Урок для 8 класса по теме: «И.С.Тургенев. «Только ею, только любовью держится и движется жизнь». Стихотворения в прозе»


Автор материала: Филиппская Елена Михайловна, учитель русского языка и литературы общеобразовательной школы I-III ступеней №1, руководитель городского методического объединения учителей русского языка и литературы г.Ясиноватой Донецкой области, Украина.

Разработка урока по теме «И.С.Тургенев. «Только ею, только любовью держится и движется жизнь». Стихотворения в прозе».

Класс: 8

Предмет: литература

Технология: критического мышления

Цели: 1) образовательные: актуализация знаний учащихся об основных вехах биографии И.С.Тургенева, формирование навыков сопоставительного анализа;

2) развивающие: развивать критическое мышление, творческие способности учащихся, умение оценивать идейную и художественную сторону произведения;

3) воспитательные: содействовать воспитанию эстетического чувства.

Оборудование: 1. Учебник Н.А.Пивнюк, Н.М.Гребницкая. Литература (интегрированный курс, учебник для 8 класса), Киев, «Грамота», 2008г.

2. А.Харламов. Портрет И.С.Тургенева. 1875 г.

3. Раздаточный материал для работы в группах (памятки анализа стихотворения в прозе, тексты стихотворений в прозе И.С.Тургенева).

4. Репродукция картины И.Левитана «Над вечным покоем».

Ход урока.

I. Организационный момент. Методические рекомендации.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы начинаем разговор о творчестве замечательного русского писателя И.С.Тургенева. Нам предстоит вспомнить всё, что вы знаете об этом писателе, познакомиться с его стихотворениями в прозе и поработать с рассказами из сборника «Записки охотника». А сегодня на уроке мы попытаемся раскрыть тайну И.С.Тургенева: почему он обратился в конце своего творческого пути к жанру стихотворений в прозе? Какова тематика его стихотворений в прозе? Конечно, сначала вспомним, что вы знаете о писателе.

(Постарайтесь создать позитивное эмоциональное состояние учащихся в начале урока).

II. Стадия вызова.

УЧИТЕЛЬ: Когда вы учились в 5 классе, мы с вами знакомились с одним очень трогательным рассказом И.С.Тургенева. Кто из вас помнит этот рассказ? Как связан он с биографией писателя?

(На доске – имение Спасское-Лутовиново; Варвара Петровна – мать писателя; глухонемой крепостной крестьянин Андрей; «Записки охотника»).

Записи на доске помогут вам.

Ученики вспоминают, что им уже известно по изучаемому вопросу (делают предположения).

УЧИТЕЛЬ: Давайте обратимся к статье вашего учебника, с которой вы дома работали (стр. 228-232). Какова главная мысль этой статьи?

Учащиеся отмечают, что Тургенев – это целая эпоха в русской литературе второй половины XIX века, зачитывают высказывания о Тургеневе

( стр.229, 231, 232), отмечают связи Тургенева с представителями мировой литературы. Кто они.

Учитель: Что нового и неизвестного из биографии Тургенева вы нашли в этой статье?

Учащиеся отмечают, что это знакомство Тургенева с Полиной Виардо (стр. 230) и обращение его к жанру стихотворений в прозе (стр.234).

Свежие документы:  Сочинение на тему: "Обломовщина и штольцевщина как типы жизни"

Учитель:

А теперь, чтобы нам с вами систематизировать всё, о чём мы говорили, давайте составим кластер.

Кластер («гроздь») — это выделение смысловых единиц текста и графическое оформление их в определенном порядке, т. е. рисуночная модель. Рисунок в чем-то напоминает модель солнечной системы: звезда, планеты, спутники. В центре находится «звезда» — это тема занятия, вокруг нее — «планеты» (крупные смысловые единицы). У каждой «планеты» есть свои «спутники», у «спутников» — свои.

Запись в центре доски: И.С.Тургенев. Это звезда, спутники — это ключевые слова и словосочетания, относящиеся к теме.

В тетрадях запись в три колонки:

Заполним первую колонку (учащиеся записывают то, что они знают о Тургеневе по прочитанному в 5 классе рассказу «Муму», знакомые факты из биографии писателя, известные произведения Тургенева и т.д.).

Затем заполняем вторую колонку таблицы. В эту колонку учащиеся записывают то, чего они ещё не знают, но хотят узнать: история создания стихотворений в прозе, кто является основоположником жанра, какие темы затронуты писателем в этих стихотворениях, в чём особенность этого жанра.

знаю

хочу узнать

узнал





Под записью начинаем выстраивать кластер.

Вопрос: какие ключевые слова или словосочетания можно выделить в качестве основных в статье?

Учащиеся могут работать в парах. Сначала делаются черновые наброски: высказывания известных писателей о Тургеневе, дружба Тургенева с знаменитыми писателями, великолепные знания Тургенева, арест, Спасское-Лутовиново в жизни писателя, путешествия и новые встречи, пребывание за границей, Полина Виардо в жизни Тургенева, творчество Тургенева. Лучиками в записи «Кластера» на доске расходятся пояснения: Спасское-Лутовиново, Творчество Тургенева (развитие «Кластера», схема разрастается).

УЧИТЕЛЬ: Используйте только ключевые слова для записи. Потом обменяйтесь информацией в парах, дополните или отбросьте лишнее.

Коллективное обсуждение завершилось. Учащиеся работали у доски по желанию (каждый желающий выходил к доске и делал свою запись).


Кластер








И.С.Тургенев






Стихотворения в прозе



Сборник «Записки охотника»


Рассказ «Муму»


Трагедия личной жизни






Учитель: Этот кластер поможет вам в дальнейшей работе по изучению творчества Тургенева. А сегодня мы выбираем только один лучик «планеты» «Творчество Тургенева». Это «Стихотворения в прозе». Жанр этот ещё называют «Мгновения жизни, схваченные на лету».


Задание классу:

На основе содержания колонки (хочу узнать) сформулируйте цели нашего урока:

1. Выяснить, о чём писал в стихотворениях в прозе Тургенев

2. Познакомиться с историей создания цикла.

Свежие документы:  конспект урока для 4 класса "НЕ БОЙСЯ СКАЗКИ"

3. Определить причины, заставившие Тургенева обратиться к данному жанру.

Класс объединен в 4 группы. Каждая работает по определённому заданию.

Первая группа: Основоположник жанра, Шарль Бодлер.

Вторая группа: Основные черты стихотворений в прозе.

Третья группа: История создания стихотворений в прозе Тургенева.

Четвёртая группа: Тематика и проблематика стихотворений в прозе Тургенева.

(Работа в группах по материалам учебника, с текстами стихотворений в прозе для анализа. (У каждой группы есть памятки для анализа стихотворения в прозе и тексты: «Собака», «Два богача», «Старик», «Воробей»).

ПАМЯТКА.

План анализа стихотворения в прозе:

1. Название.

2. Тема.

3. Основная мысль.

4. Авторское отношение.

5. Художественные средства.

Работа в группах:

  1. Чтение материала учебника о стихотворениях в прозе.

  2. Выписки в тетрадях: основные черты жанра.

  3. Вдумчивое чтение стихотворения, предложенного группе для анализа.

  4. Анализ стихотворения по плану, данному в памятке.

  5. Выступление участников группы.

После того как выступили все представители, учащимся необходимо сделать общий вывод.

Заполняется третья колонка таблицы.

III. Стадия осмысления

Подводим итоги. Учащиеся озвучивают записи, сделанные в третьей колонке.

Рефлексия.

Возвращаемся к кластеру. Учащимся предлагается подобрать по одной фразе к каждой «планете» кластера и её «лучикам».

Оценивание работы учащихся на уроке.

Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение в прозе «Русский язык».

Исследовательское индивидуальное задание. Написать статью в словарь литературоведческих терминов на тему: «Стихотворения в прозе».

Творческое задание. Ответить на вопрос: Какая связь между картиной И.Левитана «Над вечным покоем» и стихотворением Тургенева «Старик»?


Использованная литература:

1. Учебник Н.А.Пивнюк, Н.М.Гребницкая. Литература (интегрированный курс, учебник для 8 класса), Киев, «Грамота», 2008 г.


2. И. С. Тургенев. Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах. Т. 10. М.: «Наука», 1982.



скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: