Конспект урока по Литературе «Лирика Бориса Леонидовича Пастернака. Анализ стихотворного текста» 11 класс



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2»

г. Покров

Петушинского района Владимирской области






Метапредметный урок литературы


Тема


Лирика Бориса Леонидовича Пастернака.

Анализ стихотворного текста


11 класс



























Покров 2014

Тема урока


Лирика Б.Л. Пастернака. Анализ стихотворного текста


Вид урока: метапредметный


Тип урока: комбинированный


Технологии, использованные в ходе урока:

  • Технологии, реализующие ФГОС: информационно-коммуникационные, коммуникативно-диалоговые;

  • Образовательные технологии в логике формирующего обучения: объяснительно-иллюстративные, алгоритмическое обучение с поэлементной отработкой действий, дифференцированное обучение с учетом уровня развития;

  • Образовательные технологии в логике развивающего обучения: проблемно-поисковая, «мозговой штурм», критическое мышление, дифференцированное обучение с учетом зоны ближайшего развития;

  • Образовательные технологии в логике личностно-ориентированного обучения: сотрудничество в команде, ситуативное обучение;

  • Здоровьесберегающий элемент (атмосфера на уроке, благоприятный эмоциональный фон, смена видов деятельности, цветовая гамма, музыкальное сопровождение, соблюдение санитарно-гигиенических норм к условиям обучения).


Цель урока: дать представление об особенностях лирики Б.Л. Пастернака, изучить его индивидуально-языковой стиль; отработка задания части В 8 в подготовке к ЕГЭ.


Задачи:

Образовательные:

  • обобщение и расширение умения учащихся анализировать текст в культурно — лингвистическом аспекте;

  • совершенствование навыков учащихся анализировать текст, применять приёмы работы с текстом;

  • отработка навыка поиска информации, анализа и отбора нужной информации, структурирования информации для создания литературного текста;

  • совершенствование навыков филологического анализа стихотворного произведения;


Воспитательные:

  • воспитание нравственных качеств, умения оценивать свои поступки, окружающую действительность, умения сочувствовать, сопереживать, отстаивать свою точку зрения, основ нравственного поведения, развитие речи;

  • воспитание патриотизма, любви к Родине;

  • повышение ответственности не только за собственные знания, но и за успехи всего коллектива;

  • воспитание умения внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение;

  • привитие навыков самостоятельности в работе, дисциплинированности;

  • повышать интерес к изучению русской литературы;


Развивающие:

  • развитие навыка работы в группах;

  • развитие навыка выразительного чтения текста;

  • развитие ассоциативного и логического мышления;

  • формирование познавательного интереса к литературе и другим наукам;

  • развитие умения учащихся представлять результаты работы в группе и компьютерные презентации перед аудиторией;

  • развитие коммуникативных навыков, внимания, памяти учащихся;

  • развитие способности эстетического восприятия и оценки художественной литературы и воплощенных в ней явлений жизни;

  • совершенствование речевых навыков и умений;

  • умения сопоставлять полученную информацию и делать выводы;

  • умение оценивать как свою работу, так и работу всей группы в целом.


Межпредметные связи:

  • русский язык;

  • литература;

  • информатика;

  • история;

  • изобразительное искусство;

  • музыка;

  • философия.


Учебное оборудование (оснащение) занятия:

  • ноутбуки;

  • проектор;

  • демонстрационный экран;

  • средства мультимедиа;

  • электронные презентации;

  • аудио и видео файлы;

  • раздаточный материал (лист самоконтроля, карточки);

  • принадлежности для рисования;

  • стенд «Творчество Б.Л. Пастернака».


Предварительная подготовка:

  • Для развития коммуникативных и личностных учебных действий учащимся предложено создать две творческие группы;

  • В сервисе Документы разместить заготовку электронного теста «Выразительные средства языка».

  • На Рабочем столе разместить файлы с текстами стихотворений («Февраль», «Когда разгуляется», «Светает»).

  • На Рабочем столе разместить папку с изображениями картин природы.

  • На Рабочем столе разместить электронный сборник стихов Пастернака.

  • Установить тематическую заставку на Рабочем столе.

  • Оформление доски (дата урока, выразительные средства речи для задания части В8 ЕГЭ).


Программное обеспечение:

  • Операционная система Windows;

  • браузер Google Chrome;

  • Программа для создания тестов MyTest;

  • Microsoft Office PowerPoint 2007;

  • Microsoft Office Word 2007;

  • Windows Movie Maker MM26_RU.


Методы обучения:

  • словесные (работа с текстом, выразительное чтение, цитаты, художественные приёмы);

  • проблемно-диалоговые (целеполагание, мотивация к изучению материала);

  • наглядные (иллюстрации, презентация);

  • практические (групповая работа);

  • репродуктивные (работа со стихотворным текстом);

  • проблемно-поисковые (работа с цветом, формой, ответы на вопросы);

  • индуктивные (синтез) (умение обобщать материал);

  • дедуктивные (анализ) (анализ текста);

  • самостоятельная работа (исследовательская работа в группах);

  • метод стимулирования и мотивации (элементы дискуссии).


Организационные формы работы:

  • фронтальная;

  • групповая;

  • индивидуальная.


План урока


Содержание этапа урока

Время

Вид и формы работы

Действия учителя на уроке

Действия учащихся на уроке

Универсальные учебные действия

I. Организационный момент

0,5 мин

Приветствие

Приветствует

Слушают учителя

Создается атмосфера доброжелательности и позитивный настрой на урок

II. Актуализация проблемы


5 мин

Беседа, создание проблемной ситуации.

Работа с эпиграфом (постановка целей, задач урока)

Задает вопросы.

Обобщает ответы учащихся.

Ученик зачитывает эпиграф. Остальные слушают, отвечают на вопросы учителя, дополняют ответы. Заполняют оценочный лист.

Личностные: нравственно-этическая ориентация.

Регулятивные: целеполагание, прогнозирование,

Познавательные: общеучебные (формулирование познавательной цели, построение речевого высказывания, смысловое чтение), логические (анализ, синтез, рассуждение).

Постановка и решение проблем: формулирование проблемы.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

III. Проверка домашнего задания «Биография и творчество Б. Пастернака»

10 мин

Отчет творческих групп о выполнении домашнего задания

Предоставляет слово ученикам.

Задает вопросы.

Одна группа слушает, другая демонстрирует, и наоборот. Заполняют оценочный лист.

Личностные: самопознание и самоопределение, нравственно-этическая ориентация.

Регулятивные: оценка.

Познавательные: общеучебные (структурирование знаний, построение речевого высказывания, смысловое чтение).

Коммуникативные: сотрудничество, управление поведением партнера, умение выражать свои мысли.

IV. Повторение изученного материала

17 мин

Тестирование на знание выразительно-изобразительных средств речи.

Выполнения задания части В8 ЕГЭ «Выразительно-изобразительные средства в стихотворении «Февраль» Б.Л. Пастернака».

Инструктирует порядок выполнения заданий.

Задает вопросы.

Слушают.

Выполняют тест.

Работают со стихотворением «Февраль».

Отвечают на вопросы, дополняют ответы.

Заполняют оценочный лист.

Личностные: самопознание и самоопределение, нравственно-этическая ориентация.

Регулятивные: прогнозирование, контроль, самоконтроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий.

Познавательные: общеучебные (структурирование знаний, построение речевого высказывания, смысловое чтение), логические (анализ, синтез, подведение под понятие, рассуждение).

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

V. Исследовательская работа в группах (анализ стихотворений)

10 мин

по заданию ЕГЭ части Б8, работа в группах по созданию сочинения анализа «Ключ» к лирике Б.Л. Пастернака» (Анализ стихотворений Б. Пастернака)

Объясняет ход выполнения исследовательской работы. Координирует работу учащихся в группах.

Работают в группах по созданию сочинения-анализа «Ключ» к лирике Б.Л. Пастернака». Каждый ученик выполняет свою часть работы по анализу текста.

Заполняют оценочный лист.

Личностные: самопознание и самоопределение, нравственно-этическая ориентация.

Регулятивные: целеполагание, прогнозирование, контроль, самоконтроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий.

Познавательные: общеучебные (формулирование познавательной деятельности, применение методов информационного поиска, структурирование знаний, построение речевого высказывания, смысловое чтение, знаково-символические действия), логические (анализ, синтез, рассуждение).

Постановка и решение проблем: создание способов решения творческого и поискового характера.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, управление поведением партнера, умение выражать свои мысли.

VI. Представление результатов исследовательской работы ««Ключ» к лирике Б.Л. Пастернака»

10 мин

Многоаспектная работа с текстом, анализ художественной формы произведений, презентация исследовательских работ на лингвистическую тему

Слушает

Учащиеся зачитывают сочинение-анализ, дают оценку работе каждого в группе (работа с оценочными листами)


Личностные: нравственно-этическая ориентация.

Регулятивные: оценка.

Познавательные: общеучебные (построение речевого высказывания, смысловое чтение), логические (сравнение)

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, управление поведением партнера, умение выражать свои мысли.

VII. Этап закрепления

2 мин

Составление кластера по теме урока

Создает кластер на доске в виде схемы совместно с учениками

Создают кластер на доске в виде схемы совместно с учителем

Личностные: самопознание и самоопределение, нравственно-этическая ориентация.

Регулятивные: самоконтроль, оценка.

Познавательные: общеучебные (структурирование знаний, построение речевого высказывания, рефлексия способов и условий действий, знаково-символические действия), логические (анализ, синтез, установление причинно-следственных связей, рассуждение).

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

VIII. Подведение итогов урока

2 мин

Выставление оценок, самоанализ по оценочным листам

Выясняет качество знаний учащихся

Подсчитывают баллы, выводят итоговую оценку

Личностные: самопознание и самоопределение, нравственно-этическая ориентация.

Регулятивные: контроль, самоконтроль, оценка.

Познавательные: общеучебные (структурирование знаний, рефлексия способов и условий действий), логические (анализ, синтез, установление причинно-следственных связей).

IX. Домашнее задание

0,5 мин.

Запись домашнего задания в дневнике.

Задает домашнее задание

Записывают задания в тетрадь

Личностные: нравственно-этическая ориентация.

Коммуникативные: постановка вопросов.

X. Резерв

4 мин

Рефлексия настроения и эмоционального состояния, песня на стихи Б. Пастернака

Включает клип песни в исполнении С.Никитина

Слушают

Личностные: нравственно-этическая ориентация.




61







Ход урока


I. Организационный момент (1 мин.)

Здравствуйте! (слайд 1).


Сегодня мы проводим урок литературы, на котором вам понадобится применить разные виды универсальных учебных действий, связанных со знаниями не только по литературе, но и другим наукам, т.к. в век информационных технологий современный человек, вращаясь в любой сфере деятельности, должен уметь применять свои знания для решения поставленных задач, осуществлять поиск информации, обрабатывать ее.

II. Актуализация проблемы (5 мин)


Учитель:

Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с творчеством русского писателя XX века Б.Л. Пастернака, его лирикой (слайд 2).


Запишем тему урока.


Эпиграфом к уроку выбраны слова Бориса Пастернака, которые послужат нам подсказкой к определению цели и задач урока (слайд 3).


Слово ученику.

Цель торжества – самоотдача,

А не шумиха, не успех.

Позорно, ничего не знача,

Быть притчей на устах у всех.


Но надо жить без самозванства,

Так жить, чтобы в конце концов

Привлечь к себе любовь пространства,

Услышать будущего зов.

Б. Пастернак

Учитель:


Какие же цели и задачи мы поставим?


Ученики отвечают.


Учитель обобщает ответы учащихся:


Таким образом, целью нашего урока будет являться поиск «ключа» для разгадки творчества поэта, секрета его лирики, знакомство с индивидуально-языковым стилем через выразительные средства речи. Кроме этого, проверим свои умения при выполнении задания части В8, которое заключается в знании изобразительно-выразительных средств языка и умении анализировать художественное произведение, составлять свой, оригинальный текст (слайд 4).


А теперь прежде, чем приступить к достижению нашей цели, ответьте на один из предложенных вопросов (слайд 5):

  1. сегодня я узнаю…

  2. я приобрету умения…

  3. я научусь…

  4. у меня получится …

  5. я смогу…


В свой оценочный лист на каждом этапе урока вы должны проставить отметку о выполнении заданий, указанных в карточке самоконтроля. В первый пункт вы уже сейчас можете выставить себе заслуженный 1 балл.


III. Проверка домашнего задания (10 мин.)


На прошлом уроке мы рассмотрели эпоху, в которой жил поэт. Вы получили задание на дом по группам с помощью любого программного средства подготовить материал о биографии и творчестве Б.Л. Пастернака.


Демонстрация учениками заданий, созданных в группах.


Учитель:

Вами проделана большая работа. Эта работа не только ума, но и сердца, вашей души. Вам удалось проследить жизнь на определенных этапах творчества поэта, его мировоззрение, любовь к родине и литературе.


Изучая биографию Пастернака, вы должны были обратить внимание на слова Марины Ивановны Цветаевой о творчестве поэта.

В одном из споров о поэзии Марина Ивановна воскликнула (слайд 6):

«Где человек, до конца понявший Пастернака?». И сама же пояснила:


Слово ученику.


«Пастернак – это «тайнопись», «иносказание», «шифр». Пастернака долго читать невыносимо от напряжения (мозгового и глазного), как когда смотришь в чрезмерно острые стекла, не по глазу. Кому он по глазу?»


Учитель:

Разве это не предупреждение для тех, кто отправляется странствовать по безбрежному морю поэзии, название которого «Лирика Бориса Пастернака»?

Вы согласны со мной?


Ученики отвечают.

Поэзия становится его призванием, его «почвой и судьбой». Она вобрала в себя его страсть к живописи, музыке и интерес к философии.


Учитель:

Сейчас вы можете отметить в листе самоконтроля выполнение домашнего задания.


IV. Повторение изученного материала (17 мин.)


А теперь мы приступим к разбору заданий части В8 ЕГЭ, которое заключается в знании изобразительно-выразительных средств языка.


Но прежде повторим материал по теме «Выразительные средства языка». Выполним 2 задания:

  1. Тестирование на повторение этой темы.

  2. Анализ стихотворения «Февраль».


  1. Инструкция к выполнению теста.


В сервисе Документы находится электронный тест «Выразительно-изобразительные средства речи», который содержит 5 заданий с одним верным ответом. После выполнения тестирования программа выдаст результат, который вы занесете в ваш лист самоконтроля.


Путь к открытию данного теста следующий (слайд 7):


Рабочий стол → ярлык MyTestStudent → Файл → Открыть → Выразительно-изобразительные средства речи → Открыть → F5 → Фамилия Имя, Класс → Ok


Время выполнения теста 3 минуты.


Тест «Выразительно-изобразительные средства речи».


Задание # 1

Вопрос:

Повторение одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда (стиха, строфы, прозаического отрывка) это …

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) Риторический вопрос

2) Анафора

3) Инверсия

4) Оксюморон


Задание # 2

Вопрос:

Расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный (прямой) порядок это …

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) Оксюморон

2) Анафора

3) Инверсия

4) Риторический вопрос


Задание # 3

Вопрос:

Риторический вопрос это …

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) Членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно-смысловых речевых единицах, следующих одна за другой после разделительной паузы

2) Повторение одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда (стиха, строфы, прозаического отрывка)

3) Расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный (прямой) порядок

4) Утверждение или отрицание в форме вопроса, на который не ожидается ответа

5) Соединение двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое


Задание # 4

Вопрос:

Олицетворение это …

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) Приписывание неодушевленным предметам признаков и свойств живых существ

2) Перенос значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними

3) Непомерное преувеличение размера, силы, значения и т.д. какого-либо предмета, явления

4) Иносказательное изображение отвлеченного понятия при помощи конкретного, жизненного образа

5) Уподобление одного предмета другому на основании общего у них признака


Задание # 5

Вопрос:

Сопоставьте понятия, т.е. для каждого варианта из первого столбика необходимо указать соответствующий вариант из второго.

Укажите соответствие для всех 5 вариантов ответа:

1) Перенос значения с одного явления на другое по смежности

2) Непомерное преуменьшение размера, силы, значения и т.д. какого-либо предмета

3) Близкие по значению, но разные по звучанию слова или выражения

4) Иносказательное изображение отвлеченного понятия при помощи конкретного, жизненного образа

5) Непомерное преувеличение размера, силы, значения и т.д. какого-либо предмета, явления


__ Метафора

__ Литота

__ Синонимы

__ Аллегория

__ Гипербола


Ответы:

1) Верный ответ (1 б.): 2;

2) Верный ответ (1 б.): 3;

3) Верный ответ (1 б.): 4;

4) Верный ответ (1 б.): 1;

5) Верные ответы (1 б.):

1;

2;

3;

4;

5.


  1. Работа с презентацией «Выразительно-изобразительные средства в стихотворении «Февраль» Б.Л. Пастернака».

Учитель:

Переходим к выполнению 2 задания. Ваша задача определить, какие выразительные средства использует поэт в стихотворении «Февраль» для создания картин природы.

На Рабочем столе открыть файл с текстом стихотворения «Февраль».


Слово ученику (слайд 8).

«Февраль. Достать чернил и плакать…»

Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит.

Достать пролетку. За шесть гривен,
Чрез благовест, чрез клик колес,
Перенестись туда, где ливень
Еще шумней чернил и слез.

Где, как обугленные груши,
С деревьев тысячи грачей
Сорвутся в лужи и обрушат
Сухую грусть на дно очей.

Под ней проталины чернеют,
И ветер криками изрыт,
И чем случайней, тем вернее
Слагаются стихи навзрыд.


Учитель:

Какое настроение вызывает это стихотворение?


Ученики:

В этом стихотворении можно обнаружить, что поэт выражает свое настроение — грустное, унылое, разочарованное, гнетущее.


Учитель:

А теперь найдите при помощи каких выразительных средств создается это настроение?


В 8. Выбрать из списка те средства выразительности, которые использованы поэтом в стихотворении «Февраль…». и занести в тетрадь. Ответ оформить в виде ряда цифр, под которыми записаны выразительные средства (на доске)

  1. Анафора

  2. Сравнение

  3. Ассонанс

  4. Назывное предложение

  5. Инфинитив

  6. Безличные предложения

  7. Эпитет

  8. Метафора

  9. Аллитерация

  10. литота


(слайд 9)

«…Выразительность стихотворения, во-первых, создаётся за счёт использования назывного и безличных предложений ( предложения 1, 2). Быстрая смена инфинитивов (предложения 1, 2) создаёт иллюзию движения, действия. Неожиданные эпитеты «грохочущая слякоть», «чёрная весна», «сухая грусть» и метафоры «дно очей», «ветер криками изрыт» придают живость и образность стихотворению. Сравнение «грачи, как обугленные груши» дорисовывает общую картину. Несмотря на «чёрный» колорит ( «чернила», «чёрная весна», «проталины чернеют») создаётся впечатление яркости, блеска, бликов за счёт аллитерации (повторение громкого [р] и подчёркивающих [ч], [ш], [щ], [ж], [з], [с])…»

Ответ: 4, 6, 5, 7, 8, 2, 9


Заполнить оценочный лист; за каждое правильно выбранное выразительное средство присваивается 1 балл.


V. Исследовательская работа в группах (анализ стихотворений) (10 мин)


Учитель:

В чём же секрет поэзии Б.Л. Пастернака? (слайд 10)


Ученики:

Чуткий слух музыканта помогает воспроизвести звуки, а талант художника – зарисовать картину, показать в цвете, оживить.

«Природа – огромный живой организм, в котором есть душа, любовь и язык…»


Учитель:

Итак, продолжим поиски на других стихотворениях поэта уже работая в группах.

Вам предлагается из лирики Пастернака два стихотворения «Светает» из сборника «Сестра моя — жизнь» 1917 — 1922 год и «Когда разгуляется» из одноимённого сборника 1956 — 1959 год.

Ваша задача, анализируя текст стихотворения, выяснить, какие выразительно-изобразительные средства использует поэт, и найдите «ключи» к разгадке смысла этих стихотворений.

Старший в группе выступит с защитой получившегося сочинения-анализа «Ключ» к лирике Б.Л. Пастернака».

Для выполнения задания воспользуйтесь карточкой выразительных средств языка, если понадобится, альбомной бумагой, цветными карандашами, Интернетом, папкой с изображениями картин природы, расположенной на Рабочем столе. Правильно распределите обязанности между всеми членами творческой группы.

Время выполнения 15 минут

Во время работы звучит соната для фортепиано № 4 фа диез мажор Александра Николаевича Скрябина в исполнении Григория Соколова.


Учащиеся работают в группах.

VI. Представление результатов исследовательской работы ««Ключ» к лирике Б.Л. Пастернака» (10 мин.)


Учащиеся зачитывают сочинение-анализ, дают оценку работе каждого в группе (работа с оценочными листами).


VII. Этап закрепления (5 мин.)


Учитель:

Сегодня на уроке мы попытались найти разгадку к лирике поэта Б.Л. Пастернака. Попробуем схематично обозначить выводы поиска секретов лирики Пастернака в виде кластера.


Запись на доске и в тетрадях в виде кластера.


Лирика Бориса Леонидовича Пастернака (слайд 11).

  1. Музыкальное восприятие мира.

  2. Цветовые ощущения.

  3. Философская модель мира.

  4. Поэтическая интонация через выразительно-изобразительные средства речи.

  5. Насыщенность метафорами.

  6. Умение видеть мельчайшие детали

  7. Эмоциональная интонация и т.д.


Таким образом, какой вывод можно сделать? Достигнута ли цель урока, поставленная в начале?


Ученики отвечают.


VIII. Подведение итогов урока (5мин.)


Выставление оценок.

Просчитайте количество набранных вами баллов в течение урока и выведите итоговую оценку, используя предложенные критерии.


А теперь ответим еще раз на вопрос выбранный вами в начале урока (слайд 12). Сравните совпал ли ответ, данный вами в начале урока с ответом данным в конце.


IX. Домашнее задание (0,5 мин.)


Ученики записывают в тетрадь.

Анализ стихотворения (по выбору) в форме сочинения-анализа с использованием электронного сборника стихов поэта (слайд 13):

«Нобелевская премия»
«Быть знаменитым некрасиво»
«Единственные дни».


X. Резерв (4 минуты)


На стихи Б.Л. Пастернака написаны песни, одну из них вы сейчас прослушаете, а другие найдёте в Интернете.

Звучит фонограмма песни «Снег идет» в исполнении барда Сергея Никитина.



Литература:

  1. Литература (русская литература XX века). Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-ух частях. Под Общей редакцией В.В. Агеносова. Рекомендовано Министерством образования РФ. *8-е издание стереотипное, М. «Дрофа», 2013.

  2. Учебник для общеобразовательных учреждений / Т.Ф. Курдюмова. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011.

  3. Борис Пастернак. Сочинения в двух томах. Тула, «Филин», 1993.

  4. Борис Пастернак. Стихи. Россия – Родина моя. Москва: Художественная литература, 1967.

  5. Русская советская поэзия. Под ред. Л.П. Кременцова. Ленинград: Просвещение, 1988.

  6. Строфы века. Антология русской поэзии. Сост. Е. Евтушенко. Москва: Полифакт, 1995.


Интернет-ресурсы:

  1. https://poetrylibrary.ru/stixiya/menu-date-118.html

  2. https://poetrylibrary.ru/stixiya/pasternak-1.html#ty-v-vetrevetkoj

  3. https://images.yandex.ru/yandsearch?text=картины природы

  4. https://vozmimp3.com/

  5. https://www.youtube.com/

Приложение 1

Справка

Методика работы приёма «Кластеры» очень простая. Выделяем центр – это наша тема, от неё отходят лучи – крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины, понятия. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем учащиеся получают при обычной письменной работе.










Кластер «ключа» к лирике Пастернака














Свежие документы:  Контрольная работа по пьесе А.Н.Островского "Гроза"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: