План — конспект урока
Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы.
Щербакова Надежда Алексеевна МБОУ СОШ №5 Кущёвский район
Учитель русского языка и литературы
Предмет: Литература
Класс: 5
Тип урока: комбинированный
Базовый учебник: «Литература» 5 класс. Авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин. Москва «Просвещение» 2013 год.
Технологическая карта изучения темы:
Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы.
(По рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»)
Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы.
| |
Цели на достижение результата
| — Личностные: способность к самооценке и саморазвитию на основе прочитанного, коррекция качеств характера. — Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, уметь планировать последовательность действий в соответствии с поставленной целью. — Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им, уметь ставить вопросы, обращаться за помощью, устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать вывод. — Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы, уметь извлекать информацию из различных источников( текст, сообщение учителя, наглядные средства), проводить сопоставительный анализ, делать выводы.
|
Планируемый результат | Предметные: Знать содержание прочитанного произведения. Уметь воспринимать и анализировать текст. Уметь сравнивать характеры героев в начале произведения и в конце произведения, понимать зависимость поступков от качеств характера. Научиться понимать нравственное содержание рассказа, душевные качества героя.
Личностные: Формировать эмпатию как осознанное понимание и сопереживание чувствам других, выражающуюся в поступках, направленных на помощь другим посредством исправления собственных ошибок. Метапредметные: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД). |
Основные понятия | Особенности изображения героев, Сопоставительный анализ характеров литературных героев
|
Ресурсы: — основные — дополнительные |
— Учебник. Литература. 5 класс. Авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин — Компьютер — Мультимедийный проектор — Презентация к уроку — Карточки-таблицы -Толковый словарь -Диск «Фонохрестоматия к учебнику Литература 5 класс»
|
Формы работы на уроке | Фронтальная работа, групповая, индивидуальная работа, работа в парах
|
Технологическая карта предметного занятия по литературе
Деятельность учителя | Деятельность учащихся
| Регламент | икт | Ожидаемые результаты | ||||||
I. Вызов Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне. | Приветствие. — Ребята, на прошлом уроке мы познакомились с интересным рассказом, дома вы его ещё раз внимательно прочитали, а сегодня нам предстоит серьёзный разговор о прочитанном. Вы готовы к разговору? | Учащиеся поворачиваются друг к другу, произносят слова: Я готов к разговору, а ты? |
1 мин |
| Коммуникативные ууд
Готовы к уроку, психологический, эмоциональный настрой | |||||
II. Мотивация к учебной деятельности. Цель этапа: определение содержательных рамок урока. |
2.Включает презентацию. Слайд №1 — Как вы думаете, почему на экране появилось слово «Характер»? — Обратимся к словарю: Характер – это…. — Составим кластер, называя качества характера. 3. Работа со словом «Судьба» Слайд 2 Составление кластера. — Как вы думаете, зависят ли друг от друга характер и судьба?
| 1.Выдвигают предположение о теме урока, ставят цель, определяют задачу.
2.Работают с презентацией.
3. Отвечают на вопросы.
4. Устанавливают связь между понятиями. |
1-2 мин | презентация |
| |||||
III. Актуализация знаний. Постановка цели урока.
Цель этапа: актуализация и личностное восприятие. Целеполагание. Постановка проблемного вопроса. |
Слайд 3
Мы попробуем вместе найти ответ на вопрос: Как сказываются жизненные принципы, индивидуальные черты характера человека в ситуации выбора? Слайд 4. Жилин и Костылин |
Формулируют цель урока на основе обобщения сказанного.
|
1-2 мин | презентация |
| |||||
IV Проверка домашнего задания |
|
Афиширование знаний, выполнение домашнего задания. Выступают перед одноклассниками. | 5-6 мин | презентация |
| |||||
V.Осмысление. Работа по теме урока, углубление знания и понимания прочитанного. |
ФИЗМИНУТКА Использование фонохрестоматии
| Проводят сопоставительный анализ поведения героев. Делают выводы. Отвечают на вопросы.
Выполняют обсуждение в парах.
Выступают, высказывая не только свою точку зрения, но и соседа по парте.
Определяют отношение к героям автора и актёра.
| 2-3 мин
1 мин
3-5 мин
3 мин
2 мин | .
Фонохрестоматия | Личностные результаты: Эмпатийность, толерантность Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
Коммуникативные УУД: формирование навыков речевой деятельности. Освоение способов совместной деятельности | |||||
VI. Самостоятельная работа Цель этапа: тренировать способность к обобщению | Организует самостоятельную деятельность учащихся.
-Как вы думаете, почему так по-разному сложилась дальнейшая судьба героев? | Работают самостоятельно, осуществляют самопроверку, выступают, называя качества характера героев. |
2мин | Кластер индивидуально | Регулятивные УУД: Умение самостоятельно обобщить и сделать вывод. осуществлять самоконтроль и самооценку; преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Личностные УУД: самоопределение. Умение выражать свои мысли.
| |||||
VII Решение проблемы VIII. Домашнее задание. Цель этапа: осознание своей учебной деятельности.
| Создаёт проблемную ситуацию. — Как сказываются жизненные принципы, индивидуальные черты характера человека в ситуации выбора? .
Всегда ли человек сам выходит из трудной жизненной ситуации? Кто помогал Жилину? Дина. Прошу вас дома ещё раз обратиться к произведению и подготовить рассказ о Дине. Можно нарисовать портрет Дины, какой вы её себе представляете.
|
Отвечают на проблемный вопрос, используя знания, полученные на уроке в ходе обсуждения.
| 2 мин
1 мин |
| Познавательные УУД: делать выводы, обобщения.
Коммуникативные УУД: Умение слушать других и уважать чужое мнение | |||||
IX. Итог урока Цель этапа: оценить результаты собственной деятельности
X. Рефлексия | Итак, у нас сегодня получился серьёзный разговор на основе прочитанного. В заключении прошу вас составить синквейн, в котором первым будет слово
ВЫБОР.
Вы можете выбрать пословицу из тех, которые видите на экране. Слайд. Пословицы Резюме можно начать словами: Чтобы совершить правильный выбор,…..
Мы сегодня говорили о двух литературных героях, Жилине и Костылине, они разные по характеру, разная у них и судьба. Какой совет вы дали бы самому себе после знакомства с судьбами героев? | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Подводят итоги. Прогнозируют коррекцию собственного поведения. |
2 мин
1-2 мин | Синквейн в тетради по литературе
|
Личностный результат УУД: способность к самооценке саморазвитию Практическое применение учебного материала |
Литература.
1. Учебник. Литература 5 класс часть 1. В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин. Москва «Просвещение» 2013
2. .Аникин В.П. Русские пословицы и поговорки. М., изд. Художественная литература.1998
3 .Булгакова И.В. Золотая книга афоризмов. Ростов -на- Дону, изд. Владис,2009
4.Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М.,изд. Русский язык,1990
Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР | |
1 2 3 4 | Текст «Кавказский пленник» Л.Н. Толстого «Литература. 5 класс». Поурочные планы к учебнику Коровиной В.Я. Биография Толстого
| ЭОР | Иллюстрации, презентация, картинки паралимпиады | https://900igr.net/zip/literatura/ZHilin-i-Kostylin.html Ru.wikipedia.orq/wiki/Толстой куф2й3цу5фывеяАЧ https://blog.kp.ua/users/3421647/post112129423 https://www.a4format.ru/photo.open.php?file=411b2a46.jpg https://www.myshared.ru/slide/225744/# https://infourok.org/?fd=https://ppt4web.ru/uploads/ppt/1487/2af919c9d20eab37340382c25ec6b4f6.pptx |