Литературная викторина «В мире русской литературы» 10-11 класс


ГОУ № 182

Красногвардейского района























Литературная викторина

«В мире русской литературы»


(для учащихся 10-11 классов)






Подготовила:

Адамович Виктория Владимировна








Санкт-Петербург

2014 год



Введение.


Разработка адресована, прежде всего, классным руководителям и организаторам досуга школьников, учителям русского языка и литературы.

В основу этой литературной викторины положены базовые знания школьников по предмету «Русская литература 9-11 класса», но предлагается игровая форма проверки этих знания, не традиционные формы заданий.


Подобную игру можно проводить во второй половине учебного года (3-4 четверть), когда некоторый путь по предмету пройден учениками.

Викторина может быть приурочена к таким знаменательным датам, как:


Международный день родного языка (21 февраля)

Всемирный день писателя (3 марта)

Неделя детской и юношеской книги (24-30 марта)

Всемирный день культуры (15 апреля)


А так же викторина может быть проведена на олимпиадной неделе по литературе.


Цель работы.

Любые игровые формы способствует повышению интереса к предмету. В данном случае к предмету литературы.

Проведение подобных викторин особенно актуально, т.к. интерес ребят к чтению книг постепенно снижается, книги заменяет телевидение, Интернет.


Задача викторины:

С помощью викторины можно хорошо и ненавязчиво проверить степень знаний ребят по предмету, пробудить дух соревнования, сплотить класс, так как в викторине могут участвовать команды одного класса или классы параллели и даже команды всех 10-х и 11-х классов.





Для создания викторины я пользовалась различными источниками, но, к сожалению, память моя сохранила только один из них.

Это книга О.Н.Козака «Литературные викторины», издательство «Союз», Санкт-Петербург, 1998 год.

А у некоторых конкурсов нет никаких источников, кроме наблюдательности и опыта.





Ход викторины.


Участники:

  • учащиеся 10 – 11 классов (возможно участие всего класса как единой команды, а можно определить состав команды, например, 6 человек от класса, можно предложить ребятам придумать название команды, девиз, эмблему);

  • жюри викторины – учителя словесники, представители от классов;

  • ведущий викторины – учитель литературы.


Правила игры:

В игре принимают участие ребята всего класса (или команда), на вопросы отвечать имеет право все члены класса (команды), кроме тех конкурсов, где участники оговариваются дополнительно.


В игре 9 конкурсов (количество и состав конкурсов может меняться от времени, отведенного на игру).

Игра занимает 1.5 – 2 часа.


Реквизит для игры:

  • протоколы жюри;

  • портреты писателей и поэтов;

  • карточки с названиями произведений;

  • карточки с именами фамилиями писателей (к портретам);

  • ножницы и клей-карандаш по кол-ву команд;

  • газета (любая) одинаковые экземпляры по кол-ву команд;

  • листы бумаги А-4 формата по кол-ву команд

  • карточки 1,2,3 (по кол-ву команд)


Количество конкурсов может меняться в зависимости от времени, выбранного для игры.








1 конкурс «Разминка»

От каждого класса (команды) приглашаются 2 участника, в процессе конкурса возможны замены. У участников таблички 1,2,3 – это номера вариантов ответов. Задается вопрос всем участникам конкурса, и даются варианты ответов, задача участников – поднять карточку с номером правильного ответа.



Вопросы конкурса:

Кто из русских поэтов, восхищаясь комедией «горе от ума», писал Грибоедову: «О стихах не говорю, половина должна войти в пословицу»?


  1. Некрасов

  2. Жуковский

  3. Пушкин


Кому из персонажей пьесы «Горе от ума» принадлежат эти слова:

А) «Ба! Знакомые все лица».

«В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов».

«Ужасный век! Не знаешь, что начать! Все умудрились не по летам»


  1. Чацкому

  2. Молчалину

  3. Фамусову


Б) «Счастливые часов не наблюдают!»

«Герой не моего романа».

«Что гений для иных, а для меня чума».


  1. Софье

  2. Графине, внучке Хрюминой

  3. Репетилову.


Кто подарил Пушкину свой портрет с надписью: «Победителю – ученику от побежденного учителя в тот высокоторжественный день, в который окончил свою поэму «Руслан и Людмила», 1820, марта 26, Великая пятница»?


1. Жуковский

2. Державин

3. Дельвиг



Какой композитор написал оперы на сюжеты пушкинских произведений «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Мазепа»?


  1. Чайковский

  2. Мусоргский

  3. Бородин


Где находится могила А.С.Пушкина?

  1. Святогорский монастырь в Псковской области

  2. Новодевичий монастырь в Саратове

  3. на Красной площади в Москве


Назовите автора памятника Пушкину в Петербурге?


  1. Церителли

  2. Аникушин

  3. Шубин


Откуда эти строки: У Лукоморья дуб зеленый,

Злотая цепь на дубе том.

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом…

  1. «Руслан и Людмила»

  2. «Сказка о царе Салтане»

  3. «Сказка о Спящей царевне…»


Откуда эти строки: Старик! Я слышал много раз,

Что ты меня от смерти спас,

Зачем?..Угрюм и одинок,

Грозой отрванный листок,

Я вырос в сомрачных стенах,

Душой дитя, судьбой монах…

  1. «Песня про купца Калашникова»

  2. «Мцыри»

  3. «Демон»


Куда был сослан Лермонтов за сочинение стихотворения «Смерть поэта»?


  1. Закавказье

  2. Сибирь

  3. на юг, в Одессу.




В каком театре впервые была поставлена комедия Гоголя «Ревизор»?


  1. Александрийский театр в Петербурге

  2. БДТ им. Товстоногова, Петербург

  3. МХАТ в Москве


Кому из героев принадлежит этот портрет («Мертвые души»): «Это был среднего роста. Очень недурно сложенный молодец с полными румяными щеками, с белыми, как снег зубами и черными, как смоль, бакенбардами»?


  1. Чичиков

  2. Собакевич

  3. Ноздрев



2 конкурс «Портреты»


На сцене выставлены портреты писателей и поэтов, для участия в конкурсе приглашаются по одному человеку от класса (команды).

Задание:

А) разложить карточки с ФИО писателей к соответствующим портретам

Б) разложить карточки с названиями произведений к портретам авторов


Задание выполняется по очереди каждым участником.

За ошибку – снимается 1 балл из максимального кол-ва баллов.


4 варианта карточек (каждому участнику карточки своего цвета):


Л.Н.Толстой: «Война и мир»

«Воскресенье»

«Анна Каренина»

«После бала»

М.Ю.Лермонтов: «Герой нашего времени»

«Мцыри»

«Песня про купца Калашникова…»

«Парус»

А.С.Пушкин: «Руслан и Людмила»

«Евгений Онегин»

«Дубровский»

«Барышня-крестьянка»

А.П.Чехов: «Толстый и тонкий»

«Лошадиная фамилия»

«Чайка»

«Три сестры»

Н.А.Некрасов: «Кому на Руси жить хорошо?»

«Мороз Красный нос»

«Дед Мазай и зайцы»

«У парадного подъезда»

Ф.М.Достоевский: «Преступление и наказание»

«Братья Карамазовы»

«Бесы»

«Униженные и оскорбленные»

А.Н.Островский: «Снегурочка»

«Гроза»

«Бесприданница»

«Доходное место»





3 конкурс «Капитаны»


Участвуют в конкурсе по одному человеку от класса (команды), которых объединяют в пары. Например, капитан команды 10 «а» с капитаном команды 10 «б» класса, капитан 11 «а» с капитаном 11 «б» класса.

Задание первой паре: по очереди придумывать друг другу ласковые слова (эпитеты)

Задание второй паре: по очереди вспоминать пословицы и поговорки


Перед конкурсом дается задание на 5 конкурс «Сочини рассказ»




4 конкурс «Марафон»


Участвует в конкурсе весь класс (команда).

Этот конкурс может быть и конкурсом для болельщиков, которые добавят таким образом команде баллы.


Задание: по цепочке вспоминаются строчки из стихотворений, поэм, сказок А.С.Пушкина. Повторяться нельзя, кто останавливается – выбывает из игры. Играют до того момента, пока в игре не останется только одна команда.





5 конкурс « Сочини рассказ»

Выездной конкурс.

От каждого класса участвуют по два человека. Они отправляются в соседнее помещение (класс, рекреацию и т.п.) с заданием сочинить рассказ из газетных заголовков.

С собой они получают одинаковый номер газеты, ножницы, клей-карандаш, чистый лист бумаги А-4.


Участники читают свои рассказы. Оценивается: остроумие, связность текста, тематика и т.п.



6 конкурс «Афиша»

Участвует либо команда целиком, либо по одному человеку от класса.

Ведущий читает афишу драматического произведения, которое изучается в школе, причем читает, НАЧИНАЯ С КОНЦА. Читает до тех пор, пока кто-то из участников не поднимет руку (готов отвечать). Если ответ неверен, чтение афиши продолжается до тех пор, пока ответ не будет найден кем-то из участников. В противном случае, чтение афиши завершается названием произведения.

Афиши смотри в ПРИЛОЖЕНИИ 2 .

7 конкурс «Музыкальный»

Участвует вся команда (класс).

Задание:

  1. На чьи стихи написаны романсы, песни?


Звучат отрывки из муз. произведений, а участники конкура записывают на карточках ответы. После окончания записи карточки сдаются жюри.

А. М.Ю.Лермонтов «Выхожу один я на дорогу»

Б. С.А.Есенин «Не жалею, не зову, не плачу…»

В. В.С.Высоцкий «Много неясного в странной стране..»(отрывок «Алиса в стране чудес»


Музыкальные отрывки могут быть и другими по выбору учителя.


  1. Музыка из к/ф. Какие произведения экранизировались (название и автор)


А. к/ф «Жестокий романс» по пьесе Островского «Бесприданница»

Б. к/ф по роману А.Дюма «Три мушкетера»





8 конкурс «Что ответил великий?»


Каждой команде по очереди читается высказывание – вопрос, нужно придумать или вспомнить, что ответил на этот вопрос кто-то из великих.

Вопросы смотри в ПРИЛОЖЕНИИ 3 .


Этот конкурс можно заменить другим:


«Литература и кино».


Участвует весь класс (команда).

Ведущий читает телеанонсы на к/фильмы по классическим произведениям. Но при этом заменяются все имена героев местоимениями (он, она, они и т.п.)

Задача команды – узнать о каком герое идет речь, что это за к/ф, по какому произведению какого автора он снят. За каждый правильно угаданный фильм – 1 балл.

Телеанонсы смотри в ПРИЛОЖЕНИИ 2.



ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

ВЫСТУПЛЕНИЕ ЖЮРИ.
(Критерии оценки по каждому конкурсу смотри в ПРИЛОЖЕНИИ «Протоколы жюри»)

Приложение 1.


Телеанонсы.


1.

Герой, испытывая свое изобретение – машину времени, попал в 16 век, в палаты Ивана Грозного…(Комедия «Иван Васильевич меняет профессию» по пьесе Михаила Булгакова «Иван Васильевич», «Мосфильм» 1973 год)


2.

Графиня…полюбила управляющего имением…, человека незнатного. Высота положения и женская гордость не позволяли ей раскрыть чувства. Но муки ревности были еще страшнее…(Комедия по пьесе Лопе де Веги «Собака на сене», «Ленфильм» 1977 год).


3.

Герцог …взял к себе верным слугой юношу, которому доверил самое сокровенное – свою любовь к красавице… (Комедия В.Шекспира «Двенадцатая ночь», «Ленфильм 1955 год)


4.

Моряк…, вернувшись из плаванья, готовится к свадьбе с …,но в день помолвки неожиданно стал узником мрачной тюрьмы…Он знал, что у него есть соперник, но не представлял всей силы его коварства.(Фильм «Узник замка Иф» по роману А.Дюма «Граф Монте-Кристо», Одесская киностудия 1988 год, фильм «Граф Монте-Кристо Франция-Италия, 1955 год)


5.

Разорившийся вдове удалось пристроить двух старших дочерей, осталась одна… красавица, но без приданого. Казалось бы, на что ей рассчитывать, но сердцу не прикажешь, и оно дрожит при встрече с судовладельцем…

(«Бесприданница» по пьесе А.Островского, «Рот-фронт» 1936 год)


6.

Веселому бродяге … однажды повезло – он поступил в услужение сразу к двум господам. Откуда же было знать пройдохе, что хозяева его знакомы, влюблены и разыскивают друг друга…(Музыкальная комедия «Труффальдино из Бергамо» по пьесе Гольдони «Слуга двух господ» Ленфильм, 1977 год)


7.

18 век. Итальянский гипнотизер и авантюрист, удиравший от петербургской полиции, застрял в усадьбе под Смоленском – сломалась карета…(Комедия «Формула любви» по повести А.Н.Толстого «Граф Калиостро», Мосфильм 1984 год)

8.

Из-за ошибки писаря, написавшего в царском указе вместо одних слов другие, возникла несуществующая личность. Но бумага уже пошла по высоким столам… (Комедия по рассказу Юрия Тынянова «Поручик Киже», Белгоскино,1934 год)


9.

Трое ловких друзей служили королю – на зависть кардиналу. Однажды среди них появился четвертый отчаянный смельчак – сам черт, по определению красавицы фрейлины королевы…(Приключенческий фильм «Д*Артаньян и три мушкетера» по роману А.Дюма «Три мушкетера», Одесская киностудия 1979 год)


10.

Напуганные слухом о приезде ревизора чиновники принялись обхаживать остановившегося в гостинице чиновника, приняв его за важную особу…

(комедия «Инкогнито из Петербурга» по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор», Мосфильм, 1977 год)


11.

«Обогатиться просто, нужно всего лишь немного хитрости и расторопности» — так думал один чиновник, отправляясь в российскую глубинку за необычной покупкой…(Комедия по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души», Мосфильм 1984 год)


12.

Несколько столетий легенда о громадной собаке с горящими глазами пугала наследников старинного рода, живших в уединенном поместье… (Детектив по рассказу Конан Дойла «Собака Баскервилей», Канада 2000 год)


13.

Средневековая Англия. Тайно в страну вернулись король… и его оруженосец, оклеветанный приспешниками коварного принца… («Баллада о доблестном рыцаре Айвенго» по роману Вальтера Скотта «Айвенго», Мосфильм 1983 год)



14.


1757 год. Шла война между Англией и Францией за обладание североамериканскими колониями. Судьба свела Ункаса, сына индейского вождя, и белого охотника Натаниэля по прозвищу Соколиный Глаз с Корой и Алисой, дочерьми английского полковника… («Последний из могикан» по роману Фенимора Купера, США, 1992 год)


15.

Он – озорной и находчивый мальчишка, которому скучно слушать проповеди в церкви, красить забор, но зато приятно прогуляться в пещеру с миленькой подружкой… (Детский фильм «Приключения Тома Сойера и Гекельберри Финна» по повести Марка Твена «Приключения Тома Сойера», Одесская киностудия, 1981 год)


















Приложение 2

Афиши


А.Н.Островский.

Бесприданница.

Драма в четырех Действиях.


Лица:

Харита Игнатьевна Огудалова, вдова средних лет, одета изящно, но смело и не по летам.

Лариса Дмиртиевна, ее дочь, девица; одета богато, но скромно.

Мокий Парменыч Кнуров, из крупных дельцов последнего времени, пожилой человек, с громадным состоянием.

Василий данилыч Вожеватов, очень молодой человек, один из представителей богатой торговой фирмы; по костюму европеец.

Юлий Капитоныч Карандышев, молодой человек, небогатый чиновник.

Сергей Сергеевич Паратов, блестящий барин, из судохозяев, лет за тридцать.

Робинзон.

Гаврило, клубный буфетчик и содержатель кофейной на бульваре.

Иван, слуга в кофейной.



А.Н.Островский

Гроза

Драма в пяти действиях


Лица:


Савел Прокофьевич Дикой, купец, значительное лицо в городе.

Борис Григорьевич, племянник его, молодой человек, порядочно образованный.

Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха), богатая купчиха, вдова.

Тихон Иваныч Кабанов, ее сын.

Катерина, жена его.

Варвара, сестра Тихона.

Кулигин, мещанин, часовщик-самоучка, отыскивающий перпетуум-мобиле.

Ваня Кудряш, молодой человек, конторщик Дикого.

Шапкин, мещанин.

Феклуша, странница.

Глаша, девка в доме Кабановой.

Барыня с двумя лакеями, старуха 70-ти лет, полусумасшедшая.

Городские жители обоего пола.






Грибоедов

Горе от ума

Комедия


Действующие:


Павел Афанасьевич Фамусов, управляющий в казенном месте.

Софья Павловна, дочь его.

Лизанька, служанка.

Алексей Степанович Молчалин, секретарь Фамусова, живущий у него в доме.

Александр Андреевич Чацкий.

Полковник Скалозуб, Сергей Сергеевич.

Наталья Дмитриевна, молодая дама.

} Горичи

Платон Михайлович, муж ее.

Князь Тугоуховский и

Княгиня, жена его, с шестью дочерями.

Графиня бабушка

} Хрюмины.

Графиня внучка

Антон Антонович Загорецкий.

Старуха Хлёстова, своячница Фамусова.

Г.N.

Г.D.

Репетилов

Петрушка и несколько говорящих слуг.

Множество гостей всякого разбора и их лакеев при разъезде.

Официанты Фамусова.


















Вильям Шекспир

Гамлет

Трагедия


Действующие лица:


Клавдий, король Датский.

Гамлет, сын покойного и племянник царствуюшего короля.

Фортинбрас, принц Норвежский.

Полоний, ближний вельможа.

Горацио, друг Гамлета.

Лаэрт, сын Полония.

Вальтиманд

Корнелий

Розенкранц

Гильденстерн

Озрик

Первый дворянин

Вторй дворянин

Священник.

Марцелл, офицер

Бернардо, офицер

Франсиско, солдат

Рейнальдо, слуга Полония.

Актеры.

Два могильщика.

Капитан.

Английские послы.

Гертруда, королева Датская, мать Гамлета.

Офелия, дочь Полония.

Призрак отца Гамлета.

Вельможи, дамы, офицеры, солдаты, моряки, гонцы и другие слуги.














Н.В.Гоголь

«Ревизор»

Комедия


Действующие лица:



Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, городничий

Анна Андреевна, жена его

Марья Антоновна, дочь его

Лука Лукич Хлопов, смотритель училищ

Амос Федорович Ляпкин-Тяпкин, судья

Артемий Филиппович Земляника, попечитель богоугодных заведений

Иван Кузьмич Шпекин, почмейстер

Петр Иванович Добчинский

городские помещики

Петр Иванович Бобчинский


Иван Александрович Хлестаков, чиновник из Петербурга

Осип, слуга его

Христиан Иванович Гибнер, уездный лекарь

Федор Андреевич Люлюков

ИВАН Лазаревич Растаковский отставные чиновники,

Степан Иванович Коробкин почетные лица в городе

Степан Ильич Уховертов, частный пристав

Свистунов

Пуговицин полицейские

Держиморда

Абдулин, купец

Фавронья Петровна Пошлепкина, слесарша

Жена унтер-офицера

Мишка, слуга городничего

Слуга трактирный

Гости и гостьи, купцы, мещане, просители.



Список пьес может быть расширен, например, можно добавить афиши таких драматических произведений, которые изучаются в школе:

Горький «На дне», Чехов «Вишневый сад», Островский «Свои люди – сочтемся» и другие.




Приложение 3.


Что ответил великий?

1.

Александр Дюма-отец как-то вернулся с праздничного обеда домой, сын спросил его: «Ну, как там было, весело, интересно?»

Очень,- ответил ему Дюма,- но если бы меня там не было, я бы умер от скуки».)


2.

В честь Вальтера Скотта в Лондоне был устроен бал-маскарад. Каждый участник был обязан прийти в костюме одного из многочисленных героев его романов. На маскарад прибыл Чарльз Диккенс, он не успел раздобыть костюм. Организатор маскарада очень удивился:

— Кого из героев вы изображаете?

(— Я изображаю героя, который имеется в каждом произведении Вальтера Скотта, — его верный читатель!»)


3.

Английский писатель-фантаст Герберт Уэллс начал свою литературную карьеру без особого успеха. Он и его друг основали журнал, у которого было только четыре подписчика.

Как-то друзья увидели в окно похоронную процессию. Взволнованный Уэллс сказал своему другу:

(— Только бы это был не наш подписчик.)


4.

Однажды Марк Твен получил анонимное письмо, в котором было лишь одно слово : «Свинья». На следующий день он в своей газете поместил ответ:

(— Обычно я получаю письма без подписи. Вчера я впервые получил подпись без письма»)


5.

Однажды Сергей Есенин сказал Маяковскому:

— Ваши стихи как будто из чугуна – ну что можно из чугуна сделать?

( — Из чугуна сделают нам памятники, — ответил Маяковский)


6.

Однажды Дениса Ивановича Фонвизина спросили:

— Какая разница между человеком и скотом?

(— Огромная,- отвечал сатирик. — Ведь скотина никогда человеком быть не может, а человек, особливо богатый и чванливый, весьма часто скотиной становится.)

Свежие документы:  Итоговая контрольная работа по литературе 6 Класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: