Константин Бальмонт «У чудищ» 5 класс


Урок литературы в рамках модуля «Психолигвистические аспекты восприятия и понимания художественного текста»

Подготовила Стегалова Светлана Владимировна учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №194



Константин Бальмонт. «У чудищ»



Цель образоват: дать представление о творчестве поэта, обучение идейно-тематическому анализу

Цель развивающая: формировать творческое мышление, развивать речь уч-ся

Воспитательная: воспитывать познавательный интерес

Урок изучения новой темы

комбинированный



Ход

Вступительное слово

Тема нашего урока необычна. Разговор будет о сказке, о волшебстве и о тайнах творчества. Сегодня мы будем говорить о поэзии К.Бальмонта, вспомним его детские годы, прочитаем его стихи, вслушаемся в них, они удивительно музыкальны, попробуем увидеть в них чудо и почувствовать красоту русского слова.

Рассказ о детстве поэта и сборнике «Фейные сказки»

Слайд1 Перед нами портрет К. Бальмонта. Поэт очень любил мечтать и часто в мечтах возвращался в детство. Попробуем и мы возвратиться в детство поэта.

Слайд 2 И окажемся в селе Гумнищи, красивом и милом царстве уюта и тишины.

Слайд 3 Здесь в ночь с 3 на 4 июня 1867 в семье Бальмонтов родился третий сын – Константин. Сельцо было небольшим: старый дом, окруженный тенистым садом,

Слайд 4 Несколько изб и

Слайд 5 Небольшой пруд

Слайд 6. Отец поэта – Дмитрий Константинович служил в Г.Шуя, сейчас в этом доме музей Бальмонта, был человек приятный, умный, спокойный. Любил охоту. Его предки были шотландскими моряками. Мать – Вера Николаевна была женщина образованная, энергичная, пользовалась большим авторитетом. Обжала книги, музыку, сама пробовала писать стихи и прозу. Хорошо знала языки. Вера Николаевна чудесно играла на фортепиано, и часто из раскрытого окна лились чарующие звуки музыки.

Слайд 7 Родители оказали на Константина огромное влияние , но не меньшее влияние на него оказала чудесная природа.

Слайд 8 Рядом с усадьбой был тенистый парк.

Слайд 9 Парк любили все, но особенно – маленький рыжеволосый мальчик

Слайд 10 Он часто бродил по парку,

Слайд 11 пытался разгадать его тайны.

Слайд12 И однажды в саду иволга волнующе запела, и самый верхний листок, затрепетавший на самой высокой липе

Слайд 13 Толкнул в детской душе творческую основу, и мальчик сочинил первые стихи. Юному поэту исполнилось 10 лет.

Слайд 14 Позже поэт вспоминал: « Стихи плясали в моей душе, как стеклокрылые стрекозы- коромысла, и я сразу мысленно написал с десяток стихов и читал их вслух моей матери, которая ехала на тройке вместе со мной и которая смотрела на меня после каждого стихотворения восхищенно, такими милыми глазами.

Свежие документы:  Конспект урока на тему «В.Сутеев «Палочка – выручалочка»

Слайд 15 Вот так из маленького мальчика постепенно вырос поэт К.Бальмонт. он станет самым известным поэтом, напишет 35 книг стихов. Поэт Бальмонт был очень необычным человеком и внешне , и внутренне. Даже прохожие останавливались и долго глядели ему вслед: с бледным лицом, красной как огонь бородкой, зелеными и грустными глазами он походил на заморского принца. Также необычна была его поэзия. Его стихи переносили читателя в мир сказок, грез, загадочных стран.

Слайд 16 В 1905 году он напишет самый замечательный, соединивший фантазию, юмор, завораживающий живыми и трепетными образами, цикл стихотворений «Фейные сказки». Об этих изящных детских песенках – нежных, воздушных, музыкальных – писал Валерий Брюсов. Поэт и современник Бальмонта: « В «Фейных сказках» родник творчества Бальмонта бьем струей ясной, хрустальной» у Бальмонта было тонное чутье к красоте слова. «Солнечной пряжей» называл он свои стихи. А в 1907 году другой великий поэт А.Блок скажет: « Никто до сих пор не равен ему в его певучей силе».

Слайд 17 Книгу стихов «Фейные сказки» Бальмонт посвятил своей тогда четырехлетней дочери Нине, (Нинике), которую любил со всей своей отцовской нежностью. И первое стихотворение посвящение ей.

Слайд 18

Посвящение


Солнечной Нинике, с светлыми глазками –

Этот букетик из тонких былинок.

Ты позабавишься Фейными сказками

После блеснешь мне зелеными глазками,-

В них не хочу я росинок.

Вечер далек, и до вечера встретится

Много нам, гномы, и страхи, и змеи.

Чур, не пугаться, — а если засветятся

Слезки, пожалуюсь Фее






Индивидуальное задание

Почему поэт назвал сою книгу «Фейные сказки». Попробуем понять это, узнав, кто такая фея.

Сообщение ученицы

Слайд 19 Фея в легендах Западной Европы – свехъестественное существо, волшебница в виде красивой женщины, иногда с крыльями.

Слайд 20 Легкие и изящные, они населяют всю природу. Время, свободное от плясок и пения, феи проводят за пряжей и ткачеством, изготавливают плащи, ковры, шапки-невидимки.

Слайд 21 Фея способна мгновенно являться и исчезать. У нее есть друзья: стрекозы, жуки, светлячки, ромашки, лилии.

Слайд 22

Ученик читает стихотворение «Фея»

Слайд 23 ( фея)

Вступительная беседа

  • Ребята, понравилось вам стихотворение? Чем оно замечательно? ( ритмичность, музыкальность, представляешь волшебный мир…)

  • Кто такая муза?… слайд 24 …. ( в переносном значении творческое вдохновение. Источник его, представляется обычно в образе женщины, богини)

  • Ребята , почему лирический герой стихотворения выбирает ее, фею, своей музой? ( все, что связано с поэзией, связано с волшебством, так считает автор)



Анализ стихотворения «У чудищ»

Слайд 25 В цикл «Фейные сказки « входит стихотворение «У чудищ» . это стихотворение мы пока не читали.

  • Как вы думаете, о чем пойдет речь в стихотворении? ( о каких-то чудищах, о сказке)

  • А какие сказочные чудища вы знаете? ( баб яга, кощей, змей горыныч….)

  • Для чего нужны чудища в сказках? (они создают препятствия главным героям сказок)

Слайд 26 (фильм)

  • Сейчас мы посмотрим маленький фрагмент из сказки «Морозко». Вспомним, какая она, Баба Яга в сказках.

  • А теперь и мы отправимся в гости к чудищам. И для начала попробуем предположить, какое настроение у стихотворения, каково его музыкальное звучание по названию.

  • Слайд 27

  • Работа по слайду. Дети выбирают надпись, объясняют свой выбор, прослушивают муз фрагмент.

  • Слайд 28

  • А теперь я прочитаю вам это стихотворение. Ваша задача, обратить внимание на настроение стихотворения, составить партитуру чтения. ( простым карандашом отмечать паузы, логические ударения)

  • Совпадает ли настроение стихотворения с предполагаемым? ( в стихотворении звучат какие-то веселые интонации, чувствуется какая-то таинственность)

  • Мастерство поэта проявляется в том, что не только слова, но и звуки несут определенный смысл. Обратите внимание на первое четверостишие, прочитайте его .

  • Слайд 29

  • . Какой звук слышится в нем (ш). так говорят, когда хотят сообщить тайну, шепчут.

  • Возможно ли прочитать стихотворение мрачно? (нет)

  • А почему? ( слова какие – то добрые : избушка, яга, смех, герой никого не боится, стянул бусы)

  • Есть ли в стихотворении волшебство? ( да, шапка-невидимка. Герой идет в гости к бабе яге, кощею…)

  • Кто герой стихотворения: мальчик, юноша, мужчина?( кручу свой ус)

  • Вспомните портрет поэта. Может это он? Показываю слайд 30

  • Попробуйте представить его характер? ( верит в сказки, озорной, ничего не боится, хочет что-то узнать)

  • Почему отправляется к бабе Яге в избушку? ( избушка находится на границе двух миров: реального и ирреального, это переход)

  • Знаком ли герой с этим миром? ( там всё как прежде)

  • То «стянул» герой у Яги? ( две нитки бус)

  • Что это?( тайны)

  • Почему две? ( два мира)

  • Предположим, что же хочет узнать герой у чудищ. ( тайны реального мира и ирреального, мира поэзии ) Для чего идет к кощею? Текст ( найти для песен жемчугов)

Слайд 31

  • Что за жемчуга ищет герой? ( когда-то давно слово называлось «прел», что означало и жемчуг. Герой ищет красивые слова)

  • Как называется этот прием ? (слово используется в переносном значении – метафора).

  • А для чего герой приблизился к змею? ( узнать тайны)

  • Так что же это за тайны, которые знают темные силы? ( это тайны вдохновения, поэтического мастерства)

  • Вывод: это стихотворение о тайнах поэзии, творчества. Вот так в незатейливом детском стихотворении поэт очень просто говорит о тайнах поэзии, творчества. И опять как бы подчеркивает. Вдохновение, поэзия связаны с волшебством.

  • Слайд 32

  • Прочитаем стихотворение еще раз, постараемся донести главную мысль стихотворения.



  • Давно идет спор, как рождаются стихи: благодаря вдохновению или делаются, как, например, сапоги, глиняная посуда. Нужно иметь талант, способности или достаточно просто научиться, как любому ремеслу?

  • Послушаем, как на этот вопрос отвечает сам поэт?

Слайд 33

  • Читается стихотворение «Как я пишу стихи» ( под муз. Шнитке)

  • Стихи появляются как будто сами, герой говорит, что «не сочиняет». И ему вторит другой поэт А.Возненсенский

Слайд 34

Стихи не пишутся – случаются,

Как чувства или же закат.

Душа – слепая соучастница,

Не написал – случилось так.

  • А как вы думаете , легко ли сочинять.(легко писать – поэтом быть трудно)

  • Если вы когда-нибудь пробовали сочинять стихи, то, наверное, задумывались, что необходимо для рождения хорошего стихотв? ( вар ответов )

Слайд 35 (букет) Любое хорошее стихотворение подобно красивому букету. Каждый цветок в букете находится на своем месте, и стихотворение получится, если будут……………….. ( откр букет)

Проверка домашнего задания

  • Ребята, к сегодняшнему уроку вы получили задание написать четверостишие на заданные рифмы. Я открою вам секрет, дело в том, что рифмы я позаимствовала у К.Бальмонта, и вы сейчас вступите в поэтический поединок с поэтом.

  • Слайд 36 (откр рифмы)

  • Ребята читают свои четверостишия. Я прочитаю свое. выражают мнение, чье произведение понравилось.

  • Слайд 37

  • Открывается слайд с четверостишием Бальмонта.

  • Итоги урока

  • Нам сегодня трудно судить, кто написал лучше. Но для нас самое главное, что для вас тоже приоткрылись тайны творчества. Постарайтесь сохранить в душе желание творческих порывов.

  • На уроке мы узнали много, сегодня звучало много музыки это произведения П И Чайковского , Лядова, Шнитке…это не случайно… как вы думаете , почему? ( стихи очень музыкальны)

  • Благодарю за участие в уроке………….

  • Дом задание выучить наизусть понравившееся стихотворение





Свежие документы:  Разработка по литературе 2 класс «В. Голявкин «Путешественник»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: