Конспект урока по Литературе «Тема любви в творчестве Н.А.Некрасова и Ф.И.Тютчева»


  1. Леонова Наталья Ивановна

  2. МОУ Платошинская СОШ Пермский край

  3. Учитель русского языка и литературы



Конспект урока «Тема любви в творчестве Н.А.Некрасова и Ф.И.Тютчева»

«Я встретил вас…»

Цель: показать особенности раскрытия темы любви в поэзии Ф.И. Тютчева и Н.А. Некрасова.

Оборудование: портреты поэтов и А.Я. Панаевой, Е.А.Денисьевой.

  1. Беседа.

— Какую роль в жизни человека играет любовь? (Какое место в жизни человека занимает любовь?)

— Почему любовь бывает счастливой? Почему несчастной?

2. Вступление. Сегодня мы поговорим о любви двух великих поэтов, сравним циклы стихотворений, посвящённых их любимым женщинам. Может быть, кто – то найдёт ответы на свои вопросы, поможет разобраться во взаимоотношениях с любимыми людьми.

3. Ученик зачитывает строки из письма Н.А. Некрасова А.Я. Панаевой:

« Нет, сердцу нельзя и не должно воевать против женщины, с которой столько изжито. Что мне делать из себя, куда, кому я нужен? Хорошо и то, что хоть для неё нужен».

4. Ученик зачитывает строки из письма Ф.И. Тютчева о Е.А.Денисьевой:

«Только при ней и для неё я был личностью, только в её любви … я сознавал себя».

5. Учитель. Разные поэты, разные женщины…, но только одно объединяет их – Любовь. Попробуем ответить на вопросы:

Что ценили в любимой женщине поэты?

Чем стала для них любовь?

6. Сообщение ученика «Авдотья Яковлевна Панаева»







Несколько лет влюблённый юный Н.Некрасов добивался любви А.Я.Панаевой, женщины замечательной красоты и трудной, сложной судьбы, прежде чем она отозвалась на его чувство и ушла от мужа И.И.Панаева. Некрасова и Панаеву многое сближает: воспоминания о суровом детстве, общие духовные интересы, совместная литературная работа ( были написаны романы «Три страны света», «Мёртвое озеро»), глубокое уважение, любовь.

Так, что же привлекло поэта в этой женщине, каковы были их отношения?

7. Выступление 1 группы. «Ты всегда хороша несравненно…»

«Так это шутка…»

— Перед нами предстаёт сильная, умная, но вместе с тем добрая, нежная женщина. Очень женственный, одухотворённый образ. Она разная, полная жизни, огня, с которой автор ничего не боится в жизни («…в это тёмное море – Без обычного страха гляжу…»).

Душе возвращается покой, гармония, радость и мука как обновление души. Создаётся знаменитый «Панаевский цикл».

8. Выступление 2 группы. «Я не люблю иронии твоей…»

«Мы с тобой бестолковые люди…»

— Теперь это уже гордая, решительная и ироничная женщина, уставшая от противоборства в отношениях. Два непростых характера сошлись в борьбе, что для обоих становится настоящим испытанием.

9. Учитель. Пятнадцать лет совместной жизни были трудными, мучительными, радостными, счастливыми… Некрасов измучил любимую страстными порывами и ревностью одновременно. Яркая, самодостаточная женщина отстаивала свое право на понимание, уважение.

Разрыв был неотвратим. Но и через годы Н.Некрасов был признателен А.Панаевой за главное, сближавшее их:

Всё, чем мы в жизни дорожили,

Что было лучшего у нас

Мы на один алтарь сложили –

И этот пламень не угас.

10. Сообщение ученика «Елена Александровна Денисьева»

— Знакомство Е.А.Денисьевой и Ф.И.Тютчева состоялось в конце 1840 г. в Смольном институте, где учились старшие дочери поэта, Екатерина и Дарья. Разница в возрасте 23 года. Но юная Елена не могла устоять перед обаянием знаменитого поэта. Скрыть свои отношения от всезнающего, пропитанного сплетнями Петербурга оказалось невозможным.

Елене Александровне было отказано в приёмах в тех домах, где она ещё совсем недавно была желанной гостьей, тётка её была вынуждена оставить свою должность инспектрисы института. От Денисьевой отказался родной отец.

Двусмысленность положения, страдания привели к тому, что бедная женщина умирает в возрасте 38 лет, оставив пятерых детей.

Но страдал и сам поэт. «Моё душевное состояние ужасно …. Смысл моей жизни утрачен, и для меня ничего больше не существует. … Она должна сжалиться надо мной и взять меня к себе», — писал Тютчев А.Фету.

«Став навсегда её пленником», Тютчев посвящает ей цикл стихов.

11. Выступление 3 группы. «Последняя любовь»

«Ты, волна моя морская….»

— Любимая полна тайны, непредсказуемая, изменчивая. Соединение крайностей. Мятущаяся, противоречивая, но при этом и нежная, чуткая («тихий шёпот» и «буйный ропот»). Она стала источником жизни, счастьем, блаженством. Эта «вечерняя заря» пробудила чувства, требующие высшего напряжения сил.

12. Выступление 4 группы. «Предопределение»

«Чему молилась ты с любовью…»

«Поединок роковой» обернулось трагедией. Нежное трепетное сердце Денисьевой «изныло наконец». Испепеляющая любовь заполнила её душу. Может быть, это и есть настоящая любовь? В ней всё: «поединок» и «слияние», «союз души с душой родной». Но, к сожалению, такое чувство беззащитно перед «пошлостью людской», завистью неспособных переживать такое состояние души. Счастливы и несчастливы все, кто способен на такую любовь.





















13. Обобщающие вопросы:

Что ценили в любимых женщинах поэты?

Чем стала для Н.Некрасова и Ф.Тютчева любовь?

О чём заставили задуматься стихи о любви Н.Некрасова и Ф.Тютчева?

Что объединяет и отличает циклы стихов, посвящённых А.Панаевой и Е.Денисьевой?

14. Домашнее задание (на выбор).

— Письмо поэту.

— Разбор стихотворения о любви (на выбор)

— Сочинение – миниатюра «Любовь в лирике Н.Некрасова и Ф.Тютчева.





Список литературы



  1. Некрасов Н. В дороге. – СПб. : Амфора, 2011

  2. Тютчев Ф.И. Стихотворения. – М.: Советская Россия, 1986

















Свежие документы:  Урок для 8 класса на тему «Художественные особенности рассказа Л.Петрушевской»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: