Урок литературного чтения в 4 классе: Л. Н. Толстой « Как мужик убрал камень»


Урок литературного чтения в 4 классе.

Тема урока: Л. Н. Толстой « Как мужик убрал камень».

Цель урока: продолжить знакомство с жизнью и творчеством Л.Н. Толстого.

Задачи урока:

отрабатывать навыки выразительного осознанного чтения

— учить анализировать произведение

— развивать речь, память и внимание учащихся

Оборудование: портреты Л. Н. Толстого, таблица «Русские писатели», фотография дома-музея в Ясной поляне, выставка книг Л. Н. Толстого с рассказами для детей, компьютер и интерактивная доска.

Ход урока:

  1. Организационный момент

  2. Открытие новых знаний.

Учитель: Ребята, сегодня у нас очень интересный урок. Мы отправимся в путешествие по творчеству великого русского писателя, а вот кого именно попробуйте отгадать, внимательно прослушав мой рассказ.

(На фоне плавной классической музыки учитель рассказывает)

— Крестьянским ребятишкам входить в усадьбу было заказано. Там, в глубине парка, в большом доме жил богатый и знатный граф. И вот-то удивились ребята, когда услышали, что граф созывает их к себе в усадьбу! По всем окрестным деревням пошел говор. Зачем зовет их граф?

И вот теперь оказалось , что сам граф хочет устроить школу для крестьянских ребят и сам будет их учить. Ребятишки молча подошли к белому графскому дому и остановились. Двухэтажный дом казался им огромным, ведь сами-то выросли они в низеньких избах под соломенными крышами. Граф вышел на крыльцо-плечистый, крепкий, с черной бородой .Ребята слегка заробели,когда он окинул их острым взглядом из-под густых бровей. НО граф улыбнулся, заговорил – и сразу вся робость прошла, сразу стало просто и хорошо. С первой же встречи началась дружба. Учитель был графом, его полагалось называть «ваше сиятельство». Но граф этого не хотел.

« Не называйте меня «ваше сиятельство»,- сказал он,- а меня зовут Львом Николаевичем, так и зовите меня».

— Кто может назвать фамилию писателя?

Ученик: Это Лев Николаевич Толстой.

( на интерактивной доске открывается надпись)

« В искусстве слова первый Толстой». ( М. Горький)

Учитель: Как вы понимаете эти слова?

Ученики: Лев Толстой – великий русский писатель.

Гений русской литературы.

Учитель: Вы совершенно правы, ребята. Лев Николаевич прожил 82 года и всю свою жизнь посвятил литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всем мире. Сегодня на уроке мы опять встретимся с его произведениями.

Мы уже много говорили о творчестве Льва Толстого и теперь мне хочется проверить ваши знания

Блиц-опрос

— В каком году родился Л. Н. Толстой?

— Где родился писатель?

-Толстой был знатного рода. Какой титул он имел?

— Сколько братьев и сестер было у него?

— Где и для кого он устроил школу?

— Что написал Лев Толстой для детей?

Учитель: Мне очень понравились ваши ответы. А сейчас откройте учебник на странице 121 и определите тему урока.

Ученик: тема урока басня Толстого «Как мужик убрал камень».

Работа с басней.

Учитель: А теперь вдумчиво и внимательно прочитайте басню про себя.

— Все ли слова понятны? Как вы понимаете слова порох, инженер, каток?

(на интерактивной доске слова)

Порох — взрывчатое вещество.

Инженер – специалист с высшим техническим образованием.

Каток – это машина для утрамбовки или уплотнения грунта, асфальта.

Физкультминутка.

Сейчас мы поиграем в игру « Метелица». Так играл Лев Толстой с учениками. (Учитель читает текст и вместе с ним дети повторяют движения.)

Метелица

Вдоль по улице метелица метет,

Скоро все она дорожки заметет.

Ай, жги, ай, жги, говори:

Скоро все она дорожки заметет

Запряжем мы в сани лошадей,

В лес поедем за дровами поскорей.

Ай, жги, ай, жги, говори:

В лес поедем за дровами поскорей.

А из леса мы тихонечко пойдем

И в ладоши так пришлепывать начнем,

А ногами — то притоптывать все враз.

Ну, теперь мороз не страшен и для нас.

Молодцы, ребята. А теперь вернемся к басне.

Учитель: Какая проблема встает в этом произведении?

Ученик: Огромный камень, который лежит на площади и занимает много места.

Учитель: Кто и каким образом пытается решить эту проблему?

( ученики подтверждают свой ответ текстом)

Учитель: Как вы думаете, в чем заключается главная мысль басни Толстого? Обоснуйте свой ответ.

Ученики: — НА Руси всегда ценились смекалка и выдумка.

На интерактивной доске появляются пословицы

  • Недаром говорится, что дело мастера боится.

  • Ленивые руки не родня умной голове.

  • По уму воздается честь.

Учитель: Ребята, прочитайте пословицы и подумайте, какая больше всех подходит к басне.

Ученик: К этой басне подходят 2 пословицы. У мастера всегда дело спорится.

За смекалку и находчивость мужика из басни наградили деньгами.

( Далее учащиеся готовят подробный пересказ басни)



Закрепление и систематизация знаний

Учитель: А какие басни Л. Н. Толстого знаете? Мы с ними уже встречались.

( Дети называют басни: «Муравей и голубка», «Старый дед и внучек», Два товарища», «Три калача и одна баранка».)

Учитель: Сейчас на каждую парту я положу уже известную вам басню. Прочитайте ее еще раз и, поработав вместе, попробуйте ее инсценировать.

( Дети работают в паре, несколько пар инсценируют басню и все вместе оценивают « игру актеров».)



Итог урока

Учитель: О каком писателе мы говорили сегодня на уроке?

— Что нового для себя узнали?

-Зачем Толстой писал басни? Чему они учат?

Басни учат нравам, поэтому их еще называют нравоучительными произведениями.

Ваше домашнее задание будет очень интересным. Перечитайте еще раз басню «Как мужик убрал камень» и подумайте, а что бы могли предложить вы. Найдите сказку Толстого и перескажите ее.

Урок наш заканчивается. Вы все молодцы.

И в конце урока я,

Пожелаю вам друзья,

Чтоб вы с книжками дружили

И воспитанными были.























Свежие документы:  СЦЕНАРИЙ по рассказу М.Шолохова

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: