Конспект урока по Литературе «В мире сказок»




ГУ «Качарская средняя школа»







Урок-игра

«В мире сказок»

Подготовила Гальцева В.А. –

учитель русского языка и литературы

Домашний адрес: Костанайская область, п.Качар, д.6, кв.90

Телефон: 8 (714 56) 2-10-97



2012 г.







Урок – игра «В мире сказок»

Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся о сказке;

развивать мышление, память, умение пересказывать, анализировать, делать выводы; способствовать воспитанию любви к литературе.

Тип урока – урок-игра.

Технология — развивающее обучение.

Методы – исследовательский, проблемно — поисковый.

Формы – индивидуальная, коллективная.

Оборудование – интерактивная доска.



Ход урока.



Что за прелесть эти сказки!

Каждая есть поэма!

А.С. Пушкин



I Организационный момент.

II Слово учителя.



Сегодня у нас не обычный урок, а урок-игра, и посвящен он сказкам. Знать вы должны содержание сказок, их авторов и уметь их рассказывать.

III Конкурсные задания.

1 задание

Итак, начинает сказка сказываться. Назовите сказку. Кто лучше расскажет зачин сказки?



1 ученик В некотором царстве, в некотором государстве жили – были старик и старуха, и было у них три сына. Младшего звали Иванушка. Жили они не ленились, целый день трудились, пашню пахали да хлеба засевали.

(Русская народная сказка «Иван — крестьянский сын и чудо- юдо».)

2 ученик Жили- были лиса и заяц. У лисы была избенка ледяная, а у зайчика лубяная: пришла весна — красна – у лисицы избушка растаяла, а у зайчика стоит по старому.

(Русская народная сказка «Лиса, заяц и петух».)

3 ученик Негде, в тридевятом царстве,

В тридесятом государстве,

Жил-был славный царь Дадон,

Смолоду был грозен он

И соседям то и дело

Накосил обиды смело.

(А.С.Пушкин «Сказка о золотом петушке».)

4 ученик За горами, за лесами,

За широкими морями

Против неба – на земле

Жил старик в своем селе

(П.П.Ершов «Конек — горбунок».)



Награждаются победители медалью «Лучшему знатоку зачина сказок»

Вывод: Вот мы с вами и выяснили, кто же лучше помнит зачины русских народных и литературных сказок.

2 задание

Но наш конкурс только начался. Условия нового конкурса таковы: представьте, что мы с вами находимся в сказочной портретной галерее. Но портреты в ней не нарисованы краской или карандашами, а описаны словесно. Я сейчас познакомлю вас со словесными портретами ваших любимых сказок. Вы должны назвать создателя этого портрета – автора сказки, дать ее полное название и, конечно же, узнать героя сказки. Итак, по словесному портрету нам ответьте: кто же это?



На лазоревом платье – частые звезды, на голове месяц ясный, такая красавица – не вздумать, не взгадать, только в сказке сказать.

Свежие документы:  Конспект урока литературы «Сказка о царе Салтане и славном сыне его Гвидоне»

(Василиса Премудрая – русская народная сказка «Царевна лягушка».)

Княгиня –диво:

Под косой луна блестит,

А во лбу звезда горит,

А сама-то величава,

Выступает, будто лава.

(Царевна-Лебедь – А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане».)

Эта вовсе не красива:

И бледна – то, и тонка,

Чай, в обхват – то три вершка;

А ножонка – то, ножонка!

Тьфу ты! Словно у цыпленка.

(Царь – девица – П.П.Ершов «Конек-горбунок».)

Из-за картонного дерева появился маленький человечек, в длинной белой рубашке с длинными рукавами. Его лицо было осыпано пудрой, белой, как зубной порошок. Он поклонился почтеннейшей публике и сказал: «Здравствуйте, меня зовут…»

(Пьеро –А.Н.Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино».)

Вручается медаль «Лучшему знатоку героев сказок»

Вывод: Вот у нас появились новые знатоки сказок, которые героев сказочных знают хорошо! Посмотрим, как они будут отвечать на следующие вопросы. Ведь наш путь дальше в сказку. И чем дальше,- тем больше чудес.

3 задание

Вот, например, сказочная почта. Слышали о такой почте? У меня в руках письма сказочных героев.

Вам нужно указать, кто и кому их послал, в какой сказке вы читали такое письмо. Кто автор сказки? Итак, я читаю вам сказочную корреспонденцию!



Не господин я твой, а послушный раб. Ты моя госпожа, и все, что тебе на ум придет, исполнять я буду с охотой.

(Зверь лесной, чудо морское – девице, купеческой дочери – С.Т.Аксаков «Аленький цветочек».)

Приезжайте, доктор,

В Африку скорей

И спасите, доктор,

Наших малышей!

(Телеграмма от Гиппопотама – доктору Айболиту – К.И.Чуковский «Айболит».)

Травка зеленеет, солнышко блестит, а в наших королевских лесах распускаются весенние цветы. Посему всемилостивейше повелеваем доставить к новому году во дворец полную корзину подснежников. Того, кто исполнит нашу высочайшую волю, мы наградим по-королевски. Мы дадим ему столько золота, сколько поместится в его корзине, пожалуем ему бархатную шубу на седой лисе и позволим участвовать в нашем новогоднем катании.

(Королевский указ, который пишет Профессор под диктовку Королевы – С.Я.Маршак «Двенадцать месяцев».)

В нашем городе строится замечательный дом. Высота его – десять этажей. Ширина – пятьдесят шагов. Длина – тоже. На стройке работают десять крокодилов, десять жирафов, десять обезьян и десять круглых отличников.

(Корреспондент в газете, преувеличивая все в десять раз, жителям города – Э.Н.Успенский «Крокодил Гена и его друзья».)

Вручается медаль «Лучшему почтальону»



Вывод: Надо сказать, вы оказались неплохими почтальонами – письма по адресам разнесли правильно, сказочные газеты, телеграммы, указы тоже разобрали. Одним словом, хорошо потрудились. Теперь можно и отдохнуть.

Свежие документы:  урок по биографии М.И. Цветаевой "Я тоже была прохожей..."



4 задание

Поэтому наш следующий конкурс вокалистов будет проходить в сказочном концертном зале. В сказках, кто только не поет: и медведи, и коты, и волки, и петухи! Вот, например, хитрая лиса выманивает песенкой петушка: (поют дети)



Петушок, петушок, золотой гребешок,

Выгляни в окошко, дам тебе горошку.

А вот петушок спасает котика-братика:

Иду на пятах, несу косу на плечах,

Хочу лесу посечи, слезай, лиса, с печи.



Вот эти певцы примут участие в нашем сегодняшнем необыкновенном концерте. Ваша задача: надо по песенке узнать героя сказки, ее автора и название.

Итак, первый номер нашей концертной программы:

Я от бабушки ушел,

Я от дедушки ушел,

Я от зайца ушел,

Я от волка ушел,

От медведя ушел,

И от тебя, лиса,

Нехитро уйти!

(Колобок – Русская народная сказка «Колобок».)



Козлятушки, ребятушки!

Отопритесь, отворитесь!

А я, коза, в бору была,

Ела траву шелковую,

Пила воду студеную.

(Коза – Русская народная сказка «Волк и коза».)



Птички польку танцевали

На лужайке в ранний час.

Хвост налево, нос направо-

Эта полька Карабас.

(куклы театра Карабаса – А.Н.Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино».)



Хоть полсвета обойдешь,

Лучше дома не найдешь

Никакой на свете зверь,

Хитрый зверь, страшный зверь,

Не откроет эту дверь.

(Поросята – С.В.Михалков «Три поросенка».)



Кто и в какой сказке «при честном при всем народе » поет песню «Во саду ли в огороде»

(Белка – А.С.Пушкин «сказка о царе Салтане».)



Вручается медаль «Участнику сказочного концерта»



5 задание

Скоро сказка сказывается — не скоро дело делается. Далеко в сказку зашли участники сказочной викторины, приустали, проголодались. Вот мы и решили объявить сказочный перерыв.



Кто и в какой сказке так угощает?

Испекла каравай – рыхлый да мягкий,

Изукрасила каравай разными узорами мудреными;

По бокам города с дворцами, садами да башнями,

Сверху – птицы летучие, снизу – звери рыскучие.

(Василиса Премудрая для царя – Русская народная сказка «Царевна- лягушка».)



Наварила манной каши и размазала по тарелке:

— Не обессудь, куманек, больше потчевать нечем!

(Лиса – Журавлю. – Русская народная сказка «Лиса и Журавль».)



-Съешь моего ржаного пирожка.

-Не стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки и пшеничные не едятся!

(Печка – девочке. Русская народная сказка «Гуси — лебеди».)



Усадили в уголок,

Подносили пирожок,

Рюмку полну наливали,

На подносе подавали.

Свежие документы:  Технологическая карта урока Родион Раскольников и его двойники на страницах романа Преступление и наказание 10 класс

От зеленого вина

Отрекалася она,

Пирожок лишь разломила

Да кусочек откусила.

(Семь богатырей – царевну. А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».)



Вручается медаль «Участнику сказочного обеда»



Вывод: Вот мы с вами и побывали на сказочном обеде, и, как полагается в сказке, у нас «по усам текло, а в рот не попало», но все равно никто, наверное, не скажет, что он ушел с пира несолоно хлебавши!



6 задание

Давайте прогуляемся по сказочному царству – государству, зайдем в гости к сказочным героям. Догадайтесь, кто и в какой сказке живет по этому адресу. Кто из писателей-сказочников поселил своих героев в таком доме? Итак, кто здесь живет?



Перед ним изба со светелкой,

С кирпичною беленою трубою,

С дубовыми, тесовыми воротами.

(Изба жадной старухи. – А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».)



В светлой горнице; кругом

Лавки, крытые ковром,

Под святыми стол дубовый,

Печь с лежанкой изразцовой.

(Терем семи богатырей. – А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о

семи богатырях».)



Остров на море лежит,

Град на острове стоит

С златоглавыми церквами,

С теремами и садами;

Ель растет перед дворцом,

А под ней хрустальный дом.

(Остров Буян, княжество Гвидона. – А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане».)



Все бока его изрыты,

Частоколы в ребра вбиты,

На хвосте сыр-бор шумит,

На спине село стоит;

Мужички на губе пашут,

Между глаз мальчишки пляшут…

(Село на спине Рыбы-кита, Кита-Китовича. – П.П.Ершов. «Конёк-горбунок».)



Вручается медаль «Лучшему знатоку сказочных героев»



7 задание

Некоторые ребята пришли не только для того, чтобы участвовать в уроке-игре, но и сами приготовили сказки.



Конкурс на «Лучшего сказочника».



Награждение медалью «Лучший сказочник».



IV Итог урока.

Вот и закончилась игра, а вместе с нею и сказка.



  1. Чем чаще всего заканчивается сказка?

(На том пиру я был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало. Стали жить-поживать да добра наживать.)



  1. Какие виды сказок вы знаете?

(Русские народные сказки, литературные.)



  1. Герои сказок отгадывают иногда загадки, которые сейчас предстоит отгадать всем:

— Что на свете всех сильнее? (Ветер.)

— Что на свете всех быстрее? (Мысли.)

— Что на свете всех милее? (Сон.)

— Что на свете всех жирнее? (Земля.)



  1. Чему учит сказка?

Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.



Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец!





V. Домашнее задание: составить кроссворд по сказкам.



скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: