Конспект урока по литературному чтению «Русские народные песни»



Урок-театрализация «Русские народные песни»


Тип урока: обобщение знаний о русских народных песнях.

Тема урока: Русские народные песни.

Цели:

  1. Познавательные:

— углубить знания детей о русском фольклоре;

— формировать устойчивый интерес к музыкальной культуре своего народа;

— ознакомить учащихся с русскими народными песнями;

— расширять кругозор учащихся через знакомство с — художественными особенностями русских народных песен;


  1. Воспитательные:

— воспитывать интерес и любовь к музыке,

— формировать способность ценить ее красоту,

— вызывать музыкально – эстетический отклик на произведения народного жанра,

— умение работать в творческой группе

— добросовестное отношение к своему творческому заданию


  1. Развивающие:

— развивать речь, мышление, умение анализировать, находить следственные связи

— развивать познавательный и эстетический опыт, художественный вкус

— развивать основы исследовательской деятельности, творческого воображения

— формировать коммуникативные навыки

— развивать творческие музыкальные способности, практические умения и навыки в процессе исполнения русских народных песен, движения под музыку и ее пластическое интонирование.



Методический паспорт:

— по содержанию – межпредметный (литературное чтение, окружающий мир, москвоведение, музыка, изобразительное искусство.)

— по уровню усвоения учебного материала – итоговый театрализованный урок

— по форме организации – групповой (4 творческие группы)

— по срокам выполнения – I четверть года



Этапы

урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

1.Мотивация к учебной деятельности.













2. Цель деятельности.

























3. Проблемное изложение материала.



















































Гипотеза.












4. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.













5. Включение в систему знаний и повторение.

Работа с толковыми словарями и ноутбуками.































Инсценировка колядки.



























Масленичные песни.







































Работа по картине.























Исполнение масленичной песни.




























Колыбельные песни.


















Работа с толковыми словарями и ноутбуками.













































Исполнение колыбельной песни.

















































Шуточные песни.






Работа с толковыми словарями и ноутбуками.











Игра «Коза».






























Исполнение потешки.



























Работа с толковыми словарями.























Исполнение частушек.













































Заклички.
























Девочки встают в хоровод и исполняют закличку.
























6. Рефлексия учебной деятельности на уроке.





























7. Домашнее задание.



Озвучивается цель урока.

Ребята, у нас с вами сегодня необычный урок. Этот урок проходит в нашем школьном музее, который помогает нам узнавать много нового и интересного.







(Звучит русская народная песня «Во поле берёза стояла»). Под последние звуки учитель читает слова:

слайд 1


Настолько песня хороша,

прозрачно родниковая,

Что хочет хмурая душа,

Чтоб песнь взлетела снова.

Настолько песня хороша,

Добра, смела, сурова,

Что хочет эту песнь душа

Запомнить слово в слово.


— Сформулируйте, пожалуйста, ребята, тему урока самостоятельно.

— Поставьте цели урока.



— Наш урок мы посвящаем народным песням.



Россия… какое красивое слово!
И роса, и сила, и синее что-то”
Россия… как из песни слово,
Березок юная листва…
Кругом леса, поля и реки,
Раздолье, русская душа.
Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей.
Люблю, глубоко понимаю
Степей задумчивую грусть.
Люблю все то, что называют
Одним широким словом “Русь”.


— У каждого народа свои традиции, своя культура, свои сказки, поговорки, свой язык, национальный костюм, свой орнамент, народные инструменты и, конечно же, свои песни.

— Русские народные песни создавали народные певцы сказители, имена которых нам не известны. Слова песен передавались из уст в уста, от отца к сыну, от дедов к внукам, переходили из одного селения в другое.


— Об этом виде фольклора нельзя не говорить, так как нет другого народа, у которого, по словам Гоголя Н.В., было бы больше песен…

— Под звуки песни рубятся из сосновых брёвен избы по всей Руси, под песни мечутся из рук в руки кирпичи, и как грибы вырастают города. Под песни пеленается, женится и хоронится русский человек.


Слайд 2

Гипотеза.

— На нашем уроке мы поговорим о разнообразии русских народных песен, попытаемся понять и почувствовать их красоту, своеобразие и самостоятельно объяснить причину их долговечности.



— Откройте учебник на стр. 14 и прочитайте текст о русских народных песнях.





Слайд 3

— Приведите примеры русских народных песен, какие они бывают?







— Что означает слово «колядка»?

Слайд 4













— Рождество Христово с древности богато на обычаи. К ним относятся и строгий пост до первой звезды в Сочельник 6 января, и зажжение свечи на подоконнике в ночь на 7 января, которая была как бы знаком, что Пресвятая Дева Мария и праведный Иосиф могут в этом доме найти пристанище, и, конечно, колядки. Как правило у колядок нет авторов, они часто неграмотны литературно, но великолепны по своему смысловому строю, по искренности и радостной доброте.


Слайд 5


















Слайд 6

— В чём долговечность колядок?


— Запишите на карточке слово «колядка» в любом прямоугольнике.


Звучит песня «А мы Масленицу прокатали».

Слайд 7

— Введена Масленица или Сырная неделя на Руси вместе с принятием христианской веры в 988 году. Древнеславянский обычай посвящён проводам зимы и встрече весны. Отсюда ещё одно название праздника «Проводы Русской зимы». Погулять вволюшку перед семью строгими во всех отношениях неделями поста – таков дух праздника. В понедельник начинается встречей; со средины недели идёт разгул веселья; в широкий четверг все спешат угощать друг друга; воскресенье – прощальный день. Происходило духовно-нравственное очищение через покаяние, через взаимное прощение прегрешений. Название «масленица» возникло потому, что по православному обычаю, мясо уже исключалось из пищи. На Масленицу катались на лошадях, на санях, с гор, сжигали чучело. Обязательными были блины. Катание на лошадях, катание с гор, на санях, сжигание чучела…


— На картине небо слишком румяно, а будто игрушечный город красив и наряден. Тема праздника решена главным образом, посредством пейзажа. В картине сквозит чисто русское мировосприятие, основанное на особенной любви к поэтичной зиме и красочным провинциальным городкам, своеобразие которым исстари придает национальный облик архитектуры.
— В наши дни так широко не проходят веселья, как это было в старину на Руси, и как показано на картине Кустодиева «Масленица».


Слайд 8

— Но ребята попробуют создать праздничную атмосферу.























— Какой характер имели масленичные напевы?

— Запишите на карточке слово «масленичные» в любом прямоугольнике.


— Чем заканчивается передача «Спокойной ночи, малыши!»?

Слайд 9

— Для кого поют колыбельные песни?

– Только ли маленьким детям нужны колыбельные песни? А взрослым зачем?


Мы постараемся найти ответ на этот вопрос.

— С какой целью сочинялись колыбельные песни?


– Какие особенности есть у колыбельных песен?



— От каких слов произошло слово “колыбельная”?












— Кто мог быть создателем колыбельных песен?

— Колыбельные в древности создали матери, качая в колыбельках “люльках” (подвешенных к потолку) своих детей.

— Сначала колыбельную исполняли, чтобы оберегать ребенка, позже – просто убаюкивать.

— Как исполнялись колыбельные песни?

— Пелись эти песни раньше без музыкального сопровождения “речитативом”. Слова – нежные, ласковые, без резких звуков.

— Колыбельная песня несет в себе тепло и свет, является “оберегом”, защитой для малышей

— Колыбельная песня, как мы узнали, исполняется с нежностью и лаской. Мамы всего мира поют своим любимым детям колыбельные. Взрослые – не исключение. Они тоже нуждаются в нежности и ласке. Их тоже необходимо оберегать.

— Сейчас ученик нашего класса исполнит колыбельную песню для своей мамы.

























— Что испытывала мама и ребёнок?


— Какие чувства вспыхнули в вашей душе?

— Что захотелось сделать?


— В чём долговечность колыбельных песен?

— Всем людям, независимо от возраста, нужны колыбельные песни, так как они настраивают на добрые дела, вселяют в наши сердца добро, несут в себе чувство защищенности, спокойствия и согласия с собой и со всем миром.

— Запишите на карточке слово «колыбельные» в любом прямоугольнике.

Слайд 10

— Шуточные песни очень любят дети самого маленького возраста, начиная с 2-3 лет.

— К шуточным песням относятся прибаутки, песни – игры, потешки.

— Найдите значение слов «прибаутки» и «потешки».











Слайд 11

— Поиграем в игру «Идёт коза рогатая».




— Какие чувства вспыхнули в вашей душе?


— Запишите на карточке слово «прибаутки» в любом прямоугольнике.


Слайд 12


— Раньше, в старину у нас в России мамы, бабушки пели для своих деток или внучков веселые песенки-потешки. И тогда, когда умывали, купали их, причесывали или когда ребенок делал свои первые шаги, или просто лаская. В русских народных потешках используются нежные слова, красивые выражения. И говорятся они или поются ласковым голосом.

— Одну такую потешку приготовила мама нашего класса для своего сына .







— Какие ласковые слова вы услышали?


— Как ласково называют вас ваши мамы?



— Не забывайте про песенки — потешки, которые, несомненно, доставят вашим близким огромную радость.

— Запишите на карточке слово «потешки» в любом прямоугольнике.


Слайд 13

— А кто знает, что такое частушка?























— Сегодня на уроке у нас будут звучать частушки на школьную тему.



































— Что вы почувствовали?





— Запишите на карточке слово «частушки» в любом прямоугольнике.

Слайд 14

— Как вы понимаете значение слова «заклички»?

— Заклички и приговорки по своему происхождению связаны с народным календарем и народными праздниками. Если заклички содержат обращение к силам природы — солнцу, ветру, радуге, то приговорки — к птицам и животным.

— Девушки шли в лес «завивать берёзу. Выбрав деревья, девушки завивали их — связывали верхушки двух молодых берёзок, пригибая их к земле. Из веток заплетали венки. При этом пели песни, водили хороводы.


— Мы сейчас отправимся в берёзовую рощу.




















— Какие чувства вспыхнули в вашей душе?

— Запишите на карточке слово «заклички» в любом прямоугольнике.

— На нашем уроке мы поговорили о разнообразии русских народных песен, попытались понять и почувствовать их красоту, своеобразие и самостоятельно объяснить причину их долговечности.

Слайд 15

— Что же вы узнали?





















Оформить карточку в русском народном стиле. Вспомнить колыбельные, которые пели вам мамы или бабушки вашим родителям.








Группы приветствуют гостей и занимают свои места.

Я в школе, на уроке.
Я ученик.
Я готов к работе.








Учащиеся слушают музыку и учителя.















Учащиеся формулируют тему урока.

Учащиеся самостоятельно ставят цель урока.


























































Учащиеся выдвигают свои предположения (причины долговечности русских народных песен).







Учащиеся самостоятельно знакомятся с содержанием текста.





Колядки

Масленичные

Заклички

Колыбельные песни

Песни — игры

Песни — потешки

Шуточные

Плясовые


Учащиеся находят объяснение значения слова «колядка».

— Колядка или колядная песня, — это новогодняя торжественная песня – величание в честь хозяев дома. Колядовщики – певцы желали получить за пение подарки. Если хозяева скупились на подаяние, то их корили за скупость.
























Девочки в русских народных костюмах поют колядку и пританцовывая подходят к гостям, присутствующим на уроке.


Коляда, коляда!

Ты подай пирога,

Или хлеба ломтину,

Или денег полтину,

Или курочку с хохолком,

Петушка с гребешком!

Или сена клок.

(Гости угощают их конфетами.)



Учащиеся доказывают свою гипотезу.


Учащиеся работают с карточкой.



































































Учащиеся в русских народных костюмах с куклой – масленицей и блинами в руках приветствуют гостей.


Ай, как мы масленицу дожидали,
Дожидали, люли, дожидали.
Сыром горушки укладали,
Укладали, люли, укладали.
Сверхом маслицем поливали.
Ах ты масленица, будь катлива,

Будь катлива, люли, будь катлива…


Учащиеся угощают гостей блинами.


Учащиеся доказывают свою гипотезу.

Учащиеся работают с карточкой.



Колыбельной песней.




Для детей.


Могут возникнуть затруднения с ответом.




Укладывать спать маленьких детей.






Учащиеся ищут ответ на вопрос в словаре и в Интернете.

— В народе колыбельные зовут байками. Это название произошло от глагола “баить”. Значение этого слова – “шептать”, “заговаривать”.



Мамы, бабушки, няни.














Тихо, нежно, ласково…





















Ученик исполняет колыбельную песню для своей мамы.


Баю-баю-баиньки,

Спят в капусте заиньки,

Спят в ромашке светлячки,

В паутинке- паучки.

 

Баю-баюшки-баю,

Маме песенку пою.

Маме песенку пою,

Баю-баюшки-баю.

 

Баю-баю-баиньки,

Спят в морковке заиньки,

Рыбы спят на дне морей,

Засыпай и ты скорей.

 

Баю-баюшки-баю,

Маме песенку пою.

Маме песенку пою,

Баю-баюшки-баю.


Ученик и его мама рассказывают о своих чувствах.

Нежность, любовь…


Увидеть и обнять маму.

Учащиеся доказывают свою гипотезу.











Учащиеся работают с карточкой.










Учащиеся ищут ответ на вопрос в словаре и в Интернете.

Это небольшой стишок, в котором присутствует сюжет — действующим персонажем может быть любое животное, птица или человек.




Учащиеся играют в игру «Идёт коза рогатая» (пластическое интонирование).


Учащиеся доказывают свою гипотезу.


Учащиеся работают с карточкой.




















Мама подходит к мальчику, поглаживает его и приговаривает:

Ой, ты, мой сыночек,

Пшеничный колосочек,

Лазоревый цветочек,

Сиреневый кусточек.


Сыночек, колосочек, цветочек, кусточек.


Дети отвечают.

Доказывают свою гипотезу.







Учащиеся работают с карточкой.





Учащиеся работают с толковыми словарями.

(От слово “частый” это короткая, быстрая, а иногда медленная песенка, у которой много куплетов. По содержанию может быть различной: можно услышать сатиру, юмор, лирическое раздумье. Ритм в частушке четкий, танцевальный. Может быть в сопровождении инструмента балалайки или гармошки. Издавна пользуется популярностью.)

Мальчик и девочка в русских народных костюмах исполняют частушки.

Я читаю очень быстро,
В школе все гордятся мной
Ни один мальчишка в классе
Не угонится за мной.

Я танцую и пою,
И учусь отлично.
Да к тому же, посмотрите.
Очень симпатична.

Ох, девчонки, не волнуйтесь
Я ведь тоже не плохой,
И в учебе все в порядке –
Скоро буду я герой.

Ах, как мне не погордиться
Хороши мои дела,
Все контрольные работы
На пятерочки сдала.



Захотелось плясать. Доказывают свою гипотезу.



Учащиеся работают с карточкой.



(От слова «кликать», значит звать.)
























Стало ясно солнышко припекать, припекать,
Землю словно золотом заливать, заливать.

Громче стали голуби ворковать, ворковать,
Журавли вернулися к нам опять, к нам опять.

А в лесу подснежники расцвели, расцвели.
Много цвету вешнего у земли, у земли.

Ой ты, ясно солнышко, посвети, посвети!
Хлеба, земля-матушка, уроди, уроди!



Учащиеся доказывают свою гипотезу.

Учащиеся работают с карточкой.














Что русские народные песни разнообразны и делятся на жанры; познакомились с плясовыми, хороводными, детскими песнями…

У каждого народа свои традиции, своя песня, где полно и многообразно раскрывается характер и быт народа. Она легко поется и ее хочется петь. Она простая, песенная и певучая, нежная , добрая.



Работают в дневниках.

0,5 мин.

















1мин.


















1 мин.










2 мин.





























































1 мин.












2 мин.








1 мин.










2 мин.

















1 мин.

























2 мин.






















1 мин









1 мин.













































1 мин.


























2 мин.




























1 мин.






1 мин.





















2 мин.














1 мин.







































2 мин.































1 мин.








1 мин.
















2 мин.
























1 мин.






1 мин.









1 мин.
















1 мин.










1 мин.





















2 мин.



























2 мин.








































1 мин.











1 мин.




























2 мин.
























1 мин.







1 мин.




































0,5 мин.


Свежие документы:  Конспект урока по Литературе «Россия… Судьба… Трагедия…» (Жизнь и творчество М. Цветаевой) 11 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: