Технологическая карта по Литературе «Времена года в русской лирике XIX века. Средства художественной выразительности в русском языке» 10-11 класс


Шалимова Наталья Евгеньевна

Отделение общеобразовательной подготовки СПО

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Кабардино — Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова»

преподаватель русского языка и литературы



ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПРОЕКТА

«Времена года в русской лирике XIX века. Средства художественной выразительности в русском языке» (10-11 классы)



ШАЛИМОВА НАТАЛЬЯ ЕВГЕНЬЕВНА

Этапы, фазы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы работы

Способы коммуни­кации

I. Подготовительный этап

1.1. Формиро­вание творческих групп:

I группа: «Тропы»: метафора, эпитет, гипербола, метонимия, перифраза, синекдоха, олицетворение.

II группа: «Стилистические фигуры»: градация, оксюморон, литота, гипербола, инверсия, анафора, эпифора.

III группа: «Синтаксические средства художественной выразительности»: многосоюзие, бессоюзие, парцелляция, эллипсис, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, контекстные синонимы.


До начала урока учащиеся делятся на группы: берут в произвольном порядке карточки с названием средства художественной выразительности, определяют принадлежность его к какой-либо группе. Учителю необходимо проследить, чтобы учащиеся –инофоны были распределены равномерно в разные группы.


Учащиеся объединяются в группы.

Под руко­водством учителя на уроке

Слово учителя, диалог

1.2.Проверка домашнего задания


















Повторение необходимого теоретического материала

Учащимся предлагается вспомнить теоретический материал по теме урока, который они повторяли дома, занять места в соответствии с полученной на входе карточкой. Также нужно было подобрать из текстов предложенных стихотворений (любых, по желанию учащегося), размещенных на портале https://inofon.rusobr.ru/, отрывки с примерами различных тропов, средств выразительности, стилистических фигур




Учитель помогает вспомнить основные тропы, средства выразительности, стилистические фигуры, обращаясь к презентации

Учащиеся выясняют в группах, все ли сидят на своих местах, то есть каждая ли полученная карточка соответствует названию группы, тем самым проверяется знание теоретического материала по теме урока.





Учащиеся совместно с учителем повторяют теоретический материал, необходимый для последующей работы над проектами

Под руко­водством учителя на уроке

























Под руко­водством учителя на уроке


Беседа, опрос



























Беседа

Презентация, подготовленная учителем








1.3. Выбор темы, определение замысла проекта, целей, задач

На данном этапе возможен переход из одной группы в другую по интересам. Учитель участвует в обсуждении.

Учащиеся определяются с выбором группы

Под руко­водством учителя на уроке

Беседа

1.4. Выдвижение целей и задач, знакомство с материалом для исследования.

Цели:

1)сформировать представление о системе средств художественной выразительности в русском языке;

2) развить навыки «узнавания» и употребления средств художественной выразительности в речи;

3) прочувствовать настроения пейзажной лирики различных поэтов, исполнить стихотворения под музыкальное сопровождение.

Материал для исследования:

А.С.Пушкин «Зимнее утро», «Осень (Уж небо осенью дышало…)»

Е.А.Баратынский «Зима»

М.Ю.Лермонтов «Осень»

Н.А.Некрасов «Славная осень!»

А.Н.Плещеев «Весна», «Осень наступила»

Ф.И.Тютчев «Есть в осени первоначальной…», «После зимы», «Весенние воды», «Весенняя гроза», «Чародейкою зимою…»



Учитель знакомит учащихся с целью проекта, стихотворениями для анализа, предлагает группам выполнить задания:

I группа: «Тропы»: 1) внимательно прочитать и ознакомиться с представленными на портале материалами https://inofon.rusobr.ru/ и стихотворениями (по выбору из предложенных учителем, желательно разных поэтов на тему «Зима», «Весна» и др.); 2)подобрать примеры употребления различных тропов; 3)подготовить небольшую презентацию с использованием подходящих по настроению стихотворения музыкального сопровождения и иллюстраций.

II группа: «Стилистические фигуры»: 1) внимательно прочитать и ознакомиться с представленными на портале материалами https://inofon.rusobr.ru/ и стихотворениями (по выбору из предложенных учителем, желательно разных поэтов на тему «Зима», «Весна» и др.); 2) подобрать примеры употребления стилистических фигур; 3) подготовить небольшую презентацию с использованием подходящих по настроению стихотворения музыкального сопровождения и иллюстраций.

III группа: «Синтаксические средства художественной выразительности»: 1) внимательно прочитать и ознакомиться с представленными на портале материалами https://inofon.rusobr.ru/ и стихотворениями (по выбору из предложенных учителем, желательно разных поэтов на тему «Зима», «Весна» и др.); 2) подобрать примеры употребления синтаксических средств художественной выразительности; 3) подготовить небольшую презентацию с использованием подходящих по настроению стихотворения музыкального сопровождения и иллюстраций.

Учащиеся рассматривают предложенные задания, участвуют в обсуждении.

Под руковод­ством учителя

Раздаточный материал, обсуждение. Обращение к материалам портала https://inofon.rusobr.ru/

II. Этап реализации (выполнения) проекта

2.1. Определение ресурсов, выбор / определение своей роли и места в проекте

Учитель консультирует, корректирует, организует ситуацию учебного диалога. Учитель принимает участие в обсуждении с учащимися подтем проекта.

Учащиеся рассматривают материал. Сбор, система­тизация и анализ мате­риала, состав­ление тезисов.

Самостоятельная внеауди­торная работа, групповая

Работа с текстом (анализ, синтез, обобщение)

2.2. Выбор метода

Учитель направляет учащихся, предлагает необходимую информацию, консультирует, координи­рует.

Учащиеся выявляют причинно-следственные связи, сопоставляют варианты решения проблемы.

Само­стоя­тельная работа, группо­вая

Работа с текстом (анализ, синтез, обобщение)

2.3. Работа учащихся над заданиями проекта

Учитель консультирует, координирует, направляет. Выступает в роли участника (в разных ролях).

Учащиеся изучают факты, приводят примеры, ищут доказательства, структурируют наработанный материал.

Само­стоя­тельная работа, группо­вая

Конспект, подбор цитат, иллюстра­ций, оформление презентаций

2.4. Оформление полученного творческого продукта / текста

Учитель консультирует, координирует, выступает в роли наблюдателя.

Учащиеся в мини-группах оформляют полученный материал. Представляют его учителю (для консультаций)

Само­стоя­тельная работа, группо­вая

Тезисы, презентация и т.п.

III. Этап индивидуальной презентации или презентации в мини-группе

3.1. Подготовка презентации

Учитель проводит проверку, редактирует, уточняет и детализирует, указывая на недочеты. Помогает соединить собранный материал в систему, корректирует план и стиль проекта каждой группы.

Учащиеся в группе представляют свой проект. Анализ литературы, составление списка ссылок

Консуль­тация под руко­водством учителя

Публичное выступление сообщение, сообщение с презента­цией, видеоролик


3.2. Выступление

3.3. Корректиров­ка материалов

IV. Этап публичной защиты проекта

4.1. Защита проекта

Учитель и учащиеся выступают в роли экспертов.

Учащиеся представляют конечный продукт своей работы

На уроке под руко­водством учителя

Публичное выступление сообщение, сообщение с презента­цией, видеоролик


V. Этап рефлексии

5.1. Анализ результатов

Учитель подводит итоги защиты проектов, комментирует и оценивает работу учащихся, стараясь выделить всех, чтобы дети понятии свои удачи / неудачи, приняли свои / чужие победы


Учащиеся анализируют свое выступление и выступления товарищей по классу, оценивают свою роль в процессе создания проекта

На уроке под руко­водством учителя

Анализ, самоанализ, диалог, комментарий

VI. Этап подведения итогов

5.1. Составление тематического портфолио

Учитель выступает в роли консультанта

Учащиеся представляют оформленные проекты

Внеау­диторная работа

Темати­ческое электронное портфолио

Свежие документы:  Сочинение на тему: "Образ Максима Максимыча в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»"































Использованные ресурсы:



https://fotosbornik.ru/wallpapers/3943/5.html


https://viki.rdf.ru/item/484/


https://900igr.net/prezentatsii/literatura/Pushkin-Zimnee-utro/012-Zimnee-utro-A.S.-Pushkin.html



https://retropost.ru/postcards/2798.html




https://bestfons.ru/photo/priroda/derevja_sneg/3-0-1429


https://forum.rmnt.ru/threads/zhivoj-ogon-v-interere-i-v-sadu-kaminy-pechi-otkrytye-ochagi.84369/

https://www.liveinternet.ru/tags/%F0%EE%EC%E0%ED%F1/page3.html


https://www.liveinternet.ru/tags/%E4%E5%E2%F3%F8%EA%E0+%F3+%EE%EA%ED%E0/


https://www.wallsgeneration.ru/photo/2538/moroz-i-solnce.html

https://allerleiten.livejournal.com/718341.html

https://1001kartina.su/2012/02/24/moroz-i-solnce-viktora-cyplakova/

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/muzyka/zima-moroz-i-solntse-den-chudesnyy

https://mp3ostrov.com/?string=%F7%E0%E9%EA%EE%E2%F1%EA%E8%E9%20%E2%F0%E5%EC%E5%ED%E0%20%E3%EE%E4%E0



скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: