Конспект урока по Литературе «Н.М.Рубцов. Личность, судьба, творчество» 6 класс


МКОУ Октябрьская СОШ

п. Октябрьский Зональный район

Курендина Ольга Юрьевна

Учитель русского языка и литературы


Урок литературы в 6 классе

Тема: Н.М.Рубцов. Личность, судьба, творчество.



Цель: 1) Познакомить с биографией поэта, его стихотворениями.

2) Формировать у учащихся навыки выразительного чтения,

умения выделять главное из общего.

3) Воспитывать у учащихся чувство любви к своей родине, вызвать интерес к поэзии Рубцова.


УМК: тексты стихотворений


Оформление: Используется презентация, столы расставлены в виде «круга».

Ход урока:

1.Слово учителя.

( На слайде 1 появляется название урока)

Ребята, тема нашего урока биография Н.М.Рубцова. Цель нашего урока — познакомиться с судьбой, личностью и творчеством Рубцова. В конце урока должны ответить на следующие вопросы:

— Почему Рубцова считают одним из замечательных поэтов 20 века?

— Какова основная тема его лирики?

Наш урок не совсем обычный. Он пройдет в форме «круглого стола», за которым соберутся известные люди, знавшие Рубцова. Их воспоминания помогут составить яркое представление о личности поэта. (Слайд 2)


2. Выступление учащегося.

Начнем беседу со стихотворения Станислава Куняева «Памяти поэта», которое посвящено Н.М.Рубцову (отрывок):

Он точно знал,

Что счастье – это дым

И что не породнишь его со словом,

Вот почему он умер молодым

И крепко спит

в своем краю суровом,

на вологодском кладбище своём

в кругу теней

любимых и печальных….


А мы ещё ликуем и живем

В предчувствии потерь

Уже недальних.

А мы живём ,

И каждого из нас

Терзает все,

Что и его терзало,

И потому,

Пока не пробил час,

Покамест время нас не обтесало,

Давай поймем,

Что наша жизнь – завет,

Что только смерть развяжет эти узы –

Ну, словом, все,

Что понимал поэт

И кровный сын жестокой русской музы.


Слово учителя:

Трагически короткой была жизнь светлого и прекрасного поэта Николая Рубцова.

Открывая сегодня этого поэта, мы невольно возвращаемся к воспоминаниям тех людей, которые его хорошо знали. Среди них – и Глеб Горбовский, известный ленинградский поэт (зачитывает ученик).

«Николай Рубцов – поэт долгожданный. Блок и Есенин были последними, кто очаровывал читающий мир поэзией – непридуманной , органической. Полвека прошло в поиске, в изыске, в утверждении многих форм, а также истин…Время от времени…звучали голоса яркие , неповторимые. И все же хотелось Рубцова…Кислородное голодание без его стихов – надвигалось …Долгожданный поэт. И в то же время – неожиданный».

Свежие документы:  Конспект урока литературного чтения в 1 классе по рассказу Н. Артюховой «Саша-дразнилка»


Слайд 3( биография поэта)

(Основные даты биографии ученики записывают в тетради)

Н.Рубцов родился 3 января 1936 года в с. Емецк Архангельской области. Став 4 ребенком в семье. К 1941 году семья перебирается в Вологду.

Слайд 4 (отец и мать)

В июне 1942 г. умирает мать поэта, отец до 1944 года находился на фронте, по возвращении с войны обзаводится новой семьёй, поэтому дети считают его погибшим. Старших детей забирают родственники , а Николоя и его брата отправляют в октябре 1943 года в дет.дом в с. Никольское Тотемского района, где он начинает учиться. Слайд 4 (дет.дом) – 5 (с воспитателями)

Слайд 5

Закончив в 1950 году семилетку, делает попытку поступить в Рижское мореходное училище (мальчика всегда влекла к себе морская стихия), вернувшись в Николу. Учится 2 года в лесотехническом техникуме. Получает паспорт и отправляется странствовать по России: Архангельск, Кировск, Ташкент, Вологда, Никола, Приютино – география его путешествий. С 1955 года служит на корабле Северного флота.

Послушаем воспоминания Валентина Сафонова:(ученик читает)

« В те годы нашей флотской юности Рубцов был общительным человеком. С отчаянной смелостью врубался он в любой разговор о литературе, тем паче о поэзии. Если сам читал стихи или вслух размышлял о чьих – то – тут Колю слушать не переслушать. И замыкался он лишь в том случае. Когда невзначай или с назойливым интересом касались начал его жизни…В душе его постоянно жила огромная, невыразимой силы, негаснущая тоска по родительской ласке , которой он, осиротев в младенчестве. Не запомнил, тоска по отчему крову над головой, которого никогда не было в его жизни»

Слайд 6 (Рубцов на флоте).


Ко времени службы относятся первые публикации Рубцова во флотских сборниках. В 1962 году зачислен на первый курс Литературного института в Москве.С 1964 года начинаются публикации стихов в журналах: «Юность», «Молодой гвардии», «Октябре»

С 1965 года учится на заочном отделение, выпускает первую книгу – «Лирика». К 1967 году выходит сборник «Звезда полей».

В 1969 году заканчивает учёбу в институте.

В 1969 – 1970 поэт активно сотрудничает со многими газетами и журналами, работает лит.консультантом, выпускает 2 книги : «Душа хранит», «Сосен шум».

В 1970 году пишет пророческое стихотворение «Я умру в крещенские морозы…». (Читает учитель).

Умер 19 января в 1971 года.

Слайд 7 (могила поэта)

Ученик зачитывает воспоминания Виктора Астафьева:

Свежие документы:  Тест по Литературе "творчество М.Ю.Лермонтова" 9 класс

« В день сороковин мы, друзья и земляки поэта, собрались на кладбище. Под дощатой пирамидкой глубоко и тихо спал поэт, который так пронзительно умел любить свою землю и высоко петь о ней, а вот своею совсем не дорожил.

Кладбище, где он лежит, новое – здесь ещё недавно был пустырь, нет здесь зелени, и деревья ещё не выросли, на крестах сидят вороны.

Возле стандартных пирамидок позванивают железными листьями стандартные венки, а кругом горят, переливаются голубые снега и светит уже подобревшее, на весну повернувшее солнце. И не верится, не хочется верить, что нет его с нами и никогда уже не будет, и мы не услышим его прекрасную ,до половины только спетую песню…

Разговоры о том , что поэты уходят , а стихи остаются, — мало утешают.

Настоящего поэта никто не сможет заменить на земле. Песню, которую не допел Н.М.Рубцова, никто не споёт. Он унес свои песни с собой…».

Слайд 8 («тихая лирика»)

Конец 50- 60- х годов – время интенсивных поисков, многочисленных полемик, споров о дальнейших путях развития литературы.

В литературе наметилось размежевание, появились 2 группы: «городская» («эстрадная») поэзия и группа «поэтов от земли» («тихая» лирика).

К разряду «тихой лирики» относится Рубцов.




Слайд 9(лирика поэта)

Каждая строка стихотворения дышит любовью к родине. Кровная привязанность к родным местам, народная жизнь, народная речь – основа его творчества.

Слайд 10 – 11(песни)

Ребята, послушаем песни на стихи Рубцова.

— Какое настроение передаётся в песнях?

— Какова тема песен?

Чтение стихотворений учащимися.

Определяем темы стихотворений.

Итог урока

Слайд 12.

— Что нового вы узнали на уроке?

— Что понравилось на сегодняшнем уроке?

Итак, Н.М. Рубцов замечательный русский поэт , который привязан к классической литературе. Основная тема его творчества – любовь к родной земле, к Родине.

Слайд 13(д.з.)

Домашнее задание:

Наизусть стихотворение Н.М.Рубцова.
























скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: