Конспект урока по Литературе «Житийный жанр в древнерусской литературе. Житие Александра Невского» 8 класс



Тема : Житийный жанр в древнерусской литературе. Житие Александра Невского.


Цель:

— дать понятие о жанре жития;

— раскрыть идейно-художественное своеобразие произведения через образ главного героя, Александра Невского.


Ход урока:

  1. Сообщение учителя. Конспектирование.

Житие — один из самых устойчивых и традиционных жанров древнерусской литературы. Первые переводы житийных произведений появились на Руси вместе с Библией и другими христианскими книгами в конце 10 – начале 11 в. Особо известными стали жития Алексея, божия человека, святителя Николая, святого великомученика Георгия Победоносца; князья Борис и Глеб, Феодосий Печерский, князь Владимир, Александр Невский.

Особенности житийной литературы:

— высокая тема : рассказ о жизни, воплощающей идеальное служение миру и Богу.

— эмоциональность повествования: восхищение автора святым подвижником, преклонение перед его праведной жизнью.

— трехчленная композиция: вступление, рассказ о жизни и деяниях святого от рождения до смерти, похвала, описание чудес.

— рассказ о жизни святого освобождается от всего бытового, конкретного: мало дат, географических названий, имен исторических лиц.

2. работа с репродукцией

— Внимательно рассмотрите репродукцию картины К. Васильева «Александр Невский» в учебнике и скажите, что хотел изобразить художник?

— Что можете сказать о личности князя по этой картине?

3. работа с учебником.

Заранее подготовленный ученик читает или пересказывает материал об истории написания «Жития».

4. Беседа.

— В центре картины князь Александр Невский. Соответствует ли эта картина содержанию «Жития»?

— Что значит слово личность? Какие синонимы можно к нему подобрать? (лик, лицо, образ, облик, изображение)

Значит, на уроке речь пойдет об образе Александра Невского.

— Почему до знакомства с князем Александром автор включает в повествование слова ветхозаветного пророка Исайи? Найдите их, зачитайте, ответьте на вопрос. (Рождение князя Александра было предопределено и его судьба была предрешена, а это должно было сказаться на его личности и характере).

— Следовательно, личность Александра Невского изначально отличалась какими-то качествами. Какими? Прочитайте описание его внешности. (В нем нашли отражение все лучшие качества человека: сила, красота, мудрость, храбрость).

— Известно, что лучшие качества характера проявляются в годину испытаний. Через что пришлось пройти князю Александру? Примеры из текста.

— Как поступает князь в случае опасности? (Идет в церковь, обращается за помощью к Богу; бился с малой дружиной против врага, зная, что защищает русскую землю).

— Что еще удивило вас в личности Александра Невского? (За победу хвалил и славил имя имя Творца, а не себя).

— Еще одно испытание пришлось пройти князю Александру. Расскажите о нем. (поездка в Орду).

— Итак, каким вы представляете личность князя? (запись в тетрадях: бесстрашный, храбрый, справедливый правитель, великий полководец, живущий по христианским заповедям, тихий, приветливый, мудрый праведник, человек высокой духовности.

Таким образом, князь Александр является подлинным защитником земли Русской).

5. работа с репродукцией.

— Вновь обратимся к репродукции. Есть ли общие черты в облике князя в «Житии» и на картине?

6. подведение итогов. Чтение стихотворения подготовленным учеником.

А.Майков «Кончина Александра Невского»

Ночь на дворе и мороз.

Месяц – два светлых венца вкруг него…

По небу словно идет торжество.

В келье игуменской – зрелище скорби и слез…

Тихо лампада пред образом Спаса горит…

Тихо игумен пред ним на молитве стоит.

Тихо бояре стоят по углам.

Тих и недвижен лежит головой к образам

Князь Александр, черной схимой покрыт…

Тихо лампада пред образом Спаса горит…

Князь неподвижно во тьму, в беспредельность глядит…

Там, что завеса раздвинулась вдруг перед ним…

Видит он: облитый словно лучом золотым,

Берег Невы, где разил он врага…

Вдруг возникает там город, народом кишат берега,

Флагами реют цветными кругом корабли…

Гроб с корабля поднимают, ко храму несут…

Крышку открыли… царь что-то там говорит…

Вот перед гробом земные поклоны творит,

Следом все люди идут приложиться к мощам.

В гробе ж – князь видит – он сам.

Тихо лампада пред образом Спаса горит.

Князь неподвижен лежит…

Чудной лицо отразилось красой.

Тихо игумен к нему подошел и дрожащей рукой

Сердце ощупал его и чело –

И, зарыдав, возгласил: «Наше солнце зашло!»

— Что объединяет эти произведения? (горе, которое охватило всех русских людей, скорбь, в которой выражена народная любовь к князю, непоправимое горе от утраты, которое в тишине ощущается еще сильнее).

Домашнее задание (по выбору):

— написать небольшое сочинение-рассуждение «Кто он – сын земли Русской?»

— подготовить письменную характеристику князя Александра Невского.


Свежие документы:  Методическая разработка урока по литературе "Лев Николаевич Толстой «Война и мир» Аустерлицкое сражение (том I, часть III, главы XI-XIX). Анализ эпизода."

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: