Урок литературного чтения. М. Пришвин «Золотой луг» 3 класс


Литературное чтение.

открытый урок

М.М. Пришвин. «Золотой луг»

3 класс по программе « Классическая начальная школа»

Автор О.В. Джежелей

ЦЕЛИ:

обучающие

совершенствовать технику чтения, работать над выразительностью,

учиться анализировать используемые автором в произведении средства языковой выразительности;

развивающие

развивать творческое мышление, эмоциональную сферу, воображение, произвольное внимание,

обогащать и развивать речь учащихся,

расширять кругозор;

воспитательные

воспитывать любовь, бережное отношение к природе, доброту, умение чувствовать красоту слова, испытывать наслаждение от произведений искусства.

ОБОРУДОВАНИЕ:

иллюстрации к изучаемому произведению,

аудиозаписи музыки и звуков природы,

мультимедийная презентация

словесная шкатулка,

сигнальные блокноты,

творческие тетради учащихся,

выставка книг М.М. Пришвина с его портретом.

Ход урока

Организационный момент.

Слайд 2

Приветствие


Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться:

— Доброе утро!

Доброе утро

Солнцу и птицам.

Доброе утро улыбчивым лицам.

И каждый становится

Добрым, доверчивым…

Доброе утро длится до вечера.

Создание эмоционального настроя.

Учитель:

Всем доброе утро. Уверена, что добрым будет и день, и вечер.

И результатом нашего хорошего настроения и прекрасной работы станет выпуск классной газеты « Ёжик»

Учитель:

Как всегда мы начнем урок с проверки домашнего задания. ( смотри «ПРИЛОЖЕНИЕ»

Слайд3

Подготовка к восприятию.


— Сегодня мы познакомимся с новым произведением, автором которого является писатель, чье имя зашифровано на доске. Посмотрите внимательно, в этом круге буквы, составьте с этих букв слово.

Слайд



Слайд 4 ( фото Пришвина)

Слайд 5


На экране фото зимнего леса. Звучит музыка.


Идёт человек по серебряно-зимнему лесу. Кругом сугробы, на деревьях тяжёлые снеговые шапки. Но ёлки стоят прямо, сильные еловые лапы держат снег. А берёзки согнулись дугой под тяжестью снега, уткнувшись головой в сугроб. Да так низко стоят, что и не пройти, только заяц может пробежать под ними.


Но человек этот знает «одно простое волшебное средство», чтобы помочь березкам. Он выломал увесистую палку, ударил по заснеженным ветвям, снег с вершины свалился, березка вскинулась, распрямилась и стоит, подняв голову, наравне со всем лесом. Так идет этот человек и освобождает одно дерево за другим.


Это ходит с волшебной палкой писатель Михаил Михайлович Пришвин

Слайд 6


IV. Слово об авторе.

Учитель:

Посмотрите внимательно на фотографии писателя.


— Что вы можете сказать об этом человеке?


С детства М.Пришвин был очень любознательным и частенько задавал взрослым «глупые вопросы». Немного было людей, имевших терпение на них отвечать. Чаще говорили: «Ты еще маленький, не поймешь!».


Знать многое очень хотелось, значит, надо было расти. И он рос. Незаметно пришло время уезжать в город, в гимназию.

-А вот что узнал о жизни этого замечательного человека Леня Тюрин, ему слово.


Михаил Михайлович прожил длинную жизнь, 81 год.


Он заметил, что у птиц и зверей, деревьев и трав, есть свой язык, могут разговаривать они, совсем, как люди.


Откуда у Пришвина этот необыкновенный дар? Может, от мамы. Научила она вставать его рано, до восхода солнца. Когда природа пробуждается и открывает человеку свои тайны.


Любил Михаил Михайлович лес. Шел он туда за открытиями: «Нужно было найти в природе такое, чего я еще не видел, и может быть, и никто еще в своей жизни с этим не встречался» — писал Пришвин.




Учитель:

За время обучения главным событием стал побег в неведомую страну Азию. Будучи первоклассником, он подговорил двух товарищей, и однажды сентябрьским утром они сели в лодку и отправились в… Азию искать счастья. Их поймали и вернули домой на следующее утро. Но эти сутки Миша наслаждался удивительным чувством свободы, радостью общения с живой природой. Этот день он запомнил на всю жизнь


Учитель:

Свежие документы:  Конспект урока для 9 класса «Тема «живой» и «мертвой» души в поэме Н.В. Гоголя»

Рассказы М.М. Пришвина не только увлекают занимательной историей, но и помогают познавать мир. Пусть и для вас встреча с природой станет чудесным открытием. А помогать совершать эти открытия будут произведения М. Пришвина.

Слайд 7

Посмотрите, сколько книжек с рассказами Пришвина вышло в свет, и было прочитано вашими сверстниками. Это:

«Ребята и утята»

«Лисичкин хлеб»

«Еж»

«Пиковая дама»

«Вася Веселкин» и др.


Слайд 8

(выступление группы ребят)

— Мы идем лесной тропинкой,

А куда не знаем сами.

— За малиной?- За малиной!

— За грибами?- За грибами!

— Светит солнце золотое

Сквозь зеленые оконца.

— Может, мы идем за солнцем?

— Что же! Может и за солнцем!

— Может, белка попадется,

— Может, ёжик ждёт нас где-то…

— Мы идем гурьбой весёлой

Ясным утром в гости к лету!

Учитель:

Куда мы пришли? (На луг)

Слайд 9

Учитель:

Включаем” свое воображение.

Звучит музыка Штрауса “На берегу Дуная”

Вы ощущаете свежесть и прохладу раннего утра. Дышится легко, ровно, глубоко.


На лугу трава зеленая

Спит, вся брызгами обрызгана,

Пылью розовой осыпана

Да каменьями унизана.

(Обмен впечатлениями).

Учитель:

-Что вы почувствовали? Что испытали?


-Ребята как вы думаете, может быть, утро еще не наступило, ведь автор Иван Савич Никитин пишет, что на бугре трава зеленая спит?

Дети:


Выражение “Пылью розовой осыпана”. Слово “розовой” доказывает, что солнышко уже взошло. Только оно может расцветить росинки всеми цветами радуги. Ночью капельки похожи на хрусталь, потому что свет луны холодный, а свет солнца все оживляет.

Учитель:

Какие художественные средства использованы?

(Олицетворение, эпитеты (примеры). )


Учитель:

Природа – это живое существо. Это она всю ночь трудилась, как рукодельница, унизывая листья травы прозрачными бусинками.


Слайд 10

В. Бианки писал:


Весь огромный мир кругом меня, надо мной полон неизведанных тайн. И я буду открывать всю жизнь, потому что это самое интересное, самое увлекательное занятие в мире!”


Сообщение темы урока.

Слайд 11

Сегодня мы снова будем говорить о красоте природы. И в этом нам поможет рассказ М.М. Пришвина “Золотой луг” .

Слайд 12


Учитель:

— С какими произведениями М.Пришвина вы уже прочитали?

(“Берестяная трубочка”, “Медведь”)


— О чем обычно писал М. Пришвин?


— В чем отличительная особенность его рассказов?

(Они короткие, написаны доступным языком. В них открываются секреты привычных вещей, о простом рассказывается по- новому и т.д.)


Слайд 13

— Рассмотрите иллюстрацию. Как вы думаете, почему рассказ называется “Золотой луг”?

-Начнем читать рассказ “Золотой луг”.

— Удастся ли нам открыть что-либо новое?

Первичное чтение текста.

Самостоятельное чтение рассказа “Золотой луг”.

Вопросы после чтения:

— Какие чувства вы испытываете после чтения рассказа?

— Удалось ли автору поразить вас?

— Что привлекло в этом рассказе?

— Сумели ли вы представить все то, о чем рассказывал автор?


— Подходит ли к тексту название рассказа?

(Текст повествование с элементами описания).


— Какие три части должны присутствовать в любом тексте?

(Вступление. Основная часть. Заключение.)

— В чем особенность каждой из них?


Повторное чтение рассказа вслух, деление на части, комментирование.

Слайд 14

Чтение I части. (Вступление)

— От какого лица ведется повествование?

— Можно ли сказать, что автор и герой произведения одно и то же лицо? (Автор — М. Пришвин, а рассказчик – мальчик).

Фронтальная беседа- диалог.


— Кто был старше из братьев? Почему?

(“… Он впереди, я – в пяту.”)


Учитель:

У меня на столе необычная шкатулка. В ней я складываю слова, которые вам малопонятны. Давайте приоткроем её и, работая в паре, разгадаем смысл некоторых выражений и слов.

Свежие документы:  Конспект урока по Литературе "И. А. Крылов. Обличение человеческих черт в басне «Волк и Ягненок»" 5 класс

Слайд 15


— Как это – идти в пяту?

(За ним, след в след. Того гляди на пятки наступишь).

— Какой промысел мог быть у мальчишек и что обозначает это слово? (Промысел — добывание, добыча, охота на кого — нибудь. Охотничий промысел, пушной промысел, нефтяной промысел).


— Что такое забава?

( Забава- развлечение, игра).

Слайд 16

— Кто заметил детскую словесную изобретательность? Какое слово они изобрели?

( фукну, фукнет.)


— Как рассказчик называет одуванчики?

(неинтересные цветы – простые, обычные, без всякой тайны, без особой красоты).


— Как можно озаглавить I часть?

(Постоянная забава. Цветы для забавы.)


Слайд 17


Чтение II части.


— Почему луг был золотой? Зачитайте словами текста.


— Каким настроением отзывалась картинка луга в сердцах тех, кто видел одуванчиковый ковер? (Зачитать.)


— Что заставило мальчика заняться наблюдением? (Зачитать.)


— Какое объяснение происходящему нашел рассказчик?


— С чем сравнивает писатель лепестки одуванчика?

(Пальчики на ладони)


— Как можно озаглавить II часть?


— В чем главная мысль в этой части?

(Раскрывается тайна названия луга, описывается луг)


(Тайна золотого луга. Маленькое открытие секретов. Секрет одуванчиков.)

Слайд 18


Чтение III части.


— Заключение, в котором содержится вывод, подтверждение главной мысли всего текста. В чем она состоит?

(Одуванчики не неинтересные цветы, у них своя загадка, своя тайна, надо только ее увидеть, приглядеться.)


— Как теперь называет одуванчики рассказчик?


— Как озаглавили III часть?


(«Цветок моего детства». «Один из самых интересных цветов».)

Слайд 19


(На доске план рассказа)

I Вступление. «Цветы для забавы».

II Основная часть. « Маленькое открытие».

III Заключение. «Цветок моего детства».

Работа с текстом после чтения.

Работа по группам.

1 группа.— Какое открытие сделал для себя автор и можно ли это считать, на ваш взгляд, открытием?

2 группа.— Какие эмоционально- выразительные средства языка использует автор? (Подтвердите примерами из текста)

3 группа— Какими качествами характера, по — вашему , должен обладать человек, чтобы увидеть прелесть “некрасивых цветов”, сделать открытие? Каким вы его представляете?

(Звучит музыка).


Ответы на вопросы.

Подготовка к выразительному чтению.

— Поиск интонации к каждой части.

— Как вы считаете, можно ли одуванчик назвать интересным цветком?

Физминутка

Слайд

Учитель:

Интересным он показался и карельскому писателю Юрию Линнику. Послушайте его рассказ “Одуванчики постарайтесь определить интересные выразительные средства для описания одуванчиков.

Слово В. Кашниковой


Листья у одуванчика лежат на земле, расположившись по кругу. Из этого зеленого круга скоро подымется узкая трубочка- стрелка, когда- то радовавшая нас возможностью извлекать из нее необычные звуки. Какое детство не делало из одуванчиков дуделок да пищалок! Быть может, для кого-то это стало первыми уроками музыки… Набрав задуманную высоту, одуванчик распускается: желтое колесико выкатывается на луг, залепляя зубчиками свой солнечный диск. Ведь, право же, одуванчик – как золотые часы. На его желтый циферблат часто садятся шмели – ювелиры. Сейчас одуванчик всей сутью своей воплощает облик дня, образ солнца. А когда отцветет, то появится в нем что- то лунное, серебряное. Как легок он и полупрозрачен! Издали в утреннем свете он кажется выточенным из дымчатого хрусталя, но на поверку хрупок воздушен. Подумаешь ненароком, что одуванчик ныне — как трубочка волшебника- стеклодува, из которого выдуто округлое чудо. Это тоже радость детства: обдуть одуванчик, пустить его по ветру.


— Какие сравнения использует автор?

— Кто наблюдал за цветами летом?


На листах нарисуйте одуванчик


— Пока вы рисуете, я еще вам прочитаю рассказ И. Соколова – Микитова «Одуванчики».

У больших проезжих дорог, у тропинок, в широких зеленых лугах все лето цветут одуванчики. Все знают эти простые цветы. Они похожи на маленькое солнце с золотыми лучами.

Свежие документы:  Сочинение по картине И.К. Айвазовского «Прощай свободная стихия» («Прощание Пушкина с морем»)

Семена одуванчика собраны в легкий пушистый шарик. Дунешь на шарик, и поплывут, полетят в воздухе легкие семена.

Весь день вслед за солнцем одуванчики поворачивают свои головки. Солнце скрылось. Одуванчики свернули свои лепестки.

Всю ночь крепко закрыты золотые корзинки одуванчиков. Всходит солнце – цветы раскрываются. В летний солнечный день золотой кажется лесная поляна.


Формирование научного мировоззрения.

Учитель:

Что вы узнали интересного об одуванчике?

(Это неприхотливый цветок встречается на лесных полянах и по обочинам дорог. Мы уничтожаем его на овощных грядках, считая сорняком, а между тем, это ценное растение. Цветки, корни, листья используются в медицине. Весной из листьев одуванчика делают салат.)


Расширение кругозора учащихся.

В природе насчитывают более 200 видов одуванчиков.


— А сколько пушинок к одной корзиночке?

(До 200 семян с пушинками).

— Про одуванчик сложено много стихов и загадок:


Золотой молодой, за неделю стал седой,

А денечка через два облысела голова.

— Я давала ранее задание придумать загадки об одуванчике.


Слайд 20

Работа над образными выразительными средствами.

Носит одуванчик

желтый сарафанчик

Подрастет — нарядится

в беленькое платьице,

Пышное воздушное,

ветерку послушное.

Золотисто- желтый днем,

он зеленый вечером.

Подожди неделю –

станет белый- белый.

Еще подождешь-

только лысинку найдешь.

Одуванчик у дорожки

В пышной шапке,

С длинной ножкой.

Я нашла его в лесу,

но с собой не унесу:

Лишь возьму его в букет

дунет ветер- шапки нет!


Учитель:

— А кто сам сочинил стихотворение об одуванчике?

Развитие творческих способностей.

Учитель:

Представьте, что вы не знаете название цветка. Попробуйте его как – нибудь назвать.

( Дети предлагают свои названия)

Слайд 21

Учитель:

В различных местах его называют по – разному, например:

Молочай, пустодуй, летучки, одуван, пушица, молочник, бабка-подойница.

В переводе с венгерского языка «одуванчик» дословно означает «детсковеночеая трава», т.е трава, из которой плетут венки .

Давайте и мы сплетем венок из нарисованных вами одуванчиков.

Слайд

Учитель:

Я думаю, что невозможно закончить урок, не прочитав слов писателя, которые слышали и знают многие. Он написал их в своих воспоминаниях.

Учебник с 11


На экране слова:

Слайд 22

«Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы эти сокровища охранять, — их надо открывать и показывать.


Для рыбы нужна чистая вода — будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные — будем охранять наши леса, степи, горы.

Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу — значит охранять Родину».


Слайд 23


— Как вы понимаете смысл этих слов ?


«Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степи, горы.

А человеку нужна Родина.

И охранять природу – значит охранять Родину». (М. Пришвин)

(человек заботится о себе и о своей Родине).


Вот этими словами мы и закончим наш урок.


Итог урока.

  • Что запомнилось? Что понравилось

  • Что хотелось бы пожелать детям, которые не были на нашем уроке?

  • Давайте нашу газету поместим в коридоре, путь ваши сверстники расширят свой кругозор.

Каким одним словом вы выразите свое настроение и чувство после урока? Приклеить кружки с настроением.

Вот газета и готова!



Слайд 24


Д/з Придумать сказку или написать рассказ об одуванчике.


Урок составила О.Н. Зарочинцева,

учитель начальных классов МОУ-СОШ №4 г. Искитима Новосибирской области


















скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: