Урок литературного чтения «Страшный рассказ Е.Чарушин» 2 класс


Урок чтения 2 класс. Учитель Малыш С.В.

Тема: Е. Чарушин «Страшный рассказ».

Цели урока: продолжить знакомство с биографией и творчеством талантливого детского писателя Е.И. Чарушина “Страшный рассказ”, произвести анализ данного произведения.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Продолжить знакомить детей с биографией и творчеством Е.И. Чарушина;

  • Познакомить детей с рассказом “Страшный рассказ”, его идейно-смысловым и художественным содержанием;

  • Продолжить работу над совершенствованием навыка чтения: правильностью, беглостью, осознанностью и выразительностью;

  • Продолжить работу над выработкой хорошей дикции;

  • Формировать читательские умения у детей при работе с текстом, активизировать “вдумчивое чтение”, т.е. умение думать над произведением до чтения, во время и после чтения;

  • Формировать умение логично и аргументировано излагать свои мысли во время устной речи.

Развивающие:

  • Развивать устную речь учащихся;

  • Формировать читательскую самостоятельность;

  • Развивать образное и логическое мышление, воссоздающее творческое воображение детей;

  • Развивать артикуляционный аппарат, дикцию, словарный запас учащихся;

  • Расширять кругозор детей;

  • Развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять, и другие логические операции мышления;

  • Развивать все многообразие психических процессов;

  • Развивать фонематический слух.

Воспитательные:

  • Воспитание норм морали и нравственности через принятие идейной нагрузки художественного произведения;

  • Воспитание интереса к миру детской художественной литературы и жизни талантливых людей;

  • Воспитание усидчивости, взаимоуважения, взаимовыручки;

  • Воспитывать умение работать дружно, согласованно с одноклассниками;

  • Воспитание критического мышления.

Оборудование: учебник “Родная речь 2 класс” (сост. Л.Ф. Климанова и др.), “Толковый словарь русского языка” С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой, портрет писателя, карточки для словарной работы “сени”, “чулан”, слого-логопедические таблицы на каждого ученика, на доске написаны пословицы, на партах должны лежать листы с текстами пословиц, скороговорок, презентация.

I. Организация детей на работу на уроке.

Настроились. Читаем быстро, уверенно, лучше, чем вчера. Слайд №2

II. Работа над техникой речи.

— Для развития скорости чтения поработаем со скороговоркой. Слайд №3

Вспоминаем правила разучивания скороговорок. Первый раз читаем медленно, второй раз со средней скоростью, затем три раза быстро.

    1. Ель на ежика похожа:
      Ёж в иголках, ёлка тоже..

3. Чтение – это интонация. Слайд №4

Добрый день!”

— Произнесите тихо, спокойно.
— Произнесите весело.
— Произнесите с удовольствием.
— Произнесите с плохим настроением.
— Произнесите со страхом
(вы воспитанные дети, но боитесь сказать эти слова, но надо поздороваться).
— Произнесите с возмущением.
— Посмотрите в глаза друг другу и вложите в эти слова всю свою любовь.

III. Проверка домашнего задания.

— С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке? (М.Пришвин “Ребята и утята”).

Слайд №5

-Кому вы сопереживали, читая этот рассказ? (утке)

-Что можно сказать об утке? (она сильно беспокоилась за своих детей, потому что она Мать)

-Какой бы совет вы бы дали ребятам? (никогда не трогать ради забавы животных, это может нанести им вред)

— Вам нужно было подготовить пересказ, но вначале восстановите деформированный план рассказа. Слайд №6

  1. Ребята ловили утят. (2)

  2. Приказ взрослого. (3)

  3. Утка повела утят к озеру. (1)

  4. Семья продолжает путешествие. (4)

— Перескажите по этому плану. Слайд №7


IV. Сообщение темы урока. Постановка цели.

Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом Евгения Чарушина, жизнью и творчеством этого замечательного детского писателя. Слайд №8, №9, № 10

  1. Вводная беседа.

Евгений Иванович Чарушин родился в г. Вятке 11 ноября 1901 года. Отец, известный русский художник. Ему приходилось очень много ездить по работе и он нередко брал с собой сынишку. Отец же научил Е.Чарушина рисовать. Вместе с мамой мальчик ходил в лес. Там он собирал семена цветов, выкапывал растения. И потом дома это превращалось в чудо-сад. Здесь он учился наблюдать и работать. Вместе с мамой они выкармливали уток, лечили зверей, держали коз, кроликов, голубей. Это были друзья мальчика. А когда он немножко подрос, стал ловить певчих птиц, ходить на охоту.
Вначале известность к нему пришла как к художнику-иллюстратору. Евгений Чарушин иллюстрировал книги М. Пришвина, В.Бианки, С.Маршака, М. Горького. Позже он стал писать рассказы о животных
(анималистические рассказы, animal – животное), их повадках. С равным искусством владел Евгений Иванович Чарушин словом, карандашом и кистью.

2. Выставка книг Е.И. Чарушина. Слайд №11, №12, №13

(Носит ознакомительно-рекомендательный характер).

— Посмотрите на нашу выставку книг Е.И. Чарушина. Многие из них вы уже читали.

3. Подготовка к восприятию текста.

— Откройте учебники на с. 136. Прочитайте название рассказа. Слайд №14

— Как вы понимаете слово «страшный»
— Было ли вам когда-нибудь страшно?

— Представьте домик на краю леса, вечер, наступает темнота. Слайд №15 со звуком.


Во время моего чтения постарайтесь понять, о чем этот рассказ и кто его главные герои.

V. Первичное восприятие текста.

Учебники детей закрыты.

Читает учитель для целостного восприятия текста произведения.

VI. Проверка первичного восприятия текста.

— Какое впечатление произвел рассказ?
— В какой момент вы волновались?
— Кто главные герои этого рассказа?
— Кого испугались мальчики?

Физкультминутка.

Встали, сели, встали, сели,
И друг друга не задели.
Мы немножко отдохнем
И опять читать начнем.
Выше руки! Шире плечи!
Раз, два, три! Дыши ровнее!
От зарядки станешь крепче,
Станешь крепче и сильнее.

1.Беседа о еже. Слайд № 16, №17

Еж – маленький ночной хищник. В колючей шкурке почти 16 тысяч иголок. Пищей ежам служат жуки, дождевые черви, лягушки, ящерицы, змеи, мыши.

В случае опасности ежик свертывается в клубок, прижимая голову к брюху и втягивая лапки и хвост под себя.

К зиме ежи жиреют и впадают в глубокую спячку.

Еж приносит пользу, уничтожая таких вредителей леса: гусениц, грызунов и ядовитых насекомых.

2.Словарная работа. Слайд № 18, 19

(Проводится с использованием “Толкового словаря русского языка” С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой).

— Прежде чем перечитать рассказ, уточним значения некоторых слов.
— Что такое сени?
(В деревенских избах и в старину в городских домах: помещение между жилой частью дома и крыльцом). Чулан? (Помещение в доме, служащее кладовой).

VII. Чтение и анализ произведения.

1.Чтение 1 отрывка от слов Мальчики Шура и Петя… до слов мамы нет…(Чтение ребёнком)

-Как звали мальчиков? (Шура и Петя)

-Как случилось так, что они остались одни? (Мама и папа ушли в гости)

-Почему родители оставили их одних? О чём это говорит? (Они были самостоятельными)

-Найдите подтверждение своих слов словами из учебника.

-Зачем автор постоянно напоминает нам, что дети остались одни? (Чтобы показать беззащитность детей, защитить маленьких детей может только взрослый.)

2. Прочитайте следующий абзац. Там есть два родственных слова. Какое слово повторяется? Почему? (Темно, темнота, В темноте всегда страшно.)

-Какое чувство начинают испытывать мальчики? (Чувство страха)

На доске появляется маленькая надпись СТРАХ.

3.Дальше в рассказе идёт диалог между мальчиками.

Сейчас ребята из нашего класса попробуют прочитать вам диалог без слов автора, интонационно показывая свои ощущения, а вы внимательно проследите в учебниках, где слова Шуры, а где слова Пети.



-Почему мальчики стали друг друга убеждать, что им совсем не страшно? (Хотели успокоить друг друга, подбодрить. Не хотели друг перед другом казаться трусами, так — как их уже считали самостоятельными.)

-А на самом деле им было страшно?

-Что придумали себе мальчики?

У страха глаза велики.

4. Читаем следующий отрывок. (Чтение ребёнком.)

-Что услышали мальчики? (В сенях кто- то топает ногами.)

-Как повели себя мальчики?

Что у них происходит с чувством страха? (Оно усиливается)

-Почему оно усиливается? (Потому, что им неизвестно, кто издаёт такие звуки.)

На доске появляется надпись побольше СТРАХ, закрывая первую.

Какое слово помогает передать состояние мальчиков? (бросится)

— Давайте попробуем это слово заменить на другое. Слайд № 20

Как побежит Петя к Шуре на кровать.

-Какое слово более ёмкое по своему значению?

Значит здесь надо усилить интонацию. Давайте попробуем это сделать.

5.Читаем дальше (Чтение учеником)

Что необычного заметили в написании предложений (многоточие).

Сейчас мы проведём эксперимент: мальчики читают вместе быстро; девочки с паузами.
— При чьем чтении страх чувствовался сильнее?

-Что означает многоточие? Это психологическая пауза.
— Что даёт многоточие в записи этих предложений? (Чтобы показать, что чувство страза усиливается.)

На доске появляется надпись побольше СТРАХ, закрывая вторую.



— Как вы поняли, что мальчикам не просто страшно, а сильно страшно?

6. Прочитайте следующие 2 абзаца. (Чтение самостоятельное.)

-Как вы думаете, что испытали мальчики, когда увидели родителей? (чувство облегчения)

-Как поступили взрослые?

-Кого они обнаружили? (Ежа.)

-Что произошло с этим огромным чувством страха? (Оно улетучилось).

На доске под словом СТРАХ появляется картинка с ёжиком.

7. Прочитайте текст до конца.

— Что испытал ёжик, увидев людей? (Он то- же испугался).

-Какие слова из текста это подтверждают?

Почему ёжик остался жить с детьми?

(Ему было с ними хорошо)

8. Работа с пословицами. Слайд № 21

— На столе лежат карточки с пословицами. Выберите ту пословицу, которая подходит к данному рассказу.

Все хорошо, что хорошо кончается.»
“У страха глаза велики.”

VIII. Вывод: Люди иногда испытывают чувство страха, особенно, когда им что- то неизвестно. Испытывая страх нужно уметь его контролировать, чтобы принять верное решение. Детям нужно обязательно делиться своими страхами со взрослыми, потому что у них больше жизненного опыта.

Важно с детства учиться контролировать свой страх, не поддаваться ему легко. В любой ситуации надо думать о том, что вы в полной безопасности и защищенности, а это в свою очередь, дает ощущение спокойствия.

X. Итог урока.

-Соответствует ли название рассказа его содержанию?

-Нужно ли смеяться над детьми?

-Что бы вы им пожелали?



— Чему научил нас рассказ Е. Чарушина? (Учиться контролировать свой страх, бережно относиться к животным).

XI. Выставление оценок. Похвала. Слайд № 22

— Хочу выразить благодарность за то, что на уроке вы не просто читали, а рассуждали, размышляли, ведь (обращение к пословице).

Настоящее чтение учит быть человеком”.

XII. Домашнее задание.

С.136-138. Выразительное чтение.

Подобрать к прочитанному тексту пословицы, загадки.

Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся фрагменту рассказа.





























СТРАХ

страх



страх





Шура



Петя

































Свежие документы:  Зачетная проверочная работа по литературе 5 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: