть, где полковник и покорные ему солдаты истязают татарина).

Сцена экзекуции – кривое зеркало бального ритуала. Восприятие Ивана Васильевича невольно фиксирует эти искаженные соответствия. Какую музыку мы можем услышать глядя на эти сцены?

Мелодия мазурки накладывается на аккомпанемент барабана и флейты, ритм танцевальных ПА – на чеканный взмах солдатских рук посвист палочных ударов. Танец Вареньки с отцом – на адский «танец» истязаемого татарина и идущего с ним рядом твердой походкой полковника.[ 1, 4 ]

— А зачем писателю понадобилась первая часть?

( для контраста, иногда случай может изменить мировосприятие человека)

— Как называется такой приём? ( Контраст — антитеза — противопоставление). [ 2] В рассказе контрастно сопоставлены основные сюжетные моменты — сцена бала и экзекуция.

4. Наблюдение над языковыми средствами, с помощью которых писатель противопоставляет картины бала и наказания солдата:

Таблица. Перед вами таблица, детализирующая рассказ. В ней отражены два главных события: бал у губернского предводителя и экзекуция (телесное наказание). Ваша задача: с помощью текста охарактеризовать героев и происходящие в рассказе события.

Бал у губернского предводителя

Экзекуция

-зала у предводителя

-описание улицы

-хозяева бала

-солдаты

-Варенька

-наказываемый

-полковник

-полковник

-Иван Васильевич

-Иван Васильевич


С 9, 10 1) Теперь давайте зачитаем получившиеся характеристики. Сравним бал – помещение, в котором происходят события, и улицу – место телесного наказания.

2) Как выглядели хозяева бала и солдаты улицы?

3) Какими контрастами пользуется автор для описания Вареньки и наказуемого солдата?

4) Как описан полковник на балу и на экзекуции?

5) Каково эмоциональное состояние Ивана Васильевича на балу и после бала?

Какую роль в жизненной судьбе Ивана Васильевича сыграл «случай»?

Как характеризует героя его решение не служить в военной службе и нигде не служить?

6. Вывод.

С 11 — В первоначальных редакциях рассказ имел следующие названия: «Дочь и отец», «А вы говорите». Почему писатель отдал предпочтение заглавию «После бала» ?

С 12 Значение рассказа  «После бала» выходит далеко за рамки протеста против бесчеловечного обращения с солдатами и даже против телесных наказаний крестьян: он ставил, как мы видим, широкие гуманистические проблемы:

«Если мы прямо поглядим на прошедшее, нам откроется и наше настоящее. Если мы только перестанем слепить себе глаза выдуманными государственными пользами и благами и посмотрим на то, что одно важно: добро и зло жизни людей, нам все станет ясно. Если мы назовем настоящими именами костры, пытки, плахи, клейма, рекрутские наборы, то мы найдем и настоящее имя для тюрем, острогов, войск с общею воинскою повинностью, прокуроров, жандармов.

Если мы не будем говорить: зачем поминать? и не будем заслонять дел людских прошедшего воображаемыми пользами для различных фикций, мы поймем то, что делалось прежде, поймем и то, что делается теперь». [ 6. ]

7. Домашняя работа: Написать сочинение на одну из тем:

1.Полковник на балу и после бала.

2.Мысли и чувства Ивана Васильевича на балу и после бала?     

Литература:

    1. Учебник для 8 класса под редакцией В.Я. Коровина. М. « Просвещение» 2010г.

    2. А.Б. Есин. М. Б. Ладыгин. Школьный словарь литературных терминов и понятий. М. «Дрофа» 2000 год.

    3. Л. Н. Толстой. Собрание сочинений в восьми томах. Т. 7. М., «Лексика», 1996..

    4. Лев Толстой «После бала» 2010 г. Издательство: АСТ Тираж: 1500 экз.

    5. Поурочные планы по литературе 8 класс по учебнику В.Я. Коровиной. Волгоград. 2010 год. Издательство « Учитель».

    6. Л.Н. Толстой. Собр.соч. в 22т. Т.17 « Николай Палкин»

    7. Лев Толстой, великий писатель земли русской, в портретах, гравюрах, живописи, скульптуре… Портрет Л.Н. Толстого работы художника Н. Н. Ге (1884). «Поздний вечер».

6


Свежие документы:  Реферат на тему «Тайна Робинзона Крузо»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: