Урок литературного чтения в 3 классе «Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь №2»»


Урок литературного чтения в 3 классе.


Тема: Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь №2».


Цели урока: обобщить знания учащихся по пройденной теме; развивать познавательные способности детей, их интеллект, творческие способности и кругозор; воспитывать ответственность перед товарищами, умение прислушиваться к мнению окружающих.


Оборудование: жетоны, портреты: Бунина, Бальмонта, Некрасова; названия станций: «Узнавай-ка», «Разминай-ка», «Отдыхай-ка», «Поправляй-ка», «Угадай-ка», «Вспоминай-ка», «Проверяй-ка»; карточки для конкурса «Узнавай-ка», «Поправляй-ка», «Проверяй-ка» — по количеству групп; карточки с названием стихотворений, именами, фамилиями поэтов; выставка книг.


Ход урока

I. Организационный момент.

(Дети делятся на 3 группы и садятся за отдельные столики.)

Для ребят звенит звонок ,

Начинается урок.

Время даром не теряйте,

На вопросы отвечайте,

Не пройдёт ваш даром труд,

Знания пользу принесут.

II. Сообщение темы и целей:

-Ребята, сегодня мы подведём итог по изученному разделу «Поэтическая тетрадь №2», совершим небольшое путешествие по станциям в «Поэтический уголок», проверим ваши знания по изученной теме.

— В пути нам пригодятся знания, смекалка и сообразительность, внимание, память, а также взаимовыручка.

— Путешествовать мы будем тремя группами. За правильные ответы вы будете получать жетоны, а в конце урока мы подведём итог и выявим лучших знатоков изученных произведений.

— И так, в путь!

III Путешествие по станциям.

  1. «Разминай-ка»

  • Мастер по приготовлению пищи. (Повар.)

  • Снежные глыбы, которые обрушиваются с гор. (Лавина.)

  • Мастер по починке часов.(Часовщик.)

  • Тот, кто любит собирать грибы.(Грибник.)

  • Еловый лес (Ельник.)

  • Листы бумаги, на которых напечатаны сообщения о жизни в стране и за рубежом. (Газета.)

  • В золотой клубочек спрятался дубочек. (Жёлудь)

  • Сосновый лес.(Сосняк. Сосновый бор.)

  • Раздел по литературе, который мы только что изучали.(Поэтическая тетрадь 2.)

2). «Узнавай-ка «.

— Вот мы оказались в Поэтическом уголке. Остановка называется «Узнавай-ка» — на доске прикрепляется карточка с названием остановки.

— Вам необходимо соотнести портрет писателя с его фамилией и полным именем.

На доске появляются портреты и карточки с фамилиями и именами.

— От каждой группы выходит представитель, но вы можете советоваться с товарищами.

Некрасов Константин Дмитриевич

Бунин Николай Алексеевич

Бальмонт Иван Алексеевич

— И так, узнали писателей, а теперь по отрывку из автобиографии определяем, о ком идёт речь .

Задание 1 группе.


Читать он научился рано и впоследствии говорил, что не помнит, как и когда именно. До 10 лет у него был домашний учитель, который увлекательно рассказывал о литературе, музыке, живописи. Под его влиянием будущий писатель приобщался к чтению книг, к занятиям живописью. По его воспоминаниям его писательская жизнь «началась должно быть в тот бесконечно давний день в нашей деревенской усадьбе в Орловской губернии, когда я, мальчик лет восьми, вдруг почувствовал горячее, беспокойное желание немедленно сочинять, что-то вроде стихов или сказки…»

(И.Бунин.)


(Дополнительное сообщение)

Писатель этот родился в обедневшей дворянской семье в имении родителей под Воронежем. До 11 лет воспитывался дома, а в 1881 году поступил в Елецкую уездную гимназию, но через 4 года из-за финансовых затруднений семьи вернулся домой, где продолжил образование под руководством брата. Он с увлечением читал Пушкина, Гоголя, Лермонтова, а в семнадцатилетнем возрасте начал писать стихи сам. Не имея средств к существованию, он в 1891 году идет работать корректором в местную газету «Орловский вестник». В 1891 году в Орле выходит его первый сборник стихотворений. Долгим и нелегким был его путь в поэзии. Бунин умер в Париже и похоронен на Русском кладбище.


Задание 2 группе.


Первые 10 лет своей жизни он прожил в деревне и потом часто вспоминал об этом времени:

Я вспоминал. Младенческие годы.

Деревня, где родился я и рос.

Мой старый сад. Речонки малой воды.

В огнях цветов береговой откос.

Первые свои стихи он сочинил в 9 лет. Им создано 35 поэтических сборников, написано 20 книг. В историю русской литературы он вошел и как переводчик (он переводил на русский язык американскую, немецкую, болгарскую, литовскую, армянскую, испанскую, грузинскую литературу).


(Дополнительное сообщение)

Для своей дочери Нины он сочинил «Фейные сказки».В стихотворных сказках К.Бальмонта среди «мошек и букашек», пьющих капельки с ромашек», живёт нежная фея, «занятая делом», она проверяет росинки, разрешает споры между насекомыми и растениями.


Солнечной Нинике со светлыми глазками –

Этот букетик из тонких былинок.

Ты позабавишься фейными сказками,

После- блеснешь мне зелеными глазками,

В них не хочу я росинок.

Вечер далек, и до вечера встретится

Много нам: гномы, и страхи, и змеи.

Чур, не пугаться – а если засветятся

Слезки, пожалуюсь Фее.


Задание 3 группе.

Это поэт, прозаик, критик, издатель. Родился в селе Немирово Каменец-Подольской губернии. Детство поэта прошло на Волге, близ Ярославля. Отец его отставной офицер, был жестоким помещиком, внушавшим страх крестьянам и собственной семье

(Дополнительное сообщение)

Детство и юность великого русского поэта прошло на Волге. Еще ребенком увидел Некрасов, которые согнувшись медленно брели вдоль реки и тянули за собой тяжелую баржу. Их изнурительный безрадостный труд волновал мальчика до слез. Очень рано он испытал то острое сочувствие к людским страданиям, которое и сделало его великим русским поэтом-гражданином. Он посвятил всю свою жизнь борьбе за освобождение народа, за его счастье. Некрасов призывал каждого быть гражданином – борцом за свободу, за счастье народа. «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть — обязан»,- писал он.


3) «Поправляй-ка»

Текст стихотворения записан на доске, а слова-рифмы – на карточках. Детям раздаются тексты со стихотворением и даётся время на обдумывание.

— Попробуйте восстановить текст стихотворения Бунина по рифмам: метели – ели, сияет – тает, берёз – Мороз.

Ночью в полях, под напевы … (метели),

Дремлют, качаясь, березки и … (ели)…

Месяц меж тучек над полем …(сияет), —

Бледная тень набегает и … (тает)…

Мнится мне ночью: меж белых … (берез)

Бродит в туманном сиянье … (Мороз).

— Давайте прочтём получившееся стихотворение.

— Как вы понимаете значение слова «мнится»?

МНИТСЯ – предполагается, кажется, мерещится.


4) «Отдыхай-ка» физминутка


5) «Угадай-ка»

— Вам необходимо определить из какого стихотворения эти строки, найти произведение в учебнике и зачитать четверостишье.


1.Видят они не огни, а таинственный

Вечных созвездий узор золотой…


  1. Славная осень! Здоровый, ядрёный

Воздух усталые силы бодрит…


3. Родилась на воле, залила луга,

Затопила поле, стёрла берега.


4.Вот след его. Здесь натоптал тропинок,

Здесь ёлку гнул и белым зубом скрёб…


5. … Идёт – по деревьям шагает,

Трещит по замёрзлой воде…


6. … Было потехи у баб, ребятишек

Как прокатил я деревней зайчишек…


6) «Вспоминай-ка»

— А теперь, выберите стихотворение, которое вам больше всего понравилось и прочитайте его выразительно.

7) «Сочиняй-ка»

-Как вы думаете, чем мы займёмся на этой станции? Правильно! Мы попробуем сочинить строчки по заданным рифмам.(мороз-нос; солнце-оконце; лужа-стужа)

8) «Проверяй-ка».

— Мы обобщили ваши знания по разделу «Поэтическая тетрадь №2», а теперь пришло время проверить их (тестовая работа).

Тест

1. В стихотворении «Славная осень!..» Некрасов сравнивает листья с…

а) постелью;

б) ковром;

в) паласом.


2. Кто автор этих строк?

«Идёт-по деревьям шагает,

Трещит по замёрзлой воде,

И яркое солнце играет

В косматой его бороде…»

а) Бальмонт

б) Н.Некрасов ;

в) И.Бунин.


3. Автором какого из стихотворений является И.А.Бунин?

а) Полевые цветы;

б) Дед Мазай и зайцы;

в) Золотое слово.


4. В каком стихотворении И.А.Бунина говорится о «солнечных палатах»?

а) Полевые цветы;

б) Детство;

в) Густой зелёный ельник у дороги.


5. В каких строках И.А. Бунина говорится о полевых цветах?

а) «Пышно цветут дорогие цветы…»

б) «Сердцу и взору родные они…»

в) «Их не пугают метели холодные…»


Ключ:1б, 2б, 3а,4б,5б


IV. Работа с выставкой книг.

— Мы завершаем наше путешествие, и в конце, я хотела бы обратить ваше внимание на выставку книг. Прочитав их, вы сможете познакомиться с новыми произведениями уже знакомых писателей.

V. Итог. Рефлексия.

— Вот мы и закончили наше путешествие.

Подсчитывание набранных балов каждой командой. Выявление команды-победителей.

-В одном из своих стихотворений И.Бунин писал:


«О счастье мы всегда лишь вспоминаем,

А счастье всюду. Может быть оно

Вот этот сад осенний за сараем

И чистый воздух, льющийся в окно…»


-Давайте и мы с вами будем радоваться каждому прожитому дню.


-А я счастлива тем, что у нас сегодня очень хорошо прошел урок, на котором вы показали свои знания, проявили творчество, сообразительность.




Свежие документы:  Конспект урока по литературному чтению "А.Н. Толстой «Приключения Буратино»" 2 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: