Урок литературного чтения в 1 классе по теме «Слушание рассказа В.Чаплиной «Мушка»


Урок литературного чтения в 1-м классе по теме «Слушание рассказа В.Чаплиной «Мушка»

  1. Ф.И.О. учителя: Кочнева Ирина Александровна, учитель начальных классов

  2. Место работы: МАОУ «Лингвистическая гимназия № 23 им. А.Г.Столетова» г. Владимира

  3. Класс: 1 «В». Предмет: литературное чтение.

  4. Автор УМК: Л.А.Ефросинина Литературное чтение 1 класс. М.,2011

  5. Тема урока: «Слушание рассказа В. Чаплиной «Мушка»»

  6. Место и роль урока в изучаемой теме: 5 урок в теме «Читаем рассказы о животных»

Планируемые результаты:

личностные:

1.Прививать любовь к животным.

2. Развивать навыки сотрудничества.

метапредметные:

познавательные: развивать познавательную активность учеников; формировать умение отвечать на поставленные учителем вопросы; создавать модель обложки; подробно пересказывать услышанное и прочитанное.

регулятивные: формировать умение слушать литературное произведение; учить воссоздавать образы героев (описание внешнего вида, поведения);учить составлять план и пересказывать (подробно); формировать умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

коммуникативные: формировать умение работать в парах, группах, умение грамотно и чётко отвечать на поставленные вопросы.

предметные:

1.формировать умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения;

2. формировать умение рассказывать о своём восприятии и о своём отношении к прочитанному произведению;

3.закреплять знание понятия «рассказ», формировать умение выделять особенности рассказа;























План взаимодействия учителя учащихся.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Формируемые УУД

примечание

1. Мотивация к учебной деятельности.

Проверяет готовность детей к уроку, настраивает на урок.

Проверяют всё ли готово к уроку.


Регулятивные: формирование умения организовывать рабочее место.


2. Выявление читательского опыта детей.

Организует беседу, в ходе которой выявляется читательский опыт детей.

Организует работу детей в парах (игра «Разведчики»)




Отвечают на поставленные учителем вопросы.

Дети находят пару себе: отрывок произведения– автор и название.

Дети называют произведение и зачитывают из него отрывок.

Дети называют произведение объясняют свой выбор.

— Какую тему мы изучаем на уроках литературного чтения? (Рассказы о наших друзьях-животных.)

-Мы уже знакомы со многими произведениями из этого раздела и чтобы вспомнить их, поиграем в игру «Разведчики».

— С какими произведениями мы уже знакомы?

— К какому из названных произведений относится эта модель обложки? Докажите.


Коммуникативные: формирование умения работать в паре, отвечать на вопросы учителя;

Познавательные.











Игра «Разведчики»















Модель обложки вывешивается на доску.

3. Постановка темы и целей урока.

Организует формулировку темы урока детьми.

Организовать постановку целей урока детьми.



С помощью учителя формулируют тему и цели урока.

-Сегодня у нас урок слушания. Какую роль мы будем выполнять?

— Какого слушателя?

— Как это внимательно слушать?

Регулятивные: формировать умение принимать учебную задачу и планировать свою работу.

Личностные.


4. Знакомство с произведением.

Организует работу по первичному восприятию рассказа В.Чаплиной «Мушка»

Слушают произведение.

Высказывают свои предположения при ответе на вопросы учителя.

Высказывают своё эмоциональное отношение к прослушанному.

-Послушайте, я вам прочитаю.

(Чтение первых двух частей рассказа учителем.)

— Закончилась ли эта история?

-А какой может быть конец?



Давайте проверим свои точки зрения и узнаем ответ автора. Прочитаем произведение до конца разорванной цепочкой.

— Благополучно ли закончилась эта история?

-Какой конец у этого рассказа?-Вы внимательно слушали и читали рассказ?

Какое мнение сложилось у вас о Мушке?

-История понравилась?

Чем? Кому не понравилась? Чем?


Познавательные;

Коммуникативные;

Регулятивные;

Личностные.

Чтение с остановкой.











Текст 3-ей и 4-ой части лежит на столах у детей.

5. Моделирование обложки.

Организует работу детей по составлению модели обложки;

Организует работу детей в статичных парах;

Сообщает сведения об авторе.

Дети составляют в парах схематическую модель обложки.




— Возьмите листочки и составьте в парах модель обложки прослушанного произведения.

Проверим. Скажите словами, что вы сейчас слушали?
— Сравните свою модель с моделью на доске.

 О ком рассказ? Каким цветом вы это показали?

— Кто написал этот рассказ?

— Этот рассказ написала Вера Чаплина.

Рассказ учителя об авторе.
— Запишите на своей модели.
— Как бы вы назвали рассказ?
— Автор так назвала свой рассказ – «Мушка». Покажите это на своей модели. 
-Назовите, что вы слушали.

Коммуникативные;

Регулятивные;

познавательные

Работа в статичных парах.










Учитель вывешивает на доске образец.

6. Повторное слушание, составление схематического плана рассказа.

Организует чтение рассказа детьми по частям.

В процессе беседы после каждой части составляется схематический план рассказа.

4 хорошо читающих ученика читают каждую часть рассказ. После прочтения каждой части составляется схематический план рассказа (под руководством учителя)



План рассказа появляется на доске в виде блок-схемы.

7. Составление характеристик героев.

Организует работу детей по составлению характеристик героев.









Отвечают на вопросы учителя, при помощи учителя составляют характеристику героев.

-Как звали девочку?

-Как звали собачку?

-Были ли другие персонажи в этом произведении?

-Кто из героев понравился?

Как его звали? Чем понравился? Какой была Мушка, какой стала?

-Что можно сказать о большой собаке?

-Что можно сказать о хозяине собаки? Так кто же виноват, что большая собака напала на девочку? Что ему можно посоветовать?

— Что можно сказать о ребятах? Как ребята стали относиться к Мушке после случая, описанного в рассказе? Что теперь можно сказать о ребятах?





на доску выставляются заменители персонажей

8. Изготовление книжки-самоделки.

Повторение правил дружной работы.

Организация работы в группах. Каждая группа составляет страничку по одной части рассказа.

Осуществляют решение учебной задачи под руководством учителя.

Выполняют работу по инструкции, договариваются в группе, распределяют обязанности, работают с информацией, оформляют страничку книги, контролируют свою деятельность, готовятся к презентации, запрашивают у учителя необходимую информацию или помощь.


формирование коммуникативных умений, навыков сотрудничества;

-формирование умений управлять своей деятельностью;


Работа в статичных группах.

9. Презентация работы.

Организует выступление-показ страниц книги.

Составляют план выступления и показывают страницу книги.


— формирование умения планировать свою работу;

-формирование коммуникативных умений;



10. Итог урока. Рефлексия. Оценка, самооценка работы. Домашнее задание.

Организует рефлексию, самооценку учебной деятельности.










-Прочтите, пожалуйста, глазками эти предложения. 
— Что это, как вы думаете? (Пословицы.)
— Выберите те, которые подходят к рассказу.   
— С каким произведением познакомились? 
— Кто автор? 
— Какая главная мысль рассказа?  
— Оцените свою работу на уроке.

-формирование внутренней позиции школьника, самоуважения, самооценки;

-формирование инициативности и самостоятельности;


Четыре пословицы: Преданный друг лучше новых двух.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда. 
Сам погибай, а товарища выручай.
Родина – мать, умей за нее постоять.




Оценивание с помощью цветовых индикаторов.

Варианты домашнего задания:

1)найти книги о дружбе детей и животных;

2)подготовить пересказ по составленному плану; 3.придумать историю о любимом животном и сделать рису_

нок (по желанию).
























Приложение:

В. Чаплина «Мушка».

1 часть. Однажды Люда пришла домой и принесла маленькую чёрную собачку. Собачка была грязная, худая и хромала на переднюю лапку. Когда Люда пустила её на пол, она поджала под себя больную лапку и со страхом оглядывалась по сторонам.

Мне очень не хотелось заводить дома собаку. Придёшь с работы усталая, а тут ещё то комнату убери, то обед приготовь.

2 часть. Вообще Мушка была очень забавная собачка, одно плохо, что пугливая. Наверное, когда она жила на улице, её часто обижали. Случалось, выйдет Люда с ней погулять, а она всего боится. Хлопнет кто-нибудь из ребят или крикнет, а Мушка уже хвост подожмёт, отбежит в сторону и смотрит, куда ей спрятаться. Во дворе, да и в квартире все смеялись над Людой.

— Ну и собаку завела! Заяц и то храбрей. От такой защиты не жди.

Только это оказалось совсем неверно. Как-то раз, когда Люда играла с детьми во дворе, из соседней квартиры выскочила огромная серая собака. Она залаяла и бросилась к детям. Дети испугались и побежали. Люда тоже побежала, но за что-то зацепилась и упала.

3 часть. Собака кинулась на Люду. Она уже была готова укусить её, но тут выскочила Мушка. Словно маленький, чёрный шарик, визжа и лая, бросилась она на большую, страшную собаку. Собака так растерялась, что даже не тронула Мушку. Она с удивлением смотрела на маленькую собачку, которая, вся дрожа от страха, всё же не отступила перед ней и всё старалась загородить собой упавшую девочку.

В это время подоспел хозяин собаки. Он схватил её за ошейник и увёл домой, а Мушка подбежала к Люде, стала к ней ласкаться и лизать её заплаканное лицо.

4 часть. После этого случая Мушку уже никто не называл трусишкой, потому, что она, хоть была маленькой и пугливой, но всё же свою хозяйку в беде не оставила.


Свежие документы:  «Лермонтовское проклятие» 2014 года?

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: