Конспект урока по литературному чтению «Сравнение сказок разных мастеров» 4 класс


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 18»













УРОК

внеклассного чтения в 4 классе




Автор: Липатова Елена Юрьевна

учитель начальных классов

МОУ «СОШ № 18» г. Котласа.









г. Котлас



Урок внеклассного чтения в 4-м классе

«Сравнение сказок разных мастеров».

(УМК «Школа России»)


Цель:

Содействовать углублению знаний младших школьников о изобразительно-выразительных средствах через сравнение сказок С.Г. Писахова, А.С. Пушкина и П.П.Бажова.


Задачи:

-продолжить обучение детей сравнительному анализу художественных произведений на примере трёх авторских сказок;

-раскрыть стилистические особенности сказок С.Г. Писахова, А.С. Пушкина и П.П.Бажова;

-познакомить младших школьников с особенностями применяемых в сказках слов и выражений различных местностей;

-развитие эмоционального восприятия художественного текста.


Оборудование:

Подборка книг со сказками С. Г.Писахова «Как поп работницу нанимал», А.С. Пушкина «Сказка о попе и работнике его Балде», П.П.Бажова «Серебряное копытце».


Ход урока:

1. Введение в тему урока:

Учитель:

Дар сказочника – дар редкий. Случается так, что появляется человек, открывший свой, ни на что не похожий, сказочный мир. Такие люди называются сказочники, и у каждого из них свои герои.

Цель нашего урока: сравнить сказки таких сказочников как С.Г. Писахов (северные сказки), А.С. Пушкин (классик русской литературы) и П.П. Бажов (уральские сказы).

2. Групповая работа:

Учитель:

Ребята, дома вы читали сказки нашего земляка Степана Григорьевича Писахова, великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина и уральские сказы Павла Петровича Бажова.

Сегодня на уроке буду работать три группы исследователей: «пушкинисты», «писаховеды», «бажовцы». Каждая группа получает своё задание. (Задания оформляются на карточках.)



Карточка 1.

Вопросы «пушкинистам» по сказке А.С.Пушкина

«Сказка о попе и работнике его Балде».

— Предположите, откуда А.С.Пушкин мог взять сюжет для своей сказки?

— Расскажите о главных героях сказки А.С.Пушкина.

— Удалось ли попу нанять работника задёшево и какая расплата ждала его в конце сказки?

— Какую форму (стихи или прозу) использовал автор?


Карточка 2.

Вопросы «писаховедам» по сказке С.Г.Писахова

«Как поп работницу нанимал».

— Какую цель преследует поп?

— Почему выделены слова «спи – отдыхай»?

— Удалось ли попу нанять работницу? Как вы об этом догадались?

— Какую форму (стихи или прозу) использовал автор?


Карточка 3.

Вопросы «бажовцам» по сказу П.П.Бажова «Серебряное копытце»

— Кто такая Дарёнка, почему её так назвали?

— Зачем Кокованя взял в дети Дарёнку?

— Какой по характеру Кокованя?

— Что волшебного в этой сказке?

— Какую форму (стихи или прозу) использовал автор?

Свежие документы:  Конспект урока литературы для 8 класса на тему «Вельможа»


Выступление учащихся:

Каждая группа представляет сказку своего автора, отвечая на вопросы в заданиях. При этом группе «писаховедов» предлагается прочитать сказку «Как поп работницу нанимал» выделяя особенности северного говора.

3. Фронтальная работа:

Учитель:

Нашими исследователями были представлены три сказки известных авторов, давайте сравним их:

-Какие представленные сказки похожи по сюжету? Что в них общего? В чем разница? (Если у Пушкина поп работника нанимает и получает «по заслугам», то у Писахова описано только предложение работнице, при этом автор позволяет читателю самому догадаться, чем закончится сказка.)

-Что общего в героях сказки Писахова и Бажова? В чём разница? (Поп у Писахова нанимает маленькую работницу. Сиротка у Бажова находит приют у доброго Коковани.)

-Какие персонажи отличают сказки Бажова и Пушкина от сказки Писахова? (Наличие сказочных персонажей.)


3.1 Конкурс знатоков русского языка:

Учитель:

Сказочники в своих сказках используют слова, вышедшие из повседневного употребления. Давайте проведём конкурс, цель которого, дать толкование слов и выражений, используемых в сказках. Для начала ответьте, что означают следующие слова:

— у А.С.Пушкина – полба (вид мягкой пшеницы, прародительницы пшеницы сегодняшней), толоконный лоб (так называли глупца), попадья (жена попа);

— у С.Г.Писахова – поскотина (пастбище);

— у П.П.Бажова – балаган (лёгкая постройка для размещения в летнее время), парун (жаркий день), ухач (крикун).

Выступление учащихся:

Каждая группа задаёт вопросы по текстам своего автора.

Учитель:

Почему, когда вы читаете сказки Писахова, незнакомых слов в них почти нет? (Потому что этот писатель – наш северный. Обрабатывая народные сказки, Писахов использует особенности говора жителей русского Севера, народные слова и выражения, формируя яркие образы.)

3.2 Викторина «Угадай автора»:

Учитель:

Мы с вами познакомились с разными мастерами – создателями сказок, узнали характерные особенности их мастерства. А теперь попробуйте по отрывку определить, кто это написал? (Задания оформляются на карточках).


Карточка 1. (П.П.Бажов «Хозяйка медной горы»)

Куда мне идти? — А сам тоже невеселый стал. Она указала перстом, перед ним и открылся ход, как штольня, и светло в ней, как днем. Пошел Степан по этой штольне — опять всяких земельных богатств нагляделся и пришел как раз к своему забою. Пришел, штольня и закрылась, и все стало по-старому. Ящерка прибежала, цепь ему на ногу приладила, а шкатулка с подарками вдруг маленькая стала, Степан и спрятал ее за пазуху. Вскоре надзиратель рудничный подошел. Посмеяться ладил, а видит — у Степана поверх урока наворочено, и малахит отбор, сорт сортом.

Свежие документы:  Урок-игра по сказке А.Волкова «Волшебник Изумрудного города»


Карточка 2. (П.П.Бажов «Таюткино зеркальце»)

Был ещё на руднике такой случай. В одном забое пошла руда со шлифом. Отобьют кусок, а у него, глядишь, какой-нибудь уголышек гладёхонек. Как зеркало блестит, глядись в него, кому любо.


Карточка 3. (А.С.Пушкин «Сказка о золотом петушке»)

Старичок хотел заспорить,
Но с иным накладно вздорить;
Царь схватил его жезлом
По лбу; тот упал ничком,
Да и дух вон. — Вся столица
Содрогнулась, а девица —
Хи-хи-хи да ха-ха-ха!
Не боится, знать, греха.


Карточка 4. (С.Г.Писахов «Северно сияние»)

Девки у нас модницы, маловодны, северно сияние в косы носят — как месяц светит. Да ишшо из сияния звезд наплетут, на лоб налепят. Страсть сколь красиво! Просто андели!


Карточка 5. (С.Г.Писахов «Морожены песни»)

А малым робятам забавы нужны, — каки ни на есть бабушки, матери-потаковшицы подол на голову накинут от морозу, на улицу выбежат, наговорят круглых слов да ласковых. Робята катают, слова блестят, звенят. Которы робята окоемы — дак за день-то много слов ласковых переломают. Ну, да матери на ласковы слова для робят устали не знают.


4. Итог урока.

Учитель:

Ребята мы сегодня побывали в волшебных мирах трёх великих сказочников. Скажите, что вам открылось сегодня, стало ближе, понятнее?

Мы с вами живём на севере, где зимой очень короткие дни и длинные вечера. Представьте себе, как длинными, зимними вечерами рукодельницы под протяжные песни плетут северные кружева. Удивительный сказочник Степан Григорьевич Писахов увидел в них застывшие «морожены песни». Только человек влюблённый в Русский Север, каким был сказочник Писахов, мог сказать о них: «Без песни… внутрях у нас потемки… Песней мы себя, как ланпой, освещам».















скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: