Конспект урока по литературному чтению во 2 классе «Сказка о животных. Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»


Муниципальное общеобразовательное учреждение «Дубовская средняя общеобразовательная школа

Белгородского района Белгородской области с углублённым изучением отдельных предметов»











Конспект урока по литературному чтению
во 2 классе

«Сказка о животных. Д.Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца — длинные уши, косые глаза, короткий хвост»»




подготовила

учитель начальных классов

Шмакова Александра Семёновна











п. Дубовое

2013

Тема. Сказка о животных. Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост».

Цель: сравнение литературной (авторской) сказки с народной;

осознанное восприятие содержания текста, оценка его характера.

Задачи: развивать навыки осознанного, правильного, выразительного чтения с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз;

учить анализировать текст (сюжет, внешность, «речь», и поступки героев, языковые средства, используемые в произведении);

учить отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, находить части прочитанного, доказывающие высказанное суждение;

развивать умение самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;

учить участвовать в обсуждении прочитанного произведения (предметная);

учить умению выражать своё эмоциональное отношение к содержанию прочитанного;

создавать условия для проявления обучающимися интереса к учебному материалу и учебной деятельности (личностная);

учить осознавать смысл незнакомых слов и выражений в процессе чтения и обсуждения (познавательная);

формировать умение принимать и сохранять учебную задачу (регулятивная);

формировать умение проявлять интерес к общению и групповой работе, использовать в общении правила вежливости (коммуникативная).



Ход урока.

    1. Орг. момент

— Ребята, проверьте, всё ли у вас готово к уроку.

Я вижу, что сегодня вы готовы работать в полную силу.

    1. Речевая разминка

  1. Игра «Инопланетяне».

Для произнесения предлагается ряд гласных в следующем порядке: [а], [о], [и], [ы], [у], [э]. Попеременное перенесение ударения с одного гласного на другой обеспечит прочтение необычных слов, которые сначала произносятся медленно, затем темп увеличивается.

— А сейчас давайте этот звуковой ряд прочтём, как повествовательное предложение; вопросительное предложение; с восклицательной интонацией.

  1. Жужжащее чтение (1 мин)

Замер скорости чтения (дополнительные книги для чтения)

— В читательских дневниках запишите скорость чтения.

    1. Проверка домашнего задания

  1. Чтение по ролям сказки Л.Муур «Крошка Енот»

— Назовите действующих лиц сказки Л. Муур «Крошка Енот».

— Прочтите её по ролям.

— Какой урок вы извлекли из этого произведения?

    1. Формулирование темы, задач урока

1) Коллективная работа

— К какому жанру литературы относится это произведение?

— Что такое сказка? (1 уч-ся ищет определение в толковом словаре)

— Какие бывают сказки? (народные и авторские)

— Исходя из темы прошлого урока и ответа на вопрос, сформулируйте тему урока. (авторская сказка)

— Давайте уточним вид авторской сказки, для этого хором прочитаем потешку, которую вы выучили. (с показом действий — физкультминутка)

Тень-тень, потетень, Похвалялся зайка:

Выше города плетень, — Поди догоняй-ка!

Сели звери под плетень, Похвалялися ежи:

Похвалялися весь день. — У нас шубки хороши!

Похвалялася лиса: Похвалялся медведь:

— Всему свету я краса! — Могу песни я петь!

— Что подсказала вам потешка? (сказка о животных)

— Какие задачи вы поставите перед собой?

(познакомиться с новым автором, со сказкой;

учиться выразительно читать, анализировать текст, понимать поступки и характер героев;

воспитывать любовь к животным)

— Эти задачи подчинены цели: сравнение литературной (авторской) сказки с народной. Работа над произведением рассчитана на 2 урока.

    1. Новая тема

  1. Работа в парах

— На партах у вас есть слова. Соберите из них название произведения, с которым мы сегодня познакомимся. (УУД познавательные (Синтез – составление целого из частей))

Слова: про, сказка, зайца, храброго, Уши, глаза, хвост, длинные, короткий, косые

— Какую информацию можно почерпнуть из названия? (сказка – жанр; заяц – герой; длинные уши, короткий хвост, косые глаза – описание)

Только непонятно, почему он храбрый, если зайцы обычно трусливые. Может быть, вы что-либо предложите?

  1. Краткое знакомство с автором

— Прочтите имя, отчество, фамилию автора.

— Д.Н. Мамин-Сибиряк – русский писатель. Его главное произведение для детей – “Алёнуш-кины сказки” — было написано для его дочери Елены. Мать девочки умерла, даже не увидев дочь; ребёнок рос слабеньким и болезненным. Огромную любовь, нежность и заботу, желание поддержать дочь и вдохнуть в неё жизненные силы, вложил писатель в свои сказочные истории, вроде бы незатейливые, но мудрые и поэтичные. Сам писатель отзывается о сборнике сказок так: “Это моя любимая книжка – её писала сама любовь, и потому она переживёт всё остальное”.

  1. Знакомство со сказкой (учитель + ученик)

— Усаживайтесь поудобнее и слушайте сказку. (Чтение учителем + аудиозапись до слов: «Кричат зайцы про волка, а волк — тут как тут»)

— Как вы думаете, что же будет дальше?

— Слушайте дальше. (чтение учащимися до слов «… а он видел и не смел дохнуть)

— «Дальше случилась совсем необыкновенная вещь.» Как вы думаете, что же случилось?

— Давайте дочитаем до конца и узнаем, оправдались ли наши предположения. (чтение учителем до конца)

— Оправдались ли наши предположения?

  1. Анализ произведения

— Понравилась ли вам сказка? Чем? (Сказка понравилась. Она ве­сёлая, интересная. В ней много смешных моментов.)

— Каким изображён заяц в начале сказки? (Родился зайчик в лесу и всё боялся. Треснет где-нибудь сучок, вспорхнёт птица, упадёт с дерева ком снега — у зайчика душа в пятки.)

Как понимаете выражение «душа в пятки»? Когда так говорят? (Это значит, он очень сильно испугался. Когда сильно пугаешься, бывает такое состояние, как будто сердце куда-то в ноги «уходит».)

Обратите внимание, как автор называет героя в первом абзаце и в третьем.

— Почему по-разному?

— Когда же впервые зайчик был назван так длинно и торжественно? (после того, как он вырос, стал большой и во всеуслышание заявил, что он никого не боится.)

— Что вы ещё заметили в этих двух абзацах? (слово «зайчик» пишется с маленькой буквы, а «Заяц» — превращается уже в имя собственное.)

Самостоятельное чтение – спринт. Давайте проследим, когда Заяц снова превращается в зайчика, а потом опять в Зайца.  Отметьте нужные отрывки карандашом.

(Первое превращение зайчика в Зайца связано с его взрослением и вспышкой храбрости. Обратное превращение Зайца в зайчика произошло, когда он неожиданно столкнулся с Волком, то есть с реальной опасностью. Автор снова называет его зайчиком: «Долго бежал несчастный зайчик». Вторичное превращение зайчика в Зайца связано с тем, что все зайцы — свидетели случившегося — неправильно истолковали то, что видели: падение Зайца на Волка показалось им подвигом Храброго Зайца.)

Прочитайте выразительно, как хвастался заяц. (Дети читают от­рывки.)

— Почему же смеялись над ним молодые и старые зайцы? (Все над ним смеялись, потому что понимали, что волка он одолеть не сможет, а только всё хвастается.)

— Прочитайте отрывок, в котором автор говорит, что «язык у хва­стуна точно примёрз».

— Как вы понимаете это выражение? (Он не мог говорить, язык у него точно замёрз от страха, ведь он увидел волка.)

Да, он увидел волка, а другие-то зайцы его не видели. Что же они могли подумать? (Они думали, что он сочиняет дальше, поэтому и говорит: «Я… я… я…».)

— Расскажите, что же произошло дальше.

— Как вы понимаете выражения «задать стрекача», «выскочить из собственной шкуру»?

— Когда заяц впервые был назван «храбрым»? (после того, как его нашли в ямке еле живого от страха)

— Верно ли дано Зайцу такое определение? Как вы считаете? (Оно дано ему ошибочно, т.к. зайцы неправильно истолковали то, что видели.)

— Какое чудо произошло в этой сказке? (Заяц поверил своим товарищам, что он храбрый и действительно стал таким.)

— Что же произошло с зайцем? (Данное ему имя повлияло на судьбу Зайца.)

5) Сравнение авторской сказки с народной

  • Коллективная работа

Цель нашего урока – сравнить сюжет и построение сказки Д. Мамина-Сибиряка с народной сказкой. Что значит «сравнить»? (найти общее и различное)

— Какой ещё герой появляется в сказке? (Волк.)

— Волк и заяц – это типичные герои русских народных сказок, и этим наша авторская сказка и народные сказки … (похожи).

— Вспомните, в каких русских народных сказках эти герои встречаются.

— Каких различных зайцев автор упоминает в начале сказки? (Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи…»)

Посмотрите на доску. К данному отрывку можно построить такую «цепочку»:



— В данной сказке происходит накопление героев и это тоже общий признак авторской и народной сказок. В каких народных сказках происходит накопление героев? (Репка, Теремок)

— Найдите ещё отрывок, к которому можно построить «цепочку». («Хихикнули молодые зайчата, прикрыв мордочки передними лапками, засмеялись добрые старушки-зайчихи, улыбнулись даже старые зайцы…»)

— Попробуйте составить свою «цепочку».

— Мы увидели, что в построении авторской сказки встречаются элементы русской народной сказки. А сюжетные линии могут быть похожи? Вспомните сказку «Кот и Лиса».

— Что заметили? (Есть сходная ситуация, когда кот случайно пугает волка и медведя, а в нашей сказке заяц случайно пугает волка и утверждает своё положение.)

  • Работа в группах «Мозговой штурм»

— А сейчас давайте найдём различия народной и авторской сказок.

Наверное, я вас разочарую, сказав, что для серьёзных исследователей литературы недоста-точно просто прочитать фамилию автора до или после текста. А если бы фамилия была утрачена: мы бы смогли определить, авторская сказка или народная?

Выдвинете гипотезы-предположения, как можно догадаться, что эта сказка авторская, а не народная? (язык сказки: язык авторской сказки отличается более разнообразной лексикой;

смена настроения от смеха над зайцем до чувства наслаждения жизнью — тоже, конечно, несвойственен народной сказке)

— Давайте обобщим всё выше сказанное и составим сравнительную таблицу (учащиеся берут карточки с записями и прикрепляют их в соответствующий столбик):



Народные


Литературные


1. Автор – народ.

2. Существует в устной форме

3. Каждая сказка существует в нескольких вариантах (создатель может вносить изменения).

4. Время создания определить невозможно.

5. Народная сказка ограничивается определённым жанром:

  • волшебная; бытовая; о животных.


1. Автор – конкретное лицо.

2. Создаётся в письменной форме.

3.Внесение изменений не допускается.

4. Время создания сказки известно.

5. Не ограничивается определённым жанром; включает в себя черты и бытовой сказки, и волшебной, и сказки о животных, и даже фантастику.


    1. Итог урока

— Помните ли вы полное имя Зайца?

— Это имя было дано Зайцу от рождения или присвоено?

— Сказка ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок. Какой урок вы извлекли из этой сказки? (Будь храбрым, поверь в себя, и всё у тебя получится.)

    1. Рефлексия

— Урок подходит к концу. Каждый из вас внёс в него свой вклад. Расскажите: Я

МЫ

ДЕЛО

    1. Домашнее задание (по выбору)

1 уровень: стр. 75-79, выр. чит.,

2 уровень: читать по ролям

3 уровень: пересказ

Список использованной литературы


1. Программы начального общего образования. Система Л.В.Занкова/ Сост. Н.В. Нечаева, С.В. Бухалова. – Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2011. – 224 с.

2. Свиридова В.Ю. Литературное чтение: учебник для 2 кл.: В 2 частях. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2011г..


Использованные материалы и Интернет-ресурсы

  1. Аудиозапись сказки





Свежие документы:  Реферат на тему «Тит Макций Плавт»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: