Конспект урока по Литературе ««Мой край задумчивый и нежный…» Тема Родины в поэзии С. А. Есенина» 9 класс


Конспект урока





1.

ФИО (полностью)

Обысова Наталья Владимировна

2.

Место работы

МОУ «Милославская СОШ» Рязанской области

3.

Должность

Учитель русского языка и литературы

4.

Предмет

Литература

5.

Класс

9

6.

Тема

«Мой край задумчивый и нежный…» Тема Родины в поэзии С. А. Есенина

7.

Базовый учебник

Литература: 9 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.2/ под ред. В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2008.





Цели урока для учителя:

Обучающие

  • организовать учебную деятельность учащихся, направленную на освоение знания о некоторых фактах жизни и творчества С.А. Есенина;

  • организовать учебную деятельность, направленную на понимание путём анализа стихотворений художественного мира поэта;

  • организовать учебную деятельность, направленную на формирование умения анализировать и выразительно читать стихотворения С.А. Есенина.

Развивающие:

создать условия для развития умений:

  • самостоятельно определять цели учебной деятельности;

  • самостоятельно планировать пути достижения целей;

  • самостоятельно строить адекватные образы, постигать авторские принципы видения мира, давать собственную оценку произведению и отражённых в нём жизненных явлений на основе ассоциативных связей;

  • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.


Воспитательные:

  • способствовать формированию у учащихся ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,

  • способствовать воспитанию на примере лирики Есенина любви к Родине, природе, эмоциональной и отзывчивости.


Цели урока для учащихся:

  1. освоить знание о некоторых фактах жизни и творчества С.А. Есенина;

  2. понимать путём анализа стихотворений художественный мир поэта, с помощью каких образов и средств поэт передаёт восприятие Родины;

  3. выработать умения анализировать и выразительно читать стихотворения С.А. Есенина.





Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ).

Метод: исследовательский.

Используемые УУД: регулятивные (целеполагание, планирование деятельности);

познавательные: исследовательская деятельность, преобразование моделей и схем для решения задач, поиск информации с использованием ресурсов Интернет; коммуникативные: формулирование собственного мнения, аргументирование и координирование его с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач.

Формы работы учащихся: самостоятельная, групповая.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор.

Материал к занятию:

Демонстрационный (раздаточный)


  1. План анализа стихотворения



  1. Год написания, история создания стихотворения.

  2. Тема стихотворения;

  3. Настроения, вызванные чтением стихотворения;

  4. Средства выразительности (тропы, стил. фигуры);

  5. Лирический герой, его чувства, переживания;

  6. Идея стихотворения;

  7. Основные образы, цветовая гамма.





  1. Таблица «Тропы и фигуры речи».

  1. Речевые клише (для слабых учеников даны начала предложений):

  • Тема стихотворения С. Есенина «…» …

  • При чтении этого лирического произведения возникают…настроения.

  • Способствуют передаче таких настроений следующие средства изобразительности …

  • В данном стихотворении используются… предложения Они помогают автору …

  • Лирический герой — …

  • Автор хотел показать …

  1. Образец кластера:



Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР,

слайды презентации


Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)


1




















Организационный момент



















  1. Приветствие, стабилизация внимания учащихся.

  2. Запись на доске числа и классной работы.



  1. Ученики приветствуют учителя и слушают его.

  2. Учащиеся записывают число и классную работу.


1 мин.

2.

Мотивация.

Постановка проблемного вопроса.

Слайды презентации №2 (2-4)



















Презентация №2 (слайд 5)




— С.Есенин..! Произнося это имя, каждый человек думает о своем: одни — о белой берёзе под окном, другой — об интересной жизни С.Есенина; третьи — о загадочной смерти поэта.

А какие мысли вызывает это имя у вас? Чем интересны и особенны его стихи?

— Посмотрите на слайды презентации. Как Вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?

— «Тема Родины в творчестве С. Есенина». Запишите тему урока в тетрадь.

— Какие стихотворения Есенина о Родине вы помните?

Проблемный вопрос:

Как вы думаете, на основе каких образов, красок, изобразительных средств создаётся восприятие Родины при чтении стихотворений С. Есенина?







Учащиеся отвечают.















Учащиеся предлагают свои варианты формулировки темы.


Учащиеся записывают тему урока в тетрадь.

Ребята отвечают.



Учащиеся выдвигают свои гипотезы: образ природы, родного дома, преобладающие цвета: синий, зелёный; изобразительные средства: эпитеты, метафора, олицетворения.

3 мин.



3



Постановка цели урока.

Презентация №2 (слайд 6)


Работа с алгоритмом целеполагания:

Сформулируйте самостоятельно цели вашей учебной деятельности.








Как Вы проверите, что цели достигнуты?


1) освоить знание о некоторых фактах жизни и творчества С.А. Есенина;

2)понимать путём анализа стихотворений художественный мир поэта, с помощью каких образов и средств воспринимает поэт Родину;

3)выработать умения анализировать и выразительно читать стихотворения С.А. Есенина.


— Ребята продолжают предложение «Цель будет считаться достигнутой, если…»






3 мин.

4

Планирование этапов работы и построение проекта выхода из затруднения.

















































— Что нам нужно сделать, чтобы достичь цели? Давайте запланируем вместе этапы работы на уроке.




На доске этапы работы:

  • Знакомство с биографией поэта.

  • Анализ стихотворений, выразительное чтение.

  • Рефлексия, подведение итогов.








2 мин.


5

Вопрос учителя

Презентация №2 (слайд 7)

— Ребята, а что означает фамилия Есенин? Это был вопрос домашнего задания.


« Фамилия Есенин – русская – коренная, в ней звучат языческие корни – Овсень, Таусень, осень, Ясень – связанные с плодородием, с дарами земли, с осенними праздниками. Сам Сергей Есенин, действительно, деревенский, русый, кудреватый, голубоглазый, с задорным носом».

А. Толстой

1 мин

6






















Сообщение учащихся о жизни и творчестве С.Есенина.

Презентация №1.

— На дом было также дано индивидуальное задание: подготовить сообщение о жизни и творчестве поэта.

Учащиеся выходят к доске и рассказывают о жизни и творчестве С.А. Есенина.



5 мин.

7

Работа со статьёй учебника.


— Ребята, дома вы читали статью о С. Есенине и раздел «В творческой лаборатории С.А. Есенина» Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

1. Что повлияло на раннее творчество С. Есенина? Когда появились его первые стихотворения? Какова их тематика? Как оценивают писатели и литературоведы его произведения?

2. Каковы особенности творчества С. Есенина?

3. Как относился С. Есенин к творчеству А. Пушкина?

4. Какие темы особенно часто звучат в стихотворениях поэта? Грустные или весёлые интонации преобладают в стихотворениях поэта? Как вы это объясните?







Учащиеся отвечают.

2 мин

8

Работа в группах с текстами стихотворений С.А. Есенина.


Следующий этап нашего урока — выразительное чтение и анализ стихотворений. Предлагаю организовать такую работу в группах:

1 группа выразительно читает и анализирует стихотворение «Гой ты, Русь моя родная»

2 группа – «Край любимый, сердцу снятся…»

3 группа – «Вот уж вечер. Роса…»

4 группа – «Отговорила роща золотая»

Вы должны не только проанализировать стихотворения по плану (можете, кстати, воспользоваться речевыми клише), но и по результатам своей работы составить кластер «Образы, чувства, тропы в стихотворении С. Есенина» По желанию в кластере можно указать преобладающую цветовую гамму в стихотворении, образы показать в виде рисунка.





Учащиеся работают в группах.
























7 мин.

9



Выступление участников групп.

ЭОР

«История создания стихотворения С. Есенина «Отговорила роща золотая»


А теперь давайте посмотрим, как вы проанализировали стихотворения, какой кластер составили. Но для начала прочитайте стихотворения наизусть выразительно.

Во время чтения для наглядности учитель демонстрирует текст стихотворений на слайдах презентации.

Историю создания стихотворения «Отговорила роща золотая» учитель читает в учебном модуле с сайта ФЦИОР.










Учащиеся рассказывают наизусть стихотворения С. Есенина, анализируют стихи, а кластеры комментируют и вывешивают на доску.

Стихотворение «Гой ты, Русь моя родная» учащиеся слушают в чтении актёра Сергея Безрукова, стихотворение «Отговорила роща золотая» в чтении актёра Влад. Ив. Аверина (см. учебный модуль)


15 мин.

10

Итоговая рефлексия учебной деятельности











































Презентация №2 (слайды 17 – 18).


— Заканчивается урок. В конце урока нам нужно обязательно подвести итог.


— Вспомним, какие цели мы ставили на уроке. (Цели прописаны на доске).


-Удалось ли их достичь? Над чем еще стоит поработать?


— Любовь к родине, к России неразрывна с любовью к родной природе.

Природу России поэт всегда воспринимал чутким сердцем русского человека. Поэтом опоэтизировано все: звезды, крапива, березы, зори. Не природа сопоставлена с человеком, а человек – часть природы, живой, одухотворенной.

Русская природа как бы разделяет с поэтом радость и горе, остерегает его, вселяет надежду, плачет над его несбывшимися мечтами.

«… Для меня нет дороже минуты, когда я открываю книги Есенина, оказываюсь в мире чутком, тревожном и добром, в мире, написанном такими красками, каких до него не знал ни один художник. С Есениным и радость звонче, и горе легче», — писала литературовед Л. Васильева. Ребята, что же привлекает внимание читателя в стихотворениях С. Есенина о Родине? На основе каких образов, красок, изобразительных средств создаётся восприятие Родины при чтении стихотворений С. Есенина? Подтвердилась ли ваша гипотеза?






Учащиеся проговаривают.



Учащиеся говорят, с каким материалом они работали, какие выполняли задания и чему научились.














































Учащиеся отвечают, делают выводы.

4 мин.

11

Домашнее задание


Написать небольшое сочинение-размышление на тему «Природа и Родина в лирике С.А. Есенина».



Учащиеся записывают домашнее задание.




2 мин.



Приложение к плану-конспекту урока

«Мой край задумчивый и нежный…» Тема Родины в поэзии С. А. Есенина


Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР (Учебный модуль приложен в папке)

1.

ЭОР

«История создания стихотворения С. Есенина «Отговорила роща золотая»

Информационный

Интерактивный тренажёр

https://fcior.edu.ru/card/10378/praktika-trenazher-dlya-zauchivaniya-stihotvoreniya-s-a-esenina-otgovorila-rosha-zolotaya-istoriya-s.html





Свежие документы:  Конспект урока по литературе в 10 классе "Л.Н.Толстой. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Духовные искания писателя"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: