Тема: Виктор Юзефович Драгунский «Друг детства»


Тема: Виктор Юзефович Драгунский «Друг детства».


Цели: 1) познакомить с рассказом В. Драгунского «Друг детства», формирование

умения работать с текстом; показать ценность и необходимость дружбы;

2) развивать навыки чтения, речь, мышление;

3) воспитывать доброту, чуткость, чувство дружбы.


Оборудование: портрет Н. Носова, портрет В.Ю. Драгунского, презентация,

учебник литературного чтения, тетрадь по чтению,

карточки с тестом, «СМСка» от Затейников .


Тип урока: комбинированный

Методы: словесный, практический, …

Ход урока:

I. Орг. момент:

— Поднимите руки как можно выше. (дети поднимают)

— Поднимите руки как можно ещё выше. (дети поднимают)

— Поднимите руки как можно ещё выше. (дети поднимают)

— Ребята, ведь я вас сразу попросила поднять руки как можно выше. Почему вы старались сделать ещё, и с каждым разом вы это делали лучше? Это говорит о том, что человек всегда должен стремиться к лучшему. Не останавливаться на достигнутом.

Пословица: Любознательным и трудолюбивым открыта дорога к знаниям. (СЛАЙД )

Целеполагание.

— Мы с вами пришли на урок с определенной целью. Как вы думаете с какой?

Я, например, пришла на урок чтобы помочь вам учиться читать, говорить, работать с учебником, общаться друг с другом. А вы?

(Учащиеся формулируют свои цели)


В нашем классе все друзья:

Я, ты, он, она.

Улыбнитесь тем, кто слева,

Улыбнитесь тем, кто справа.

Вместе мы одна семья.

II. Проверка домашнего задания:

1. Фронтальный опрос:

— Закончите пословицы: (СЛАЙД )

Нет друга – ищи, а нашёл -… Крепкую дружбу и водой не ….

Друзья познаются в … Сам погибай, а товарища …

Делу — время, а потехе …

— Давайте уберём лишнюю пословицу. Объясните свой выбор.

— Какое произведение вы готовили дома?



2. Идеальный опрос: Кто чувствует себя готовым на «5»? На «4»?

3. Конкурс ораторов: Что вы знаете о писателе? (2 УЧЕНИКА) (СЛАЙД )

— Объясните значение слова «затейники». (СЛАЙД )

4. Щадящий опрос: Тест: (в парах)

1. К какому жанру относится это произведение? (рассказ)

2. Как зовут героев рассказа? (Валя и Петя)

3. От лица кого ведётся рассказ? (от лица Пети)

4. Какую сказку они читали? («Три поросёнка»)

5. Куда ушла мама? (в магазин)

6. Кто предложил сделать домик? (Валя)

7. Кого испугались дети? (волка)

САМОПРОВЕРКА (СЛАЙД )

5. Развивающие задания. (СЛАЙД )

Анаграмма – изменение порядка букв и узнавание слова. Разгадайте анаграммы. Не все слова из этого списка встречались вам в рассказе “Затейники ”. Найдите “лишнее” слово. (случайный выбор – самолётики)

Кидмо (домик) родикор (коридор) олеядо (одеяло)

томанка (комната) шкаигру (игрушка)

— Какое слово лишнее? (игрушка) (отсроченная отгадка)

— Да, в этом рассказе нет этого слова, но мы к нему сегодня вернёмся на уроке.

6. Чтение по ролям:

— Мне нужна помощь режиссеров (случайный выбор — ).

(СЛАЙД ) (Режиссеры распределяет роли и напоминают нашим актёрам, о чём они должны помнить при чтении).

(СЛАЙД ) (Смена настроения, ВОСТОРГ – ИСПУГ – РАДОСТЬ).

7. Работа в «четвёрках»:

— Ответьте на вопросы по карточкам:

Что главное в этом рассказе? (дети сами могут организовать свой досуг)

Как автор относится к детям? (они ему нравятся как книголюбы, как затейники, как фантазёры. Он не осуждает их за мимолётную трусость, надеясь, что они в другой игре покажут себя отважными).

Какими вы представляете себе героев рассказа? (Весёлыми, осторожными, книголюбами, немного опасливыми, с хорошо развитой фантазией).

Свежие документы:  Конспект урока по литературному чтению во 2 классе «Добрым молодцам урок»

8. Выборочное чтение:

Найдите в тексте и прочитайте:


  • Почему Валю с Петей можно назвать затейниками?

(Мы с Валей – затейники. Мы всегда затеваем какие-нибудь игры).

  • Как вели себя дети, вспомнив сказку «Три поросёнка»?

(Сначала мы бегали, по комнате, прыгали и кричали: «Нам не страшен серый волк!»)

  • Какой домик сделали себе ребята?

(Мы стащили с кровати одеяло и завесили им стол. Вот и получился дом).

  • В каких словах детей слышится отвага?

(Мы всегда будем здесь жить и никого к себе не пустим, а если серый волк придёт, мы его прогоним).

  • Как поступили ребята, испугавшись чего-то в темноте?

(Валя испугалась и бегом из комнаты. Я – за ней. Выбежали в коридор и дверь захлопнули.

— Давай, — говорю, — дверь держать, чтобы он не открыл).

  • Кто и как определил, что под столом никого нет?

(Я подкрался на цыпочках к столу, дёрнул за край одеяла и бегом к двери. Одеяло упало, а под столом никого нет.)


9. Заключительные вопросы по работе:

— Хорошие затейники Валя и Петя?

-Они так заигрались, что мы увидели ребят какими? (трусливыми,

осторожными, встревоженными, испуганными)

— Полюбились ли вам они?

— А не кажется ли вам, что вы бываете похожими на них?

-Какие произведения Носова вы ещё знаете? (СЛАЙД )

Читая рассказы и повести Н.Носова, вы запросто можете научиться варить кашу, строить инкубатор, делать бенгальские огни. А ещё быть честными, правдивыми, любознательными, смелыми. Отличников среди носовских произведении почти нет. Ребята, о которых пишет Носов – Это самые обыкновенные школьники: шумные, весёлые, любознательные, деятельные, в чём-то похожи на самого Н.Носова в детстве.

III. Новая тема:

1. Основной этап. Информационный поиск.

— Герои рассказа «Затейники» Валя и Петя прислали вам СМСки . Вам нужно их расшифровать.

— Как зовут Носова? (Н. Н. Носов) Какой рассказ закончили изучать? (Затейники)

(СЛАЙД )

— Зачеркните все Н и З в строчках. Прочтите полученные слова. (Враг, вражда)

— Объясните значение слов: враг, вражда. (СЛАЙД )

Враг – тот, кто враждебно относится к кому-нибудь.

Вражда – отношения между кем-нибудь, полные ненависти.

— Как вы думаете, какие слова противоположны по смыслу данным словам? (СЛАЙД )

— Это слова ДРУГ, ДРУЖБА. Кто объяснит значение этих слов, не заглядывая в словарь?

Друг – человек, находящийся в близких, товарищеских отношениях, в дружбе.

Дружба – отношения между кем-нибудь основанные на взаимном расположении, на общих взглядах, интересах.

— Скажите какое, по вашему мнению, из двух этих качеств положительное, а какое — отрицательное?

(СЛАЙД )

Ребус (игрушка) (СЛАЙД ) Какая связь между этими словами?

(СЛАЙД ) ДРУГ, ДРУЖБА, ИГРУШКА.


ФИЗМИНУТКА «Какая у меня игрушка?»

Учитель показывает игрушку, дети движениями показывают действия. (машинка, скакалка, кукла, утюг, мяч, конструктор, шахматы, обруч)


2. Сообщение темы урока:

Мозговой штурм: (СЛАЙД )

Продолжи ряд: «Девочка на …» «Тайное становится явным …»

«Где это видано, где это …»

— Кто автор этих произведений? (СЛАЙД )


3. Знакомство с биографией писателя (СЛАЙД )

— Виктор Юзефович Драгунский родился в Белоруссии в городе Гомеле. В детстве он был заводилой во всех играх, товарищи уважали его. Прожил писатель немного – всего 59 лет. Но за этот короткий срок он успел многого хорошего сделать. Он был лодочником, токарем, работал цирковым клоуном, актёром театра и кино. Ну и, конечно, был и остаётся по сей день одним из лучших детских писателей и превосходным писателем для взрослых. В. Драгунский очень любил театр, цирк, сам писал пьесы. Он очень любил детей. Писателю было почти 50 лет, когда стали выходить его книжки для детей. Всего Виктор Юзефович написал около 90 рассказов. В книгах Драгунского есть герой, который переходит из одной книжки в другую, – мальчик Дениска (младший сын писателя).

(Рассматривание выставки книг писателя)

Ребята, сегодня мы будем читать рассказ В. Драгунского «Друг детства». Вы найдёте в нём ответ на вопрос: Какая связь между словами ДРУГ, ДРУЖБА, ИГРУШКА?

4. Чтение 1 части (подготовленным учеником)

По ходу чтения проводится словарная работа.

  • астроном – учёный, изучающий космос

  • приспичилозахотелось

  • спятил – сошёл с ума

  • перебейсяобойдись

  • утиль – старые поломанные игрушки


5. Чтение 2 части (подготовленным учеником)

По ходу чтения проводится словарная работа.

  • сподручнее – удобнее


6. Проверка восприятия:

— Понравилось ли вам произведение?

— Оно грустное или весёлое?

— Объясните название произведения.


— К какому жанру относится это произведение?

— По каким признакам вы определили, что это рассказ?

— Есть повествование

— Небольшой объём

— Мало героев

— Описывается один эпизод

— От какого лица ведётся рассказ?(Любое произведение написано автором. Но не всегда автор пишет от своего лица, даже если употребляет местоимение Я. В этом произведении рассказ ведёт не сам автор, а герой. Это герой-рассказчик.) (СЛАЙД )


7. Повторное чтение и анализ рассказа.

1 часть:

Учитель: – Кем в детстве мечтал стать Дениска?

Дети: — Астрономом, капитаном дальнего плавания, боксёром.

Учитель: – Почему у него так часто менялось мнение?

Дети: — Был маленький и его привлекали разные профессии.

Учитель: – Прочитайте, как отнёсся к просьбе сына папа? Почему так?

(Выслушиваются разные ответы детей)

Учитель: – Что почувствовал мальчик?

Дети: — Обиду.

Учитель: – А что предложила мама?

Дети: — Использовать вместо груши старую игрушку.

Учитель: – Прочитайте, что сказала мама про мишку.

Ребята, как вы думаете, а что будет дальше?

(Выслушиваются разные ответы детей)


2 часть:

Учитель: – Докажите словами из текста, что мишка действительно был старой игрушкой.

(Дети зачитывают описание внешнего вида мишки.)

Учитель: – Почему Дениска не стал использовать свою игрушку вместо боксёрской груши?

Дети: — Ему стало жалко свою игрушку.

Учитель: – Какие слова из текста подчёркивают большую любовь мальчика к мишке?

Дети: — «… я за него тогда жизнь бы отдал».

Учитель: – Почему Дениска чуть не заплакал?

Дети: — Ему стало стыдно за себя, ведь он хотел бить своего «самого лучшего друга, настоящего друга детства».



8. Составление словесной характеристики (СЛАЙД )

сначала

потом

Радостный, уверенный, увлечённый, заинтересованный…

грустный, расстроенный, заботливый, внимательный …


IV. Итог:

1. Рефлексия:

— Какие чувства вызвал у вас этот рассказ? Чем они вызваны?

(Учащиеся предлагают варианты чувств)

ГРУСТИ РАДОСТИ ПЕЧАЛИ СЧАСТЬЯ ОБИДЫ СТЫДА.



2. Сценка «Мишку бросила хозяйка»

— Посмотрите сценку и мы продолжим разговор.


(Выбегает Буратино, навстречу ему идёт девочка и тянет за ухо медвежонка)

Буратино: Здравствуй, девочка!

Девочка: Здравствуй, Буратино!

Буратино: Ты почему такая нарядная? Новое платье, красивый бант. Куда ты так принарядилась?

Девочка: Ну как же, Буратино! Ведь уже большая! Я – школьница! Я иду в школу!

Буратино: А что ты там будешь делать, в этой своей школе?

Девочка: Читать, писать, рисовать – учиться!

Буратино: Хм! Учиться? А мишку-то берёшь с собой?

Девочка: Куда ему! Он уже старый, грязный, отдам его кому-нибудь, мне он не нужен!

Буратино: Не нужен? Вот ты какая! Знаешь что я тебе скажу: «Ты плохая ученица и плохой друг!»

Девочка: (недоумённо): Глупый какой! Что с ним говорить! Он ведь в школу не ходит! (уходит, оставляет мишку на полу)


Учитель: Мишку бросила хозяйка. Пусть ответят нам ребята, Кто тут прав, кто виноватый?


— Сравните Девочку и Дениску. Как они относятся к игрушкам?

— Могут ли игрушки быть друзьями?

Кого можно назвать хорошим другом? Почему?

— На кого вы бы хотели быть похожи?


3. Составление синквейна «Друг» в тетрадях по чтению сам-но.

— выборочное чтение синквейнов


Дружбой нужно дорожить. Настоящий друг не бросит в беде, поддержит добрым словом, утешит.

(СЛАЙД ) — Детский поэт Яков Аким однажды сказал: «Юному человеку нужны все витамины, в том числе все нравственные витамины. Витамины доброты, благородства, честности, мужества. Все эти витамины дарил нашим детям щедро и талантливо Виктор Драгунский. Если бы я был доктором, я бы всем детям прописал специальное лекарство: «Витамины Драгунского» — его рассказы. Принимать ежедневно!»

(СЛАЙД )

— На обратной стороне записки от затейников – дз стр 132-135 читать, пересказывать


— Ребята, в заключение урока, давайте вместе споём песню «Настоящий друг».











































Сценка «Мишку бросила хозяйка»

Выбегает Буратино, навстречу ему идёт девочка и тянет за ухо медвежонка)

Буратино: Здравствуй, девочка!

Девочка: Здравствуй, Буратино!

Буратино: Ты почему такая нарядная? Новое платье, красивый бант. Куда ты так принарядилась?

Девочка: Ну как же, Буратино! Ведь уже большая! Я – школьница! Я иду в школу!

Буратино: А что ты там будешь делать, в этой своей школе?

Девочка: Читать, писать, рисовать – учиться!

Буратино: Хм! Учиться? А мишку-то берёшь с собой?

Девочка: Куда ему! Он уже старый, грязный, отдам его кому-нибудь , мне он не нужен!

Буратино: Не нужен? Вот ты какая! Знаешь что я тебе скажу: «Ты плохая ученица и плохой друг!»

Девочка: (недоумённо): Глупый какой! Что с ним говорить! Он ведь в школу не ходит! (уходит, оставляет мишку на полу)


Сценка «Мишку бросила хозяйка»

Выбегает Буратино, навстречу ему идёт девочка и тянет за ухо медвежонка)

Буратино: Здравствуй, девочка!

Девочка: Здравствуй, Буратино!

Буратино: Ты почему такая нарядная? Новое платье, красивый бант. Куда ты так принарядилась?

Девочка: Ну как же, Буратино! Ведь уже большая! Я – школьница! Я иду в школу!

Буратино: А что ты там будешь делать, в этой своей школе?

Девочка: Читать, писать, рисовать – учиться!

Буратино: Хм! Учиться? А мишку-то берёшь с собой?

Девочка: Куда ему! Он уже старый, грязный, отдам его кому-нибудь , мне он не нужен!

Буратино: Не нужен? Вот ты какая! Знаешь что я тебе скажу: «Ты плохая ученица и плохой друг!»

Девочка: (недоумённо): Глупый какой! Что с ним говорить! Он ведь в школу не ходит! (уходит, оставляет мишку на полу)


























Свежие документы:  Конспект урока по Литературе "Импрессионизм в лирике А.А.Фета" 10 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: