«Любовь как высшая ценность, противостоящая драматизму окружающего мира в рок-опере А. Рыбникова «Юнона» и «Авось» 7 Класс




Урок: «Любовь как высшая ценность, противостоящая драматизму окружающего мира в рок-опере А. Рыбникова «Юнона» и «Авось»

(7 класс, I полугодие «Особенности драматургии сценической музыки». Программа Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской [1]. Тема урока рассчитана на два занятия):


Тип урока: урок изучения нового материала.

Жанр урока: интегрированный.

Вид урока: урок — размышление.

Цель урока:

Обучающая — познакомить учащихся с фрагментами рок-оперы А. Рыбникова – великого нашего современника для приобщения их к ведущим ценностям отечественной музыкальной культуры, как неотъемлемой части общей духовной культуры.

Воспитательная — воспитать потребность в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества.

Развивающая — развить мотивационную направленность на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение).

Задачи урока:

1). Рассмотреть вопрос о традициях и новаторстве в жанре оперы.

2). Изучить драматургию развития и музыкального языка основных образов.

3). Воспитать интерес к современному музыкальному искусству, формировать музыкальную культуру школьников, как часть их духовной культуры.

4). Развить общие музыкальные способности учеников, а также образное и ассоциативное мышление, фантазию и творческое воображение, эмоционально-ценностное отношение к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов.

Основные понятия: драматургия, икона, молитва, стиль, либретто, речитатив.

Используемые на уроке технологии:

1. Метатехнологии: развивающая, проблемная технология; культуросообразное обучение.

2. Макротехнологии: технологии восприятия художественного образа; технологии интеграции искусств.

3. Мезотехнологии: технологии развития певческого голоса, направленные на чистоту интонирования, образность и выразительность исполнения; технологии коллективного музицирования (пение).

4. Микротехнологии: технологии развития тембрового слуха; технологии развития ансамбля в хоре.

5. Информационно-компьютерные технологии.



Используемые электронно-образовательные ресурсы:

http://www.belcanto.ru; https://www.wcomega.ru; https://www.music.ru.

Оборудование, технические средства: фортепиано, музыкальный центр, видеоряд из сюжетов рок-оперы, интерактивная доска, оперная программа, икона «Казанской Божией Матери», афиша.


Ход урока:

О любви подлинной, высокой немало написано замечательных произведений. Сегодня на уроке мы познакомимся с одним из них.

На что вы сегодня обратили внимание, придя на урок? (см. Приложение 1)

Ученик. На красочную афишу.

С какой целью люди придумали афиши?

Ученик. Чтобы привлечь внимание и пригласить посетить концерт или спектакль, сообщить о времени и месте проведения, рассказать о содержании.

Давайте на нашей афише посмотрим, куда она приглашает, о чем сообщает и что рассказывает?

Ученик. На рок-оперу ««Юнона» и «Авось»» в театр имени «Ленинского комсомола».

Может быть вы увидели знакомые имена?

Ученик. Композитор Алексей Рыбников, режиссер Марк Захаров, поэт Андрей Вознесенский. Юнона – древнеримская богиня любви.

Итак, эти достойные и многоуважаемые люди приглашают нас на представление, которому уже четверть века! А событиям, о которых пойдет речь уже более 200 лет.

Перейдем теперь к творчеству нашего замечательного композитора Алексея Рыбникова. Что вы знаете о нём? (Домашнее задание).

(Проверка домашнего задания обеспечивает развитие познавательных универсальных учебных действий таких как: логических действий, направленных на постановку и решение проблемы; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание [2].)

Ученик. А. Рыбников родился в 1945 г. Учился у Арама Ильича Хачатуряна (известного нам по таким прекрасным балетам как “Гаянэ”, “Спартак”, музыка к драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад»). В 1975 г. А. Рыбников сочинил музыку к мюзиклу “Приключения Буратино”, «Волк и семеро козлят на новый лад», а в 1976 г. – рок-оперу “Звезда и смерть Хоакина Мурьеты” (по Пабло Неруде), которая была впоследствии экранизирована. В 1981 г. А. Рыбников пишет свою вторую рок-оперу “Юнона” и “Авось” о событиях 1806 года.

Как вы думаете: для чего современный композитор обращается к теме прошлых событий?

Ученик: Чтобы сохранить память для будущих поколений, так как человек в ответе должен быть за сохранение культуры для тех, кто будет жить после нас на планете (по этой же причине создаются музеи, заповедники, заносятся в “Красную Книгу” редкие виды растений и животных).

Очень хорошо, что вы это поняли. Мы не вправе решать за наших потомков, что для них будет интереснее и важнее: Бах или Моцарт, Данте или Пушкин, Андрей Рублев или Рембрандт. Мы должны это сохранить, потому что самое страшное – беспамятство.… Когда враги хотят уничтожить народ, они стараются вырвать из памяти самое главное – язык, песни, родные имена… Можем ли мы надеяться, что вы будете стараться делать всё возможное, чтобы наша культура жила и развивалась?

Краткая историческая справка: (Домашнее задание) Кто нашел материал о графе Резанове?

Ученик: Резанов Николай Петрович (1764-1807 гг.) – выдающийся русский путешественник и государственный деятель. Один из учредителей Российско-американской торговой компании. Происходил из небогатого рода дворян Смоленской губернии. Служил поручиком лейб-гвардии Измайловского полка. Позднее занимал должность обер-секретаря гражданского департамента и управляющего главного правления Российско-американской компании. В 1806 г. предпринял путешествие в Калифорнию, где содействовал налаживанию торговых связей между Российско-американской компанией и испанскими колонистами. На обратном пути в Россию умер в Красноярске от простуды.

Обратимся к переписке Н.П. Резанова. “Пусть как угодно ценят подвиг мой, но при помощи Божьей надеюсь хорошо исполнить его, мне первому из России здесь бродить так сказать по ножевому острию…”

Свежие документы:  Конспект урока литературного чтения в 1 классе «Заглавная буква Ф»

Некоторые отзывы современников (Домашнее задание).

Ученик: “Всё-таки надо отдать справедливость обер-камергеру фон Резанову, что при всех своих недостатках он всё же отличается большими административными способностями. И не все человеческое ему чуждо. Можно было бы подумать, что он уже сразу влюбился в эту молодую испанскую красавицу. Однако, в виду присущей этому холодному человеку осмотрительности, осторожнее, будет допустить, что он просто возымел на неё какие-то дипломатические виды” (из дневника доктора Лангсдорфа).

Ученик: “Сей господин Резанов был человек скорый, горячий, затейливый, писака, говорун, имеющий голову более способную создавать воздушные замки в кабинете, нежели к великим делам, происходящим в свете…” (флота капитан 2-го ранга и кавалер В.М. Головин).

Вот пример того как по-разному могут отзываться об одном и том же человеке его современники…

Можно, конечно, выразить своё отношение к тому или иному поступку, но не осуждать человеческую личность. Ведь ещё в Библии сказано: ”Не судите, да не судимы будете…” И прав был талантливый русский поэт Ф.И.Тютчев, когда писал свои строки:

Нам не дано предугадать, Как слово наше отзовется

И нам сочувствие даётся, Как нам даётся благодать…”

Что послужило поводом для сочинения оперы? Давайте попробуем услышать мысли создателей оперы об этом?

Ученик . Композитор Алексей Рыбников – “Некоторые называют моё сочинение рок-оперой, думаю, что это не соответствует действительности. Мне хотелось следовать великой русской оперной традиции, прикоснуться к фольклорным мотивам, к стихии русского романса, но используя при этом все современные способы музыкальной и сценической выразительности” [3].

(Композитору трудно ограничить свое творение рамками определенного жанра, и он вырабатывает свой стиль – как отражение своего мироощущения, как камертон эпохи.)

Ученик. Автор Андрей Вознесенский – “Российская Муза всегда была общественна, исповедальна – её не зря отождествляли с совестью. Она не чуралась колокольной ноты. Одна из черт её сейчас – противостоять стандартности, серости, стереотипу мышления” [3].

Ученик . Хореограф Владимир Васильев – “Если искренне считать, что театр – это храм, если чувствовать себя причастным к чему-то более высшему, чем просто к актерскому, режиссёрскому, балетмейстерскому труду, если каждый день, каждый час быть готовым к святому подвигу во имя искусства, если быть беззаветно преданным великой силе российской духовности – можно ожидать, что созданное тобой на театре станет необходимым для многих” [3].

Ученик . Режиссёр постановщик Марк Захаров – “Любовь к Отечеству требует от нас чуткого прикосновения к истокам национальной культуры. Мы научились любить произведения древнерусского зодчества, мы оценили величие древнерусской иконописи, мы хотим оценить красоту древних ритуальных песнопений, услышать музыку наших предков и связать её воедино с сегодняшним бурным движением ввысь” [3].

Давайте вспомним с вами, что лежит в основе любой оперы? (см. Приложение 2)

(Схема прохождения этапов урока – раскрывается постепенно в ходе прослушивания музыки).

Ученик: Либретто — краткое содержание литературного произведения или исторического факта.

Звучит пролог (вместо увертюры как в классической опере)

Часть I: “Соло бас (исп. Р.Филиппов), молитвенные песнопения (академический русский хор под управлением Н. Агафонникова)” (сцена похорон жены графа Резанова).

Сколько драматургических линий развития намечено в музыке вступления?

(Слушаем музыку).

В прологе намечаются две линии развития. Какие по вашему мнению?

Ученик: взаимоотношения человека и Родины, которые проходят в полифоническом диалоге.

История, ты стон

О, Родина, была ты близорука,

Пророков, распинаемых крестами!

Когда казнила лучших сыновей!

Ученик: тема одиночества личности и пути его преодоления.

(см. Приложение 3)

Какое впечатление произвело слушание пролога?

Ученик: Страх, тревога, отчаяние.

(Ответы учеников на вопросы развивают логические универсальные учебные действия (УУД) [3] такие как установление причинно-следственных связей.)

Куда переносит нас музыка? Что услышали в музыке пролога?

Ученик: Музыка и слово как бы подготавливают нас к трагическим событиям, которые будут происходить далее.

Как в музыке передается чувство горя и одиночества?

Ученик: Чувство горя и одиночества передается:

а) ударами колокола (его язык был предназначен не только созывать народ ко всеобщей молитве, но и оповещал о радостях, либо постигших печалях);

б) тоскливым женским плачем, сиротливо плывущим над притихшим миром (сцена похорон жены графа);

в) отчаянным шепотом – заклинанием: «Кто-нибудь, услышь меня! Родина, услышь меня! Господи, услышь меня! По морям бушующим плыву без компаса, зову без голоса…» — что это, если не крик души?

И после — плач народа (как в опере М.П. Мусоргского «Борис Годунов»).

Смерть жены Резанова сделала, по его словам, всю его жизнь безобразною и остаток дней своих он решил посвятить Отечеству. «Не в схимну иду – в служение Отчизне. …Да будет судьба России крылата парусами». Обращаю внимание учеников на слова о том, что Резанову важно все сделать хорошо, так как «последствия будут по достоинству оценены потомками нашими» [3].

(Продолжаем слушать музыку).

Романс морских офицеров (разучиваем с учениками).

Каким человеком предстает граф Резанов перед нами?

Ученик: Смелым, решительным, любящим Родину.

Этот романс представляет собой изумительную лирико-драматическую характеристику Резанова. Это лейтмотив любви, пока обращенный к Родине, а в дальнейшем — к молодой девушке Кончите. Итак, тема Родины — главная в характеристике Резанова. Послушаем еще один монолог героя. Какие помыслы откроются вам, какие грани его души? Как музыкально осуществляет свой замысел композитор?

Свежие документы:  Конспект урока по литературному чтению в 4 классе «Константин Георгиевич Паустовский. «Корзина с еловыми шишками»

Монолог-речитатив.

Российская империя – тюрьма,

И за границей — тоже кутерьма,

Родилось рано наше поколение,

Чужда чужбина нам и скучен дом.

Расформированное поколение

Мы в одиночку к истине бредем.

Чего ищу? Чего-то свежего…

Начинают театр с вешалок,

Начинаются царства с виселиц.

Земли новые – табула раза

Расселю там новую расу.

Третий Мир без деньги и петли!

Ни республики, ни короны

Где земли золотое лоно,

Как по золоту пишут иконы

Будут лики людей светлы.

В начале арии-монолога строй речи Резанова близок к мелодекламации, интонации раздумья, размышленья…

В инструментальном сопровождении – мерный, пульсирующий, неторопливый шаг. Мелодия похожа на вздох, в ней больше уныния, чем жажды жизни, борьбы.

На всем протяжение арии-монолога звучание выдержано в одном настроении?

Ученик: Нет, в центральной части арии-монолога речь героя преображается, становится мажорной, патетичной, песенной, широкой.

Что придает им особую выразительность?

Ученик: Мольба-заклинание в последних строчках монолога.

(Продолжаем слушать арию).

Куда приводит нас музыка?

Ученик. Музыка возвращает нас к начальным интонациям, так как Резанов горестно осознает, что идеальный мир – это только мечта, иллюзия. Сливаясь с мелодией уныния, одиночества звучит его полушепот:

Смешно с всемирной тупостью

бороться!

Свобода потеряла первородство!

Ее уж больше нет ни здесь, ни там,

Куда же плыть?

Не знаю, капитан!

Что в такой ситуации делают люди?

Ученик: Кто-то молится, кто-то просто опускает руки.

(Слушаем музыку).

Голос Богоматери (исп. Ж. Рождественская). Сцена в храме.

Какое состояние духа передает эта сцена?

Ученик. Сцена передаёт состояние человека, находящегося в храме. Звучит хор, в котором используются традиционные православные напевы и тексты подлинных молитв: “О, Пресвятая Дева, Мати Господа Всевышнего, Заступница и Покров всех к Тебе прибегающих!”

Музыка звучит сдержанно, сосредоточено, эмоционально-просветленно.

Кем для верующего человека является Богоматерь?

Ученик. Защитницей, Покровительницей, Помощницей.

Всю жизнь Резанова мучит таинственное предчувствие, которое вселил в него “взгляд Казанской Божией Матери” [3].

Меня по свету гонит страшный бред.

Душой я болен с отроческих лет

Когда на мне остановился взгляд

Казанской Божией Матери!

.

Увидел в ней не Вседержительницу Деву,

А женщину с вишневыми глазами,

Хотелось защитить ее, спасти …

Мне не помог ни врач, ни богослов,

Я посягнул на Божию любовь!


Резанов понимает, что защищать тех, кто сильнее тебя, не совсем привычно, это странность…

Кто у Богоматери защитник?

Ученик: Господь Бог.

Вспомните, Иисус Христос учил людей, что Бог есть любовь, и пребывающий в любви, пребывает в Боге, и Бог в нём.

Как появляется голос Богоматери?

Ученик: Голос как бы спускается с небесных высей, обретает материнскую, женскую тональность, звучит величаво, спокойно, торжественно.


«Вечен Божий свет, сладок Божий свет

За тобой слежу я с небес

Будь благословен, будь благословен

Не страшись любви своей

Дева светлая, Божия жена,

За тебя молюсь я там».


Молитва становится все неистовей и переходит в отчаянный крик: «Господи, воззвах к тебе, услышь мя, Господи!». Пение смешанного хора сменяется звучанием прозрачных детских голосов.

Давайте исполним «Романс морских офицеров» и постараемся стать соучастниками этой сцены.

Слушаем музыку – сцена “Молитва”.

Поговорим о том, из каких звукоизобразительных интонаций сотканы образы героев?

Ученик: Современные электронно-музыкальные инструменты, синтезаторы, как бы растворяют границы пространства и времени. Только что мы были в храме и слушали молитву об удаче.

Общая молитва (всем миром) – это хор, а солист – как бы внутренний голос одного молящегося человека, в данном случае Резанова. Душевный настрой отдельного человека не всегда совпадает с молитвенным настроением пришедших в церковь.

Молящийся может отвлечься от общей молитвы, ведь в храм он пришёл со своими мыслями, переживаниями, но в какой-то момент личная молитва совпадает с молитвой общей: ”Господи, воззвав к Тебе, услыши мя, Господи!” Это и тайна, и вершина одновременно – единение всех. Именно это происходит в сцене “Молитва”. Где звучит подлинный текст молитвы: «О, Пресвятая Дева, Мати Господа Вышнего, Заступница и покрова всех к тебе прибегающих!…». И на фоне его звучит исповедь графа.

Все свои дальнейшие неприятности, приключившиеся с ним, он связывал с этим обстоятельством. На обратном пути в Россию, корабли попадают в шторм, один из них тонет, на другом — вспыхивает цинга, а добравшись до Красноярска — граф погибает.

Вопросы после прослушивания музыки:

Эта музыка вам понравилась? Что особенно поразило в ней?

Ученик: Сквозное развитие образов: всё действие идёт как бы на одном дыхании, хочется слушать ещё и ещё…

Ученик: Речитативы очень стремительны, взволнованы, одухотворенны.

Ученик: Необыкновенные тембры голосов: низкий, густой и роскошный бас и совершенно неземной, ангельский голос (дискант!)

Ученик: Поражает сочетание исторической достоверности, отсветов приключенческого романа, море лирики и возвышенные пронзительные раздумья, например:

Бьёт 12 годов, как часов,

Над моей терпеливою нацией.

Есть апостольское число,

Для России оно двенадцать…”

Или вот:

“…История, ты стон

Пророков, распинаемых крестами!”

Свежие документы:  Внеклассное мероприятие для 1 класса "Путешествие в мир сказок"

Это произведение о судьбе графа Николая Петровича Резанова и Кончиты, верной его возлюбленной (Мария дэ ля Кончепчион) Хосе дэ Аргуэльо.

Есть какая-то ибсеновская грусть по женщинам, всю жизнь – словно Сольвейг (вспоминаем сюиту Грига) – прождавшим своих возлюбленных.

Кончита с 16 лет на протяжении последующих 35 лет ждала возвращения графа, а после – дала обед молчания…

У любви не названа цена,

Лишь только жизнь одна…

А вы смогли бы так?

У Р. Щедрина есть замечательные слова, сказанные по поводу этого спектакля: «Есть высокие человеческие поступки, которые по красоте своей и значимости остаются в сознании поколений наравне с великими шедеврами искусства.…» [4]. Пожалуй, такую исключительную любовь можно сравнить с трагедиями Шекспира.

Да, жизнь Николая Резанова – это поступок. Алексей Рыбников не мог изменить русской духовной традиции – вере во всепобеждающую силу главных христианских добродетелей: Вера, Надежда, Любовь. Это высшие ступеньки духовной лестницы, по которым всю свою жизнь старались подниматься христиане [5].

Ученик: Впечатляют хоровые эпизоды: в них чувствуется подлинная древнерусская музыка обрядовых песнопений, но благодаря использованию синтезаторов и современных способов звукозаписи они приобретают совершенно необыкновенное звучание…

Удивительна история графа и с благодарностью думаешь о тех, кто воскресил её из векового забвения.

К какому выводу приводят создатели оперы?

Ученик: Тема любви – светлая, лирическая, воспринимается как высшая ценность, противостоящая драматизму окружающего мира.

Это главная мысль всего произведения и её замечательный, жизнеутверждающий финал (как у Баха, Моцарта, Бетховена…)

Каков, на ваш взгляд, должен быть финал спектакля «Юнона» и «Авось»? С чем обратится композитор к своим слушателям? Ваши предположения…

Ученик: Гимн любви, трагический апофеоз.

За каждым из героев закреплена определенная эмоционально-образная сфера (тема, лейтмотив).

Традиционная для классической оперы любовная линия.

Вспомните, пожалуйста, чем и как заканчивают свои «истории любви» П.И. Чайковский в симфонической увертюре «Ромео и Джульета», С.С. Прокофьев в одноименном балете, Л.Бетховен в «Лунной сонате»?

Ученик: У П.И.Чайковского тема любви в коде звучит верой в бессмертие любви, торжественно и светло. Такая же идея у Прокофьева, но в его музыке финальной сцены больше трагизма. У Л. Бетховена – мощный прорыв от обреченности и философского раздумья к свету и жизни.

В приемах драматургического развития используются:

а) повторы (молитва, романс) – они усиливают эффект взаимодействия образов;

б) контраст (лирический романс Морских офицеров) – активное ритмичное звучание песни моряков;

в) вариационность;

г) настроение пролога (используемого вместо увертюры) несет трагический характер, определяющий общий эмоциональный строй событий, которые будут происходить далее;

д) жизнеутверждающий финал – подчеркивающий основную мысль произведения (как в сонете Шекспира «любовь не знает убыли и тлена»).

К какому разряду музыки: “серьёзной” или “лёгкой” вы можете причислить прозвучавшее сегодня музыкальное произведение?

Ученик: Рок-оперу А. Рыбникова “Юнона” и “Авось” можно вполне причислить к “серьёзной” музыке, достойной занять место в одном ряду с произведениями “высокого искусства” по силе чувств, по красоте их выражения…

Мне хочется надеяться, что наш сегодняшний урок не просто помог вам разобраться в водовороте окружающей вас музыки, но и расширил круг ваших музыкальных впечатлений, закрепил ваши представления о высоком музыкальном вкусе (вы и в дальнейшем, отныне, сможете отличить настоящее большое искусстве от лёгкой, пусть даже и красивой, развлекательной и даже просто от плохой музыки), а встреча со столь интересным во всех отношениях музыкальным произведением обогатила ваш духовный мир, сделала вашу жизнь содержательнее.

В заключение хотелось бы сказать, что нельзя жить без идеала, что общество не может развиваться без стремления к справедливости, любви, гармонии и добру.


Жители двадцатого столетья!

Ваш идёт к концу двадцатый век.

Неужели вечно не ответит

На вопрос согласья человек?

Две души, несущихся в пространстве,

Полтораста одиноких лет.

Мы вас умоляем о согласье,

Без согласья смысла в жизни нет.

Аллилуйя возлюбленной паре!

Мы забыли, бранясь и пируя,

Для чего мы на землю попали –

Аллилуйя любви, аллилуйя!..

Аллилуйя всем будущим детям

Наша жизнь пролетела аллюром.

Мы проклятым вопросам ответим:

Аллилуйя любви, аллилуйя! …

Андрей Вознесенский [3].



Домашнее задание:

Вспомнить, в каких музыкальных произведениях звучит образ молитвы: Б. Окуджава “Молитва”, А. Малинин “Дай Бог”.

Подумайте и постарайтесь выразить своё искреннее мнение в виде эссе, в котором отразить вопросы, рассмотренные на сегодняшнем уроке.

Предложения по развитию учебной деятельности в плане данного урока заключаются в следующем:

организация посещения постановки рок-оперы «Юнона» и «Авось» в театре;

постановка фрагментов рок-оперы «Юнона» и «Авось» в школьном театре.


Список литературы.

1. Сергеева Г.П. Уроки музыки: 7 кл.: пособие для учителя /Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. – М.: Просвещение, 2012.

2. Инвариантный академический модуль «Образование и общество. Актуальные проблемы психологии и педагогики». – М., ГОУ Педагогическая академия, 2011.

3. Вознесенский А., Рыбников А. Юнона и Авось. Современная опера в 2-х частях. «Театр Ленком», 1982.

4. Русская музыка в школе. Методические очерки /Авт.-сост. Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – М.: МИРОС, 1998.

5. 1-ое послание апостола Павла к Коринфянам. 13 глава, 4-9 стихи.







Приложение 1.

Афиша.



Приложение 2.



Ступени прохождения урока.




Приложение 3.


Схема преодоления человеком одиночества.














скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: