Конспект урока по Литературе «Ода на день восшествия на всероссийский престол её величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» 8 класс


1.Сухова Валентина Ивановна

2.Средняя школа-гимназия № 4 города Актау Мангистауской области

3.Учитель русского языка и литературы



Урок литературы в 8 классе по оде Михаила Васильевича Ломоносова.


« Ода на день восшествия на всероссийский престол её величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Основные темы оды (мир, деятельность Елизаветы, Петра, Россия, наука). Основные проблемы оды (проблема просвещенной монархии и проблема служения Отечеству).


Цель урока: прочитать и проанализировать оду Ломоносова, отметить значение Ломоносова в развитии русской литературы.


Результат: знают основные темы и проблемы оды Ломоносова, понимают значение Ломоносова в развитии русского языка и литературы, могут отметить основные изобразительно- выразительные средства языка оды .



Ресурсы: учебник, текст оды, тетради, раздаточный материал (цветные фотоматериалы)



Он…был первым нашим университетом.

А.С.Пушкин

Словесность наша явилась вдруг в 18 веке.

А.С.Пушкин


1.Организационный момент.


2.Актуализация темы.


Полилог. Пользуясь раздаточным материалом, расскажите о Ломоносове ( по одному- два предложению каждый). Сделайте общий вывод.

Найдите в учебнике вывод о творческом наследии Ломоносова. Сделайте записи в тетради. ( Стр.82.)


3. Словарная работа. Стр.348. Найти и выписать определение оды как жанра .

4. Найти в учебнике (стр.83) более развёрнутое определение оды. Что оно дополняет?


5. Чтение оды 1747 года.

Определите главные темы од Ломоносова ( тема родины, мира, науки и просвещения).

6.Составление композиционного плана оды.


  1. Прославление «тишины» (мира, слово-образ). Прославление Елизаветы как поборницы мира, просвещения.

  2. Лирическое отступление- предостережение правительству о вступлению в войну.

  3. Прославление Петра как творца новой России.

  4. «Наказ» Елизавете продолжать дело Петра.

  5. Картины российских просторов, богатств.

  6. Гимн науке.

  7. Прославление тишины, Елизаветы, предостережение врагам.

Идея оды- долг перед Отечеством, служение ему превыше всего.


7.Язык оды. Найти и выписать примеры из оды.

Славянизмы, эпитеты, сравнения, олицетворения, гиперболы и др.



Эпитеты: божественные науки, чистейшего ума, плач глубокий, счастливое подданство, завистливый рок…

Метонимия : ( называется часть вместо целого) провожал в небесную дверь (дверь-часть рая) сие злату очистит жилу ( природные богатства)

Метафора : подать…ума плоды

Олицетворения: Россия ожидает видеть.

Гипербола: чрез горы, реки и моря.

Перифраза : ( замена определяющей чертой) бессмертия достойный муж ( Пётр 1)

Всевышний ( Бог)



  1. Сделайте общий вывод –обобщение о значении творчества М. В. Ломоносова.


  • Развитие русского литературного языка, реформа стихосложения.

  • Содействие развитию классицизма, прогрессивного в то время.

  • « За то терплю, что стараюсь защитить труд Петра Великого, чтобы выучились россияне, показали своё достоинство».



Чтение наизусть отрывков из оды.




РЕФЛЕКСИЯ.


Пушкин назвал Ломоносова первым нашим университетом , потому что…




Свежие документы:  Конспект урока по литературному чтению во 2 классе "Э. Успенский « Чебурашка»"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: