Открытый урок по литературному чтению «ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ Б, б»


Открытый урок по литературному чтению
ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ Б, б

Цели деятельности педагога: организовать работу по ознакомлению с буквой Б, б; научить давать характеристику звукам б, б’, выполнять звуковой анализ слов «бублики», «баранки», «бант», «бинт»; способствовать формированию навыка чтения слов, предложений с изученными буквами, развитию монологической речи, фонематического слуха.

Планируемые результаты образования:

Предметные: знают букву Б, б; умеют выполнять звуковой анализ слов, читать слова, предложения с изученными буквами.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: общеучебные – использование схем и моделей звукового состава слова для выполнения звукового анализа слов; структурирование знаний; овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; логические – основы смыслового чтения художественных текстов; выделение существенной информации из текста; расшифровка «зашифрованных» слов; осуществление сравнения слов по заданному критерию.

Коммуникативные: уметь формировать конструктивные способы взаимодействия с окружающими.

Личностные: анализируют и характеризуют эмоциональные состояния и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учётом.

Ход урока

I. Мотивация к деятельности.

Вот книга школьная – «Букварь»:

Рисунки, буквы, точки,

Коротенькие строчки.

Тому, кто хочет много знать,

Кто хочет книги прочитать

Про горы и долины,

Про реки, звезды и моря –

Не обойтись без «Букваря».

II. Актуализация знаний.

Отгадайте загадки Н. Ивановой.

«Зеркальце, скажи, будь мило, На завтрак съел он только луковку,

Кто на свете всех белее?» – Но никогда он не был плаксой.

Как-то мачеха спросила, Писать учился носом буковки

Та, что всех хитрей и злее. И посадил в тетрадке кляксу.

И ответило, сверкая, Не слушался совсем Мальвину

Зеркальце, чуть-чуть помешкав: Сын папы Карло … (Буратино).

«Всех прекрасней молодая

Падчерица … (Белоснежка)».

Из каких сказок эти герои?

Учитель показывает книги А. Толстого и братьев Гримм.

Ещё раз произнесите имена героев. Интонационно выделите в словах первый звук.

Перед зеркальцем ещё раз произнесите эти звуки и расскажите, как располагаются видимые органы речи при их произнесении.

Как проходит воздух?

Сделайте необходимые выводы. (Этот звук согласный, звонкий, твёрдый, мягкий.)

III. Постановка учебной задачи.

А КТО В ДУПЛЕ?

В сосне дупло,

В дупле – тепло.

А кто в дупле

Живёт в тепле?

А живёт там белочка,

Свежие документы:  Конспект урока по Литературе "Осень в русском искусстве IXX века" 5-7 класс

Белочка-карелочка,

Непоседа-егоза,

Словно бусинки глаза!

А. Прокофьев

Сегодня мы отправляемся в путешествие за новой буквой. Эта буква «спряталась» в стихотворении. Отгадайте: какая?

Нас ждёт много нового и интересного. Итак, в путь по стране Букварии!

IV. Открытие нового знания.

1. Звуковой анализ слова «бублики», «баранки».

У самого входа в страну Букварию дорогу нам преградила добродушная с виду буква. У неё через плечо висела на ремне корзина – большая-пребольшая.

2. Звукобуквенный анализ слов «бант», «бинт». Знакомство с буквой Б, б.

Рассмотрите схемы под рисунками. Подумайте, как можно назвать правую картинку.

Какое второе слово? Докажите.

Выполните звукобуквенный анализ слов «бант», «бинт». Белоснежка и Буратино просят вас определить, у кого из них в кармане бинт, а у кого – бант. Объясните.

Сравните звуки, указанные в схемах стрелочкой.

Назовите букву, которой можно обозначить звуки [б], [б’].

На что похожа буква?

Замените первые фишки в схемах слов буквами Б, б из кассы.

Определите, сколько в каждом из этих слов слогов. Объясните своё мнение. (Один гласный звук.)

Назовите как можно больше признаков сходства и различия слов «бинт» и «бант».

Вспомните и назовите слова, для записи которых потребуется заглавная буква Б.

Назовите слова, для записи которых потребуется строчная буква б.

4. Составление рассказа.

А сейчас составим рассказ о том, как выглядел Буратино (показ иллюстрации в книге А. Толстого). Употребите как можно больше слов со звуком [б], [б’]. Услышав в слове звук, хлопните в ладоши.

Примерный текст.

Буратино – деревянный сказочный мальчик. У него круглое лицо и длинный нос. На голове – бумажный колпак. Он одет в бумажную курточку. У него тёмные короткие брюки. На ногах деревянные башмаки.

V. Включение в систему знаний.

1. Чтение слогов, слов. Составление слов и их чтение.

Стук-стук!

Тарарам!

Это кто стучится к нам?

(Показ иллюстрации.)

Это Баба Яга,

Костяная нога.

Ребята, Баба Яга хочет посмотреть, как вы научились читать.

Прочитайте по «окошечкам» слоги с буквой б.

Прочитайте слоги по строкам.

Прочитайте только те слоги, в которых буква б обозначает твёрдый согласный звук [б].

Прочитайте только те слоги, в которых буква б обозначает мягкий согласный звук [б’].

Свежие документы:  Конспект урока литературы «Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Умная галка»

Прочитайте только те слова, в которых буква б обозначает мягкий согласный звук [б’].

Прочитайте только те слова, в которых буква б обозначает твёрдый согласный звук [б].

Составьте слова по модели: зелёная фишка, красная фишка, синяя фишка, красная фишка (дело, тина, беда, репа, село и т. д.).

2. Игра «Полсловечка за вами».

У Бабы Яги есть для вас игра.

Бой … (кот).

Бал … (кон).

Буй … (вол).

Бес … (еда).

3. Сопоставление рисунков и схем.

Буква Б бежит к словам:

Бублик, булка, барабан,

Бегемот, Барбос, банан,

Бармалей, башмак, баран.

Назовите картинки, расположенные вверху.

Рассмотрите схемы. Определите, как соотносятся схемы и рисунки. (Брюки, барабан, берёза.)

Сравните в словах «брюки» и «барабан» первые звуки. (Они одинаковые.)

Сравните в словах «барабан» и «берёза» сначала первые, а потом третьи звуки. Объясните, почему в этих словах первые звуки разные, а буквы одинаковые.

Объясните, почему третьи звуки разные, а буквы одинаковые. (В русском языке парные по твёрдости-мягкости согласные записываются одной буквой.)

Разделите эти слова на слоги и определите, какой слог ударный в каждом слове. Как вы думаете, почему в слове «берёза» буква е написана красным цветом? (Безударная позиция.)

Берёза – это символ России. О ней слагали песни. У Буратино и Белоснежки есть любимые стихи о берёзе.

Заранее подготовленные учащиеся читают стихи.

БерЁза

Люблю берёзу русскую,

То светлую, то грустную,

В белёном сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застёжками,

С зелёными серёжками.

А. Прокофьев

Задание для нечитающих учеников: чтение слогов, слов, предложений.

Задание для читающих учеников: чтение рассказа В. Голявкина «Всё будет прекрасно!».

Чтение рассказа учителем.

Кто герой рассказа?

Что с ним произошло?

Почему рассказ называется «Всё будет прекрасно!», а на иллюстрации мальчик совсем грустный?

5. Дифференцированная работа по тетради «Я учусь писать и читать».

Закрепление зрительного образа.

Закрасьте в тетради те части рисунка, в которые вписана буква Б, б.

Задание «Сообрази и запиши».

Впишите буквы в клеточки, номера которых даны после буквы.

Прочитайте получившиеся слова. (Берёза, рябина.)

Назовите эти предметы одним словом. (Деревья.)

Найдите и подчеркните буквы, которыми различаются слова в парах.

Свежие документы:  Конспект урока на тему «Колосок. Украинская сказка в обработке С.Могилевской»

Найдите и прочитайте пары слов, в которых слова различаются количеством слогов, местом ударения, мягкостью-твёрдостью первых звуков.

VI. Рефлексия деятельности.

Прочитайте слова, записанные красочными буквами. Какие слова в них «спрятались»? (Ябеда – еда, беда; серебро – ребро.)

Можем отправляться домой. Скоро звонок. Ой, кто это?

Не ходите, учащиеся,
В Африку гулять.

В Африке разбойник,

В Африке злодей,
В Африке ужасный …
(Бар-ма-лей)!

Он не выпустит нас из страны Букварии, пока мы не расскажем, что здесь делали, с кем подружились, почему нас сопровождали именно эти сказочные герои. (Ответы учеников.)

Что вы знаете про букву Б?

Хоть крутись, или вертись, Буква ты прекрасная,

Нам без Б – не обойтись! Звонкая, согласная!



скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: