Конспект урока по Литературе «Стихи и песни о Великой Отечественной войне» 8 класс



МУ «Управление образования» Арского муниципального района РТ

МБОУ « Шурабашская ООШ»







« Стихи и песни о Великой Отечественной войне»

(Открытый урок по русской литературе

в 8 классе на районном семинаре учителей русского

языка и литературы )





Учитель русского языка и литературы

Высшей квалификационной категории

Мубаракшина Лилия Ильбиковна










2013




Цель урока: дать обзор поэзии времен Великой Отечественной войны, показать ,что поэзия ,как самый оперативный жанр , соединяла высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя, подготовка к ЕГЭ

Оборудование: грамзаписи песен, слайды с иллюстрациями о войне, выставка стихотворений о Великой Отечественной войне, портреты поэтов.

Ход урока:

|. Слово учителя:

( Слайд 3) 1Более шестидесяти лет отделяет нас от времен Великой Отечественной войны, от Победы. Все меньше остается среди нас ветеранов , которые могут как очевидцы и участники рассказать о том , чем была война для нашей страны. Может быть , через много лет люди почти не будут вспоминать об этой войне . К сожалению , Великая Отечественная война не была войной последней. Поэтому переживания , связаннные с войнами , понятны нам и сейчас. Люди не могут привыкнуть к смерти, к голоду, к потере близких людей, к тревоге за судьбу своих детей и своей страны.

Эти чувства сохраняет и передает прежде всего поэзия.

Несмотря на то , что казалось бы на войне не до искусства , без него человеку ни на фронте , ни в тылу было не прожить, и поэзия была самым популярным жанром.

Рокот боевых труб, пламенное слово комиссара, раскатистая строевая песня, а иногда и задушевный разговор, у солдатского костра, -все это отчетливо слышится в произведениях, поэтов военной поры.Стихи и поэмы, овеянные жестокой правдой времени.Многие написаны на одном дыхании.И рождались они в содрогающихся от разрывов землянках, в гуле воинских эшелонов,в затемненных тыловых городах, куда судьба занесла осколки эвакуированных семей.( Слайд 4 )

( Слайд 5) Эпиграфом нашего урока я взяла слова Лебедева-Кумача:

Кто сказал , что надо бросить

Песню на войне?

После боя сердце просит

Музыки вдвойне

Вам было задано на дом приготовить краткие сведения о жизни поэтов периода Великой Отечественной войны, выучить наизусть понравившиеся стихотворения .

( Слайд 6 ) 2. Уже на третий день войны была создана песня , ставшая символом единства народа в борьбе с врагом , -”Священная война” на стихи Василия Лебедева-Кумача.

Прослушивание песни на грамзаписи

Вставай страна огромная ,

Вставай на смертный бой

С фашистской силой темною

С проклятою ордой.

Пусть ярость благородная вскипает как волна ,

Идет война народная , священная война.

Дадим отпор душителям

Всех пламенных идей,

Насильникам, грабителям,

Мучителям людей.

Не смеют крылья черные

Над родиной летать

Поля ее просторные

Не смеет враг топтать.


Ученик дает краткие сведения о Лебедеве-Кумаче.

-(Слайд 7)Почему война названа священной и народной?

-( Слайд 8 )Это война за правое дело, за свою родину, она оборонительнаяна народная , потому что она объединяет устремления всего народа , она священная -потому что защита Отечества , своей семьи — святой долг каждого человека.

Эта песня пробудила дух патриотизма , ее торжественные , наполненные энергией слова и музыка поднимали народ на защиту родины, песня призывала каждого к ответственности за судьбу страны.

II ( слайд 10) 1.Поэт и писатель Константин Симонов

Он говорил : “…писать о войне трудно. Писать о ней как только о чем-то парадном, торжественном и легком деле , нельзя. Это будет ложью. Писать только о тяжелых днях и ночах , только о грязи окопов и холоде сугробов ,только о смерти и крови — это тоже значит лгать , ибо все это есть , но писать только об этом — значит забывать о душе , о сердце человека , сражающегося на этой войне.”

Свежие документы:  Конспект урока на тему «Пересказ рассказа Е.Чарушина «Лисята»

Ученик дает краткие сведения о К.Симонове

Чтение учеником стихотворения “Ты помнишь , Алеша,дороги Смоленщины”


1. ( слайд 12) Почему это стихотворение произвело очень сильное впечатление на людей, стало оченьпопулярным, любимым в народе?

Стихотворение рассказывает о войне , ее трудностях. Стихотворение передает переживания, которые испытывал весь народ, передает боль , стыд, горечь бойцов, вынужденных отступать.Обращение к другу передает стихотворению особый лиризм, искренность.

2. Какие картины войны изображает поэт?

Поэт пишет о тяжелых дорогах, по которым отступали наши войска, о деревнях с погостами (с кладбищами), вдоль дорог, размытых дождями , с пожарищами.Пишет о деревенских женщинах,поивших солдат молоком, кринки они бережно , как детей прижимают к груди-в этом забота, нежность , тревога за солдат.Пишет о картине, оставшейся в памяти:изба под Борисовым, по мертвому плащучий девичий крик, седая старуха в салопчике плисовом,весь в белом , как на смерть одетый старик.Эта картина полна боли, сочувствия,сострадания.

3.Как создается образ русской земли в стихотворении?

Образ русской земли создается через образ дорог,слезами измеренных,троекратным повторением деревни , деревни, деревни с погостами, сравнением “как будто на них вся Россия сошлась,размышлениями о том ,что такое родина . Слова старухи “Мы вас подождем !” – повторяют леса, как будто сама природа , вся Россия говорит это.Многократным повторением слова “ русский”, русская,по-русски выражается гордость за самую милую ,за горькую землю ,где я родился, готовность умереть за родину, но защищать ее от врагов.

( слайд 15)Чтение учеником стихотворения “Жди меня “ наизусть

(Слайд 16)

1.К кому обращается поэт?

2.Какой глагол повторяется в стихотворении? Какую роль играет этот повтор?

3. Какие чувства солдата выразил поэт в стихотворении?

4.Какие картины военной жизни возникли в вашем воображении?


2. Близкий друг Симонова Алексей Сурков

Ученик дает краткие сведения о поэте

Алексей Сурков родился 1 октября 1899 года в деревне Середнево Рыбинского уезда Ярославской губернии , в бедной крестьянской семье. В 12 лет отправляется на заработки в Петербург “ в люди” . Великую Октябрьскую революцию встретил как молодой член большевистской партии.Осенью 1918 года ушел на фронт и под Нарвой получил боевое крещение. Попал в плен. В каторжных условиях плена созревало чувство гнева и воли к борьбе. После освобождения из плена , Сурков жил на родине, в деревне. Руководил комсомольской организацией, стал журналистом, работал в литературных организациях.

Первая книга стихов вышла в 1930 году под названием “Запев”.

22 июня 1941 года Сурков написал одно из лучших своих стихотворений –“Песня смелых”

Чтение учеником стихотворения “Песня смелых” наизусть

1.Какие глаголы помогают создать в стихотворении картину боя?

2. Почему поэт называет песню крылатой птицей?

3. Какую роль сыграла она в первые дни войны?

Бьется в тесной печурке огонь Исполнение песни

  1. О чем и о ком это стихотворение?

  2. какие слова и выражения помогают поэту в стихотворении создать грустно- -эллегическое настроение?


Решение кроссворда или викторина.


( слайд 17)

Самая популярная песня , которую мы не вправе не вспомнить Это-“Катюша”Она была написана М..Исаковским в 1938 году.

Исполнение песни.

Сообщение ученика о “Катюше”

(Слайд 18 )Эта песня написана в конце 30-ых годов,когда еще никто не думал о войне.Весна, цветущие сады ,любовь и верность. “Катюша” олицетворяла все самое лучшее в жизни- все то, что пытался разрушить беспощадный фашист. Потому эта песня в дни войны стала столь популярной , и не только в нашей стране. Мелодия Катюши стала гимном итальянских партизан. С песней о Катюше встал из окопа русский солдат с винтовкой в руках-и тут же упал сраженный вражеской пулей. Но друзья солдата подхватили песню и понесли ее в атаку. Это было на Курской дуге. Солдат же не допевшиий песню,остался лежать, засыпанный землею от взрыва и пролежал в окопе 54 года. Летом 1997 года его останки были найдены и торжественно похоронены в братской могиле у артиллерийской пушки в селе Теплое.

Песня о Катюше оказалась дорога всем и каждому, что на ее мелодию неоднократно сочинялись новые слова.

Катюша провожала милого на войну, а потом и сама отправлялась в партизанский отряд. Не будем забывать , что в дни войны бойцы прозвали “катюшей” гвардейский многоствольный миномет-грозное оружие , которого панически боялись враги

III1.Какие еще стихотворения и поэмы о войне мы читали?

(“Василий Теркин”)

Давайте выполним тест по этому произведению.

2( Слайд 19).Знали солдаты , что смерть ожидает многих,знали ,что война –это не праздник.Не парад.И все же звучали на фронте шутки, раздавался смех.Жизнь продолжалась. Они думали о счастье и о мире.Давайте познакомимся с размышлениями известного русского драматурга ,участника Великой Отечественной войны Виктора Сергеевича Розова о том , что такое счастье .

(Слайд 20) (1) Люди хотят быть счастливыми- это их естествення потребность .(2) Но где кроется самая сердцевина счастья ? (3) (Замечу, я только размышляю , а не изрекаю истины , к которым сам только стремлюсь. (4) Кроется ли она в удобной квартире . хорошей еде, нарядной одежде? (5) И да, и нет.(6) Нет — по той причине , что , имея все эти достатки , человек может мучиться различными душевными невзгодами. (7) Кроется ли она в здоровье ? (8) Конечно, да, но в то же время и нет.

(9)Горький мудро и лукаво заметил , что жизнь будет всегда достаточно плоха, для того , чтобы желание лучшего не угасло человечестве. (10) А Чехов писал :

Если хочешь быть оптимистом и понять жизнь . то перестань верить тому , что говорят и пишут , а наблюдай сам и вникай “.(11) Обратите внимание на начало фразы : “Если хочешь быть оптимистом …” (12) И еще — “вникай сам”.

(13) В госпитале я лежал загипсованный по грудь почти полгода на спине , но когда пришли нестерпимые боли , был веселый.(14) Сестры спрашивали : “Розов . что ты такой веселый ?”(15) А я отвечал : “А что ? Это нога болит , а я-то здоровый”. (16) Дух мой был здоров.

(17) Счастье кроется именно в гармонии личности ,раньше говорили : “Царство Божие внутри нас “.(18) Гармоническое устройство этого “царства” во многом зависит от саимой личнрсти , хотя , повторяю, внешние условия существования человека играют важную роль в его формировании . (19) Но не самую важную. (20) При всех призывах бороться с недостатками нашей жизни , которых накопилось с избытком , я все же прежде всего выделю борьбу с самим собой. (21) Нельзя ждать , что кто-то придет со стороны и сделает тебе хорошую жизнь. (22) Надо вступать в битву за “честного малого “ в себе , иначе –беда.

(Слайд 21)

Задания.

1. В каких из предложениий есть ответ на главный вопрос текста: “Что такое сердцевина счастья ?”

1) 4-5 2)7-8 3) 10 4) 17-22

2 . Определите стиль и тип речи текста .

1) научно-популярный стиль; повествование

2) художественный стиль; описание

3)публицистический стиль ; рассуждение

4) разговорный стиль ; рассуждение

3. В каком предложении одно из слов употреблено в форме, имеющей стилистически сниженную , разговорную окраску ?

1) 1 2) 2 3) 3 4) 6

4.В каком предложении использована метафора ?

1) 10 2) 13 3)15 4) 22

5. Из предложений 1-3 выпишите слово, образованное приставочно- суффиксальным способом. (размышляю )

6.Из предложений второго и третьего абзаца выпишите краткие прилагательные.

( плоха, здоров.)

7. Из предложения 17 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

( раньше говорили )


Из нашей территории ушли на войну 58 человек, вернулись 24 Все меньше остается среди нас ветеранов войны. Каждый год в День Победы они устраивают с нами встречи ,рассказывают о тяжелых днях войны. У нас их осталось только двое: Исмагилов Ризван Исмагилович, Хакимов Вали Хакимович.И один из них ,Исмагилов Р. , прадед нашего Рамиса. Ризван Исмагилович не смог прийти к нам сегодня по семейным обстоятельствам . но свои пожелания передал через своего внука.

На этом урок закончен. Напишите домашнее задание в тетрадях:

Написать сочинение на одну из тем:

1.Мой дедушка — моя гордость

2. Подвиг нашего села в годы войны.

3. Поэзия Великой Отечественной войны. О чем она ?

IV Итог урока. Выставление оценок.


Дополнительный материал

Эта песня написана в конце 30-ых годов,когда еще никто не думал о войне.Весна, цветущие сады ,любовь и верность. “Катюша” олицетворяла все самое лучшее в жизни- все то, что пытался разрушить беспощадный фашист. Потому эта песня в дни войны стала столь популярной , и не только в нашей стране. Мелодия Катюши стала гимном итальянских партизан. С песней о Катюше встал из окопа русский солдат с винтовкой в руках-и тут же упал сраженный вражеской пулей. Но друзья солдата подхватили песню и понесли ее в атаку. Это было на Курской дуге. Солдат же не допевшиий песню,остался лежать, засыпанный землею от взрыва и пролежал в окопе 54 года. Летом 1997 года его останки были найдены и торжественно похоронены в братской могиле у артиллерийской пушки в селе Теплое.

Песня о Катюше оказалась дорога всем и каждому, что на ее мелодию неоднократно сочинялись новые слова.

Катюша провожала милого на войну, а потом и сама отправлялась в партизанский отряд. Не будем забывать , что в дни войны бойцы прозвали “катюшей” гвардейский многоствольный миномет-грозное оружие , которого панически боялись враги



Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,

Как шли бесконечные, злые дожди,

Как кринки несли нам усталые женщины,

Прижав, как детей, от дождя их к груди.

Как слезы они вытирали украдкою,

Как вслед нам шептали: « Господь вас спаси!»

И снова себя называли солдатками,

Как встарь повелось на великой Руси.


Слезами измеренный чаще, чем верстами,

Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз:

Деревни, деревни, деревни с погостами,

Как будто на них вся Россия сошлась,


Ты знаешь, наверное, все-таки родина-

Не дом городской, где я празднично жил,

А эти проселки, что дедами пройдены,

С простыми крестами их русских могил.


Ты помнишь, Алеша: изба под Борисом,

По мертвому плачущий девичий крик,

Седая старуха в салопчике плисовом,

Весь в белом, как на смерть одетый, старик.


Ну, что им сказать, чем утешить могли мы их?

Но, горе поняв своим бабьим чутьем,

Ты помнишь, старуха сказала: « Родимые,

Покуда идите, мы вас подождем »


« Мы вас подождем!»- говорили нам пажити.

« Мы вас подождем!»- говорили леса.

Ты знаешь, Алеша, ночами мне кажется,

Что следом за мной их идут голоса.


Нас пули с тобою пока еще милуют.

Но, трижды поверив, что жизнь уже вся, Я все-таки горд был за самую милую,

За горькую землю, где я родился…


Не знаю, как ты, а меня с деревенскою

Дорожной тоской от села до села,

Со вдовьей слезою и песнею женскою

Впервые война на проселках свела…































скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: