Конспект урока по Литературе «Н.А. Некрасов «Я лиру посвятил народу своему…»


Урок-КВН по творчеству Н.А. Некрасова

«Я лиру посвятил народу своему…»

Цели урока:

— обобщить и систематизировать изученное по творчеству Н.А. Некрасова, способствовать обогащению литературного и эстетического кругозора учащихся;

— развивать оперативность, мобильность мышления учащихся,

— воспитывать стремление к победе, умение работать в коллективе.


Тип урока: урок закрепления и совершенствования знаний.


Межпредметные связи: Русский язык «Лексическое значение слова», История «Россия второй половины XIX века».

Методическое обеспечение: карточки-задания, таблица, иллюстрации учащихся к произведениям Некрасова.

Ход урока

I.Организационный момент:


— проверка наличия учащихся,

— объявление темы, цели, хода урока, критерия оценки работы групп.

1. Вступительное слово учителя.

Сегодня заключительный урок по творчеству Н.А. Некрасова – поэта-демократа, который всей своей жизнью и музой служил русскому народу, был “отечества достойный сын”. О значении его поэзии для жизни писал ярославский поэт И. Смирнов:

И через век он с нами – 
Каждым словом,
Необходимый сердцу и уму.
Он и сейчас для нас
Правофланговый
В служении народу своему.

Урок мы проведем в форме КВН. Вперед, веселые и находчивые! Жюри будет оценивать ваши ответы, а также учитывать активность всей группы, дисциплину и использование тетрадей и учебников.

2. Представление команд.

Первая команда – “Русские женщины”, вторая – “Сеятели”, третья – «Граждане».



Девиз 1 команды:

Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц…

Девиз 2 команды:

Сейте разумное, доброе, вечное,
Сейте! Спасибо вам скажет сердечное
Русский народ…

Девиз 3 команды:

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан!

3. 1-й конкурс: Разминка.

— Где и когда родился Некрасов?

— Как звали отца и мать Некрасова? Кем они были по происхождению?

— Я рос, как многие, в глуши,
У берегов большой реки…

Где прошло детство поэта? Из какого произведения эти строки? (Село Грешнёво, где прошло детство поэта, находилось на берегу Волги. Стихотворение “На Волге”).

— Какое образование получил поэт?

— Кому посвятил свои первые стихотворные опыты Некрасов?

— Как назывался первый сборник стихов Некрасова?

— “Да знаете ли вы, что вы поэт – и поэт истинный?” Кто и по поводу какого стихотворения сказал эти слова Некрасову? (В. Г. Белинский после чтения стихотворения Некрасова “В дороге”).
— Какая известная картина напоминает стихотворение Некрасова «На Волге», написанное по воспоминаниям детства?

Свежие документы:  Конспект урока по литературному чтению "Царство Мороза Ивановича"

— Кто был критиком первых стихов и учителем Некрасова?

— Издателем какого журнала стал поэт в 1847 году?

— Кто был основателем первым издателем этого журнала?

— Кому посвятил Некрасов свою поэму «Коробейники»?

— В каких крупных произведениях Некрасов рассказывает о декабристах?

— О ком Некрасов писал: «Во мне спасла живую душу ты»?

— Героиня какого стихотворения поэта вышла замуж за неграмотного мужика по приказу барина, хотя сама была образованной?

Героиня какого произведения не отказалась от поездки к мужу, хотя ей угрожали «острожным жёстким сухарём, и жизнью взаперти, позором, ужасом, трудом этапного пути»?

— Назовите адресатов любовной лирики Некрасова. (А. Я. Панаева и З. Н. Некрасова (Фекла Анисимовна Викторова).
— Как звали героинь поэмы “Русские женщины”? (Е.И. Трубецкая и М. Н. Волконская)
— Учитель! Перед именем твоим
 
Позволь смиренно преклонить колени…

Из какого произведения эти строки? Кому из своих друзей посвятил поэт это стихотворение? (Эти строки из поэмы “Медвежья охота” посвящены В. Г. Белинскому).

2. Конкурс чтецов и конкурс художников.

Каждая команда получила равноценное домашнее задание: на большом листе бумаги нарисовать иллюстрацию к стихотворению Некрасова. “Художники” защищают свои рисунки, оживляя сообщения выразительным чтением отрывков к иллюстрациям.

(По одному чтецу из каждой команды).

3. Конкурс капитанов. Работа с таблицей: Соединить стрелками части предложения из двух колонок.

4. Конкурс знатоков биографии поэта.

5. Конкурс «Я лиру посвятил…». По отрывкам определите, из какого они произведения. На каждый ответ 30 секунд.

А) Не мудрено, что ты вянешь до времени,

Всевыносящего русского племени

Многострадальная мать!

«В полном разгаре страда деревенская…»

А)Выдь на Волгу: чей стон раздается

Над великою русской рекой?

Этот стон у нас песней зовется —

То бурлаки идут бечевой!.. «Размышления у парадного подъезда»

А) Поздняя осень. Грачи улетели,
Лес обнажился, поля опустели.

“Несжатая полоса”

Б) В игре её конный не словит,

В беде не сробеет – спасёт:

Коня на скаку остановит

В горящую избу войдёт.

«Мороз, красный нос»

Б) Славная осень. Здоровый, ядрёный

Воздух усталые силы бодрит,

Лёд неокрепший на речке студёной

Словно как тающий сахар лежит.

«Железная дорога»

Б) Однажды, в студеную зимнюю пору
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.

“Крестьянские дети”

Свежие документы:  Конспект урока по литературе в 11 классе Нравственно-философские проблемы в п. В.Распутина «Последний срок»


6 конкурс «Кто это?» Угадайте героя произведения и среди вещей на столе выберите принадлежащие названному герою:


— Грудь впалая; как вдавленный

Живот; у глаз, у рта

Излучины, как трещины

На высохшей земле.


— С большущей сивой гривою,

Чай, двадцать лет нестриженной,

С большущей бородой,

Дед на медведя смахивал.


-К нему подходишь к первому,

А он и посоветует,

И справку наведёт,

Где хватит силы – выручит,

Не спросит благодарности,

И дашь, так не возьмёт.


— Лицо худое, бледное

И волос тонкий, вьющийся,

С оттенком красноты

кость широкая,

Но сильно исхудалое

Лицо… .



— Осанистая женщина,

Широкая и плотна,

Лет тридцати осьми.

Красива, волос с проседью,

Глаза большие, строгие,

Ресницы богатейшие,

Сурова и смугла.


— Носил рубаху красную,

Поддёвочку суконную,

Смазные сапоги,

Пел складно песни русские

И слушать их любил.


7. Конкурс «Чёрный ящик»: Что лежит в чёрном ящике?


То, что спасала во время пожара жена Якима Нагого?


— То, что принёс в подарок своей невесте герой поэмы «Коробейники».


То, о чём всю жизнь пела и плакала мать Григория Добросклонова.


III. Подведение итогов урока, аргументирование оценок группам и внутри групп.


IV. Рефлексия учащихся по анкетам:


  1. Понравился ли вам урок?

  2. Довольны ли Вы работой своей команды?

  3. А своим личным участием в работе команды?

  4. Какую оценку Вы поставили бы своей команде? Себе?



V. Заключительное слово педагога: Мне хотелось бы завершить урок словами Расула Гамзатова о Некрасове:

«Он – как добрый, сложенный на века дом: из него выходят в юные годы и в него возвращаются на склоне жизни. В прошлом веке он был нужен по преимуществу России, теперь он нужен многим людям многих наций».

Хочется надеяться, что для вас творчество Некрасова тоже станет «добрым домом», где вы найдёте много нужного для себя.









Оценочная таблица

№ команды

Разминка

Кон-

курс

чтецов

Кон-

Курс

худож-

ников

Кон-курс капита-нов

Кон-

курс

знато-

ков

биогра-

фии

«Я лиру посвятил..»

«Кто это?»

«Чёрный

ящик»

Поощрительные

баллы

Штрафные

баллы

«Русские женщины»











«Сеятели»











«Граждане»













Поощрительные баллы:

— сплочённость команды – 0-3 балла

— активность всех членов команды- 0-3 балла




Штрафные баллы:


— нарушение дисциплины,

— использование конспектов и учебников,







скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: