Конспект урока по Литературе «Тема дружбы, доверия и взаимопонимания в рассказе А.Я. Яшина «Старый Валенок»» 5 класс


Конспект урока литературы в 5 классе



Тема дружбы, доверия и взаимопонимания в рассказе А.Я. Яшина «Старый Валенок»

Цель: формирование способностей к самостоятельному мышлению, творчеству посредством анализа художественного текста и выявления авторской позиции.

Вид урока:урок творческого восприятия художественного текста.

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Знакомство с творческой биографией А.Я. Яшина.

3.Анализ художественного текста. ! Последние 2 абзаца текста рассказа ребята не читали, тексты были распечатаны на листах.

— Ребята, дома вы самостоятельно прочитали рассказ А.Я. Яшина «Старый Валенок». Поделитесь впечатлениями.

— Что вам запомнилось больше всего?

— Что осталось непонятным, показалось сложным?

— Как вы поняли смысл рассказа, о чём он?

— Что хотел сказать нам автор?

На эти вопросы мы ещё раз попытаемся найти теперь уже совместные ответы в течение урока.

А начнём наш разговор мы с названия рассказа.

— Как вы думаете, почему?

Примерные ответы ребят:

(необычное название: слово Валенок с заглавной буквы).

Старый Валенок, так зовут одного из персонажей рассказа – кота.

— С какой целью имя кота выбрано для заглавия, ведь персонажей 2.

(В названии заложена основная мысль, то, что хотел сказать нам автор)

Давайте обратимся к тексту и попытаемся раскрыть авторский замысел.

— Какими вы увидели двух приятелей? Или я ошиблась, назвав их приятелями?

Выпишем из текста слова, подтверждающие эту мысль:

взаимное уважение, временами даже любовь,

дружат,

привязанность семейная,

приятели,

братец,

с тобой, как с человеком…

— Какими человеческими чертами обладает кот? ( Перечисляют ребята).

Между друзьями много общего, но и различий не меньше. Составим таблицу.

Различия



Лупп Егорович

Старый Валенок

Не работал в колхозе, но характер имел

беспокойный, во всё вмешивался, всё и всех судил. У Луппа Егоровича душа болела за колхоз: «пчёлы уже не выгодны, куры тоже, лошадей на колбасу. Лес наступает на сенокосы, пашни, берега по реке ивняком затянуло, плата за труд мизерная…» Упрекал кота в равнодушии.

«Толстый, ленивый кот, высокомерен, заносчив, презрительно смотрел с лежанки, мурлыкать от удовольствия не всегда находил нежным, молчаливая сонливость, степенно подошёл к столу, тёплая лежанка – любимое место, кот ничего не требовал, лежал спокойно, ни о чём не спрашивал, Лупп погладил кота по голове, тот не пошевелился…»





Общее

Много лет жили вместе.

— Внешняя схожесть. «Лупп, обзаведясь большой бородой и пышными бровями, вроде 2х кошачьих хвостов, всё больше смахивал на лохматого кота, а пушистый Валенок – на Луппа Егоровича».

Свежие документы:  Игра-занятие по письму и развитию речи «В мире природы» 6 – 8 класс

— Старость…

Ребята, а на чём держится дружба пожилого человека и кота?

(Оба они одиноки).Даже имя Лупп говорящее, в переводе с латинского означает волк, чей образ всегда ассоциируется с одиночеством (одинокий волк).

Вспоминаем по тексту историю Валенка и эпизоды о семье Луппа Егоровича, зачитываем.

По мере работы с текстом идёт словарная работа, объясняется значение слов, показываются иллюстрации.

Например: пекарка, купель, судёнка, исполу, ватник, трудодень, силки, рожковый умывальник.

Два одиноких существа, один умел говорить, а другой слушать.

«Это хорошо, что ты молчать умеешь, а то нарубили бы мы дров сообща».

— Как вы понимаете эту фразу?

( Дед хотел поговорить, ему нужен слушатель).

— Слышал ли кот то, о чём говорил ему дед?

«Лупп ощущал бесполезность разговора, которая ему стала очевидной. Но!

«Луппставил катанки на печку и ему показалось, что кот приоткрыл мудрые глаза».

— Мудрые глаза, что этим хотел сказать автор?

(Кот понимал речь деда, он был хорошим слушателем, которому можно доверять, который всё поймёт…).

— Так что же нам хотел сказать автор?

— О чем рассказ?

(О привязанности двух одиноких существ друг к другу, между которыми сложились отношения дружбы, доверия и взаимопонимания).

— Как вы думаете, рассказ мог иметь продолжение? Ведь не зря рассказ называется Старый Валенок, а кот с мудрыми глазами.

Домашнее задание было попробовать написать продолжение рассказа или нарисовать эпизод, отражающий главную мысль.

(Слушаем сочинения и рассматриваем рисунки, комментируем).

Интересные выдержки из сочинений ребят.

«Однажды приехала дочь Луппа Егоровича. Она сказала, чтобы дед собирал вещи и переезжал в новую квартиру к ней в город. Дед обрадовался, поехал и прихватил с собой кота. Старый Валенок в городе познакомился с красивой кошечкой, перестал быть ленивым, вскоре у них родились котята. Все были счастливы».

«Отправился кот на охоту, поймал 5 мышей, выполнил свою норму. А через день к деду приехала дочь с внуком и внучкой. Лупп Егорович был счастлив. С тех пор жизнь наладилась, да и дочка стала приезжать часто».

( Хочется отметить, что почти во всех сочинениях ребята написали про возвращение дочери и счастливый конец).

— Ребята, на самом деле я чуть-чуть схитрила. Действительно, рассказ заканчивается не так. На мой взгляд, именно в строках, которые я сейчас зачитаю, и скрывается авторская идея. Но прежде, чёрный ящик.

Свежие документы:  Конспект урока по Литературе "Судьба человека" (по рассказу М.Шолохова «Судьба человека»)

В этом ящике лежит то, с помощью чего Старый Валенок выразил Луппу Егоровичу свою верность, доверие и взаимопонимание. Самое дорогое, что у него есть, он отдал своему старому ворчливому другу( мышка).

Угадываем.

Зачитываю текст А.Я. Яшина.

«Ночью луна осветила бревенчатые стены избы, разверстую русскую печь, пустую лежанку-подтопок, тёмный, давно не скоблённый стол, на нём горшок с остатками щей, скамьи, сдвинутые вместе, и спящего старика с широкой бородой на груди.

При свете луны из подполья неслышно, как привидение, вышел пушистый сибирский кот, крадучись приблизился к своему старому ворчливому другу, легко прыгнул ему на грудь и осторожно, чтобы не разбудить, положил ему в широкую нечёсаную бороду полузадушенную мышь – самую крупную, самую жирную из всех, какие удалось ему промыслить за эту ночь».

— Изменилось ли ваше отношение к коту?

А.Я. Яшин блестяще завершает своё произведение, заставляя нас, читателей, задуматься об очень важных вещах.

— Удалось ли нам понять авторский замысел?

— Какой урок мы можем извлечь каждый для себя?

Подведём итоги

(Нужно бережно относиться ко всем окружающим: людям, животным. Не забывать друзей, родственников, ведь иногда не так уж много и надо для счастья: чтобы тебя выслушали, поняли. Нужно творить добро, как сделал это когда-то дед, спасая жизнь коту. И тогда ты не будешь одинок, а везде встретишь дружбу, любовь и взаимопонимание).

Домашнее задание: написать отзыв по плану. Ниже рисунки пятиклассников к рассказу.





C:UsersритаPictures2009_12_26IMG_0001.jpg

C:UsersритаPictures2009_12_26IMG_0002.jpg





C:UsersритаPictures2009_12_26IMG_0003.jpg





C:UsersритаPictures2009_12_26IMG_0004.jpg





C:UsersритаPictures2009_12_26IMG_0005.jpg







C:UsersритаPictures2009_12_26IMG_0006.jpg



C:UsersритаPictures2009_12_26IMG_0007.jpg

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: