Конспект урока по Литературе «Нравственные проблемы в повести А.С.Пушкина «Выстрел»» 7 класс


1001 идея интересного занятия с детьми


УРОК-КОНФЕРЕНЦИЯ . НРАВСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ПОВЕСТИ А.С.ПУШКИНА «ВЫСТРЕЛ»

Макарова Елена Павловна, МКОУ СОШ № 36, учитель русского языка и литературы, г.Первоуральск, Свердловская область


Предмет (направленность): литература.

Возраст детей:7 класс.

Место проведения: класс.



Урок литературы в 7 классе.

Тема. Нравственные проблемы в повести А.С.Пушкина «Выстрел»

Цель: 1. Учить внимательно читать и анализировать художественный текст;

2. Проанализировать поступки героев и способы раскрытия их характеров;

3.Развивать творческие способности учащихся.


Учебник. «В мире литературы» 7 класс, под ред. А.Г.Кутузова.


Оборудование: рисунок Д. А. Шмаринова «Выстрел»; рисунок А.С.Пушкина на рукописи повести «Гробовщик»; рисунки учащихся; вопросы к конференции.

Карточки со словами.


Ход урока

Слово учителя: главная тема «Повестей Белкина» — стихия жизни, «жизни мышья беготня», невозможно разобраться, найти логику, сюжет, смысл жизни. Невозможно потому, что жизнь сама является нам посредством чужих мнений слов, рассказов. Мы узнаем истории от лица рассказчиков, у них разные занятия , но все они из одной провинциальной среды- деревенской или городской.

— Вспомним: зачем автору понадобилась такая запутанная сеть рассказчиков?

Благодаря голосу провинциального помещика Белкина повесть отличается необыкновенной простотой изложения. Подполковник И.Л.П., собственно, и расска­зывает историю Сильвио. Он необходим, чтобы дать характеристику главному герою. Он оце­нивает поступки Сильвио с позиции более мо­лодого, эмоционального современника и непос­редственного участника событий.

Создавая подобную перекрестную, разветвленную систему рассказчиков, автор избавляет героев от лю­бой непосредственной прямой лирической авторской оценки. Характер Сильвио предстает как бы в оцен­ках двух повествователей: рассказчика, молодого графа, а также в самохарактеристике, которая пред­ставляет собой лишь пересказ давней истории. Та­ким образом, при множестве рассказчиков мы стал­киваемся с отсутствием непосредственного, прямого воспроизведения авторской позиции. Как говорил Ю. М. Лотман, так создается «образ объективного повествования ».

— Зачем Пушкин столь подробно по­вествует о том, кто и при каких обстоятельствах рас­сказал эту историю?

Здесь необходимо подвести ребят к выводу о парадоксальности самого пушкинского приема: рассказчик не способен что-либо придумать, значит, так оно и было. Значит, не литературная фантазия сочинителя, а сама жизнь руководит пером писателя. Но не забудем, что все вышесказанное лишь прием, игра, затеянная заме­чательным мастером с читателем. Да еще с каким читателем — не чета нам.

Подведем учащихся к выводу. Ко всем своим героям_ рассказчикам автор относится с любовью и мягкой иронией. Везде слышится голос автора, размышляющего о нравах своего времени. Да и только ли своего? Разберемся в прочитанном.

Свежие документы:  Сочинение на тему: "Неужели зло так привлекательно? (по роману Лермонтова Герой нашего времени)"


Вопросы к конференции:

О чем, по вашему мнению, повесть А.С. Пушкина «Выстрел»

( о дуэли, о чести, о мести)?

Что можно сказать о характере Сильвио в первой части повести?

Какой поступок Сильвио и почему не могли понять офицеры полка?

Что нового вы узнали о герое из второй части повести?

Каким Сильвио предстает в финале? Что победило в его душе?

Какое впечатление осталось у вас от прочитанной повести?


По ходу обсуждения вопросов на доске появляются карточки , называющие разные нравственные качества героев.


МАТЕРИАЛ К 1 ВОПРОСУ:

История дуэли Сильвио с графом рассказана от имени человека, близко знавшего обоих, наблюдающего странное поведение Сильвио в первой части и случайно узнавшего продолжение истории через пять лет. Эпиграфы к повести объединяют композиционные части повести.

«Растянутое» время дает возможность автору усилить впечатление, изобра­зить всю глубину чувства мести, кипящего внутри героя-романтика Сильвио.

Две части пред­ставляют единое целое, позволяющее объяс­нить и наиболее полно раскрыть характер главного героя, они неразрывно связаны меж­ду собой.

Из второй части повести мы узнали, что Сильвио был храбрым человеком: отказавшись от дуэли в первой части, он не раздумывая идет на нее во второй и даже предоставляет против­нику шанс убить его. Благородство и чувство справедливости все-таки побеждают в душе Сильвио чувство мести. К тому же погибает он как настоящий романтический герой — сража­ясь за свободу греков.


МАТЕРИАЛ КО 2 ВОПРОСУ:

Сильвио – человек опытный, немолодой (ему около 35 лет), небогатый, тщательно хранящий какую-то тайну(тщательно избегает дуэлей, хотя прекрасно стреляет). Сильвио скрытен. Иностранное имя подчеркивает необычность героя, придает ему романтическую загадочность.

Гордость

Мстительность

Целеустремленность

Властность


МАТЕРИАЛ К 3 ВОПРОСУ:


Офицеры полка не могли понять отказ Сильвио от дуэли. Молодые люди усмотрели в этом отказе недостаток храбрости. Получив письмо, Сильвио поспешно уезжает и перед отъездом раскрывает тайну рассказчику: он бережет свою жизнь для продолжения дуэли с другим против­ником, дуэли, которая была начата несколько лет назад.

Честь

Честность

Самолюбие

Выступление подготовленного ученика. История несостоявшейся дуэли (инсценированный пересказ от лица Сильвио)


МАТЕРИАЛ К 4 ВОПРОСУ:

Хронологически части повести должны быть расположены в другом порядке, но тогда бы читатель не получил такого заинтриго­вывающего сюжета. Ведь именно таинствен­ный герой, возникающий на первых страни­цах повести, привлекает наше внимание. К тому же повесть пересказывается от лица вы­мышленного рассказчика, который может появиться только во второй части, его же гла­зами и дается характеристика главного героя, к тому времени уже изменившегося, зрелого человека, оценивающего свои поступки ина­че, чем в ранней молодости. Две части пред­ставляют единое целое, позволяющее объяс­нить и наиболее полно раскрыть характер главного героя, они неразрывно связаны меж­ду собой.

Свежие документы:  Конспект урока для 1 класса «В.Осеева. «Собака яростно лаяла»

Из второй части повести мы узнали, что Сильвио был храбрым человеком: отказавшись от дуэли в первой части, он не раздумывая идет на нее во второй и даже предоставляет против­нику шанс убить его. Сильвио испытывал судьбу. К тому же как благородный человек он хотел уравнять шан­сы противников. Возможно, он в какой-то мере наслаждался слабостью графа (тот не должен был стрелять второй раз).

От судьбы невозможно уйти, но иногда судь­ба одного человека находится в руках другого, и тут все зависит от моральных качеств после­днего.

Благородство

Справедливость

Храбрость


МАТЕРИАЛ К 5 ВОПРОСУ:

Но Сильвио — натура исключитель­ная. Над его чувством не властны ни время, ни моль­бы молодой красивой женщины. Ничто не радует его, ничто не может сорвать с его лица маску роман­тического, глубокого страдания.

Здесь есть и оборотная сторона медали. Сильвио — исключительный романтический герой, поставив­ший свою жизнь на службу одному единственному чувству, которое сожгло его душу. Он свободен от прямой авторской оценки, как бы стоит по ту сторо­ну добра и зла. Да, он великолепен в своем скорбном романтическом одиночестве, но не растерял ли он драгоценный дар судьбы — жизнь попусту?

Благородство и чувство справедливости все-таки побеждают в душе Сильвио чувство мести. К тому же погибает он как настоящий романтический герой — сража­ясь за свободу греков. Автор дает ему возможность закончить жизнь среди гре­ческих повстанцев, обратив ее в подвиг.

Героизм

Мужество

Одиночество

Выступление подготовленного ученика. Рассказ графа о выстреле (инсценированный пересказ от лица графа)

МАТЕРИАЛ К 6 ВОПРОСУ:

Творческие работы учащихся.



Итог урока: распределите понятия на 2 группы:1. Достойные осуждения и достойные уважения

Гордость

Мстительность

Целеустремленность

Властность

Честь

Честность

Самолюбие

Благородство

Справедливость

Храбрость

Героизм

Мужество

Одиночество

Услышали ли вы голос автора, размышляющего о вечных нравственных ценностях?


Домашнее задание:

Прочитать повесть А.С.Пушкина «Метель»



ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

  1. О. В. Ельцова, Н. В. Егорова. Поурочные разработки по литературе. Москва «ВАКО» 2006

  2. Т.А.Феоктистова. Готовые домашние задания по литературе. Москва «ЭКЗАМЕН»2002


8

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: