Урок литературного чтения во 2 классе По страницам любимых рассказов»


Урок литературного чтения во 2 классе.

Программа Министерства образования Р. Ф.

Учебник «Родная речь», М. «Просвещение»; составители: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова.

Тема урока: «По страницам любимых рассказов».

Цель урока: обобщить знания учащихся.

Задачи урока:

-совершенствовать коллективные формы работы;

-развивать умение понимать прочитанное;

-развивать познавательные и творческие способности детей;

-развивать память, речь, мышление;

-прививать любовь и интерес к книге, к чтению;

— расширить читательский кругозор;

-воспитывать умение слушать друг друга

Оборудование: мультимедиа, учебник, карточки с заданиями, книги Н. Н . Носова.

Подготовка к уроку: учащимся предлагается найти и прочитать книги по теме; учитель ориентирует детей, где они могут найти книги (школьная библиотека, поселковая; обмен книгами). Дети делятся на две команды, придумывают девиз. Команды готовят «Домашнее задание».


Ход урока:


этапы урока

деятельность учителя

деятельность обучающихся

I. Организа-

ционный

момент.

— Доброе утро!

Сегодня интересный день,

Вас ждут конкурсы, задания

Литературное состязание!




Команды занимают свои места.


— Как вы понимаете литературное состязание?



— Верно. На литературном состязании вас ждут конкурсы. За ответами будет следить жюри, которое после каждого этапа будет подводить итоги.

Жюри – называю имена отчества преподавателей. Команде победителей будут выставлены пятёрки.

— Команды представьтесь и объясните, почему выбрали такие названия команд.



















— Молодцы команды! Вы упомянули произведения Н. Н. Носова. (слайд 1 портрет Н. Н. Носова) Действительно наше состязание посвящено его творчеству. Обратите внимание на выставку книг. Возможно, во время состязания это будет вам подсказкой. Сосредоточьтесь. Мы начинаем.


— Литературное состязание- это соревнование, нужно правильно отвечать на вопросы.

— Это такой конкурс, в котором обязательно есть победитель.






Первая команда:

-Мы команда «Затейники»!

Любим весело играть,

Думать, что-то сочинять.

Хотим сегодня победить,

Всех ребят и гостей удивить!

— Нам всем понравился рассказ Н. Н. Носова «Затейники». Герои рассказа выдумщики, как и мы. Поэтому наше название «Затейники».


Вторая команда:

-Команда «Знайки».

Мы мудрые и находчивые.

Все задания решим!

К победе уже спешим!

Саша: -Я предложил это название. Ребята согласились. Потому что состязание посвящено творчеству Н. Н. Носова, а Знайка самый умный герой его произведения.

— Он сообразительный, мудрый и изобретательный, а мы хотим быть умными как он.

II. Конкурсы.

Первый конкурс: «Разминка».

Он посвящён автобиографии Н. Н. Носова. Предполагает мой вопрос и ваш краткий ответ. Команды отвечают по очереди.

— Где родился Н. Н.?

-Кем по профессии были родители Н. Н. Носова?

-В каком городе окончил институт кинематографии?

— Кем работал после окончания обучения этого института.

-Во сколько лет впервые был опубликован его рассказ?

— Как он назывался?

-В каком журнале был опубликован?

— Как назывался первый сборник рассказов?

Жюри подводит итоги первого конкурса. Команды ответили на равное количество вопросов. Получают по одному баллу.

Счёт: 1-1






— В городе Киеве.

-Родители были актёрами.


— В Москве.


-Он работал кинорежиссером.



— Первый рассказ в 30 лет.

-Затейники.

— В журнале «Мурзилка».


-Он назывался»Тук-тук-тук».


-Молодцы знаете автобиографию.

Второй конкурс: «Литературная эстафета».

Назовите известные вам произведения Н. Н. Носова. Победит та команда, которая больше назовёт названий. Команды отвечают по очереди.



-Вспоминайте.



-Конечно.






Ребята справились с заданием. Конечно, вы назвали не все рассказы. Но у вас ещё многое впереди и обратите внимание на нашу выставку, какие ещё не читали, можете взять в библиотеке и познакомиться. Слово жюри:

Команда «Знайки» назвала 8 произведений им 2 балла, команда «Затейники» 5 -1 балл.

Счёт: 2-3




-Затейники.

-На горке.

-Живая шляпа.

-Фантазёры.

-Телефон.

-Бенгальские огни.

-Витя Малеев в школе и дома.

-…

— Приключения Незнайки и его друзей.

-…

-А можно назвать ещё продолжение? «Незнайка в Солнечном городе».

— Заплатка.

-Прятки.

-Про репку.

-…

— Есть ещё рассказ «Милиционер».



Слайд 2: лежала, соскользнула, подошёл, накрыла, поползла, раскрашивали, обернулся, нагнулся.

— Прочитайте ключевые слова. К какому произведению они относятся?

— Как вы понимаете название рассказа?




— Почему шляпа оказалась живой?


— Что обозначают слова на слайде?

— Каких предметов?


Конкурс третий: «внимательные читатели».

Команда «Знайки»- выберете действия шляпы, «Затейники» действия ребят. Откройте учебник на с. 54-58 дополните свой ряд слов.







-Команды с заданием справились. Жюри подводит итоги.

У команды «Затейники» ряд получился из 11 слов им 2 балла, у команды «Знайки» Ряд из 7 слов им балл.

Счёт: 4-4.






— Это слова из произведения Н. Н. Носова «Живая шляпа».

— Все события, которые происходят в рассказе, связанны с тем, что шляпа двигалась, поэтому автор и назвал рассказ «Живая шляпа».

— Потому что под шляпой был котёнок, и он двигал шляпу.

— Действия предметов.

— Действия шляпы и ребят.


Команды работают с текстами.

«Знайки»:

— Лежала, соскользнула, накрыла, поползла.

— с. 55-вылезла, повернулась; с.56-лежала.

«Затейники»:

-Раскрашивали, подошёл, обернулся, нагнулся.

-с.54 –сидели, увидел. с.55 закричали; с.56-прибежали, тресну, взяли, заглянули.



Конкурс четвёртый: «Героев надо знать».

Слайд 3:

Ко-ь-а Сл—к

Кн—чка Зн—а

Шпу—к Ва—к

Во—ун Не—-ка

Пи –ль—н Сн-ж—ка

Команды угадайте имена героев, впишите пропущенные буквы. Смотрят на слайд и на карточки.





Жюри подводит итоги: «Знайки» 2 балла, «Затейники»1балл.

Счёт:6-5

-Молодцы! Справились с заданием. Прошу вас читайте и запоминайте рассказы Н. Н. Носова. (Обратить внимание на выставку).











«Знайки»: Мы угадали: Кнопочка, Котька, Шпунтик, Ворчун, Пилюлькин, Славик, Знайка, Вадик, Незнайка, Снежинка.

«Затейники» не успели, Угадали только7 слов.


Физминутка.

Один представитель от команды проводит разминку-паузу.


Пятый конкурс: «Конкурс капитанов».

-Капитаны по очереди назовите особенности рассказов Н. Н.Носова.




















-Молодцы капитаны.

Жюри подводит итог за конкурс и общий счёт. Капитаны с заданием справились. Молодцы! Приносят командам по одному баллу.

Счёт: 7-6. Впереди «Знайки».




-Доступный язык.

-Их легко читать.

-Их интересно слушать.

— Они поучительны, например, учат не паниковать. Как рассказы «Живая шляпа», «Затейники».

-Они учат не портить предметы. Как рассказ «На горке».

-Они учат исправлять свои ошибки. Как рассказ «На горке».

-Рассказы Н. Н. Носова о таких же ребятах, как и мы.

-Счастливый конец.

-Герои рассказов фантазёры, выдумщики.

-Герои рассказов всегда попадают в «приключения».

— У героев простые мечты.

— В произведениях всегда есть волнующие моменты, т. е. чувство тревоги, с которым герои справляются…





Конкурс шестой: «Домашнее задание».

Это творческий конкурс. Ребята сами выбирали себе задание и готовили его.

















-Молодцы! Аплодисменты артистам. «Знайки», узнали произведение. Назовите.


— Почему дети себя так называли?


— В какую игру играли дети?

— Кого изображали дети?


-Как дети организовали игру?


— Почему игра прервалась?


— Что вы можете сказать о них? Что им посоветуете?


Команда «Затейники» ваше домашнее задание.






-Молодцы! «Знайки», ваш ответ.

— Кто главный герой рассказа, и каким мы его представляете.



— Какую ошибку он совершил?


— Почему он совершил эту ошибку?


-Как он исправил ошибку?


Команды справились с заданием. Слово жюри: Команды молодцы! Мы решили каждой команде дать по баллу.

Счёт:8-7. Выигрывает команда «Знайки», с «перевесом» в одно очко.





«Затейники»: Мы приготовили инсценировку по рассказу Н. Н. Носова заданием соперникам узнать произведение.

Инсценировка (участвуют двое, завешен стол, сидят под одеялом). Диалог.

— Вот и хорошо, что у нас свой дом. Мы всегда здесь жить будем и никого к себе не пустим, а если серый волк придёт, мы его прогоним.

— Жалко, что у нас в домике нет окон, очень темно!

— Ничего, у поросят ведь домики бывают без окон.

— А ты меня видишь?

— Нет. А ты меня?

— И я – нет. Я даже себя не вижу.

— Ой! Ай!


-Это фрагмент рассказа «Затейники».


— Они придумывали разные игры, затевали развлечения.

— Игра по сказке «Три поросёнка».

— Они изображали поросят, которые прячутся от волка.

— Стащили с кровати одеяло, завесили им стол. Получился дом. ..

— Дети так увлеклись, что напугали друг друга…

— Не паниковать, быть внимательней. Продумывать игры…



«Затейники». У нас пересказ от имени героя рассказа. Соперникам узнать рассказ.

« Один раз зимой я взял коньки и пошёл во двор…»


— Это рассказ Н. Н. Носова « На горке».

— Главный герой Котька, мальчик примерно нашего возраста. Он хитрый, иногда ленивый, но честный…


— Не помогал ребятам строить горку. Засыпал горку песком.

— Не задумывался, когда посыпал горку, что не сможет съехать.

— Засыпал горку снегом, да ещё и ступеньки сделал.


— А вы попадали в подобные ситуации?

Седьмой конкурс: «Творческий эксперимент».

Представьте себя Н. Н. Носовым и расскажите кратко подобную ситуацию. Даётся время на подготовку.



















-Команды справились с заданием. Слово жюри: Командам по одному баллу.

Счёт: 9-8.

-Да.





«Затейники». Рассказывает один человек от команды:

— Однажды ко мне в гости пришли подруги. Мы решили поиграть в прятки. Я залезла в шкаф и наступила на игрушку с пищалкой, которая давно потерялась. Я от неожиданности закричала, своим криком и подруг напугала. Но потом мы долго смеялись.

«Знайки».

— Осенью во дворе мы играли в прятки.

Костя спрятался под лодку. Уже всех детей нашли, а его нет. Все дети стали искать Костю. Он молит. Мы стали его звать: «Костя выходи, мы устали тебя искать. И больше в прятки играть не будем». Костя вылез. Мы спросили его, почему он так долго молчал. Костя ответил, я ждал, когда вы скажите: «Сим, сим, откройся!» Все долго смеялись.



Конкурс восьмой «Точка зрения».

Команда «Знайки» вам слова В. Кудрявцевой, команда «Затейники» вам слова русской пословицы. Объясните свою точку зрения, к какому произведению их можно отнести и докажите это.

Слайд4: У страха глаза велики.

У страха не зубы – клыки.

А я ничего не боюсь-

Придумаю страх и смеюсь.

(В. Кудрявцева)


Слайд5: Умный грешит

да поправить спешит: и порядок поставит, и дело поправит.

(русская пословица)







-Молодцы ребята. Это было последний конкурс и вы с ним справились.




Тексты на карточках.

Команды обдумывают ответ.



«Знайки»

— Наша точка зрения, что эти слова можно отнести к рассказам «Живая шляпа», «Затейники». Они учат ничего не бояться. Не впадать в панику. Быть организованнее, а если что-то случилось «не раздувать из мухи слона».


«Затейники».

-Наша точка зрения, что эти слова можно отнести к рассказу «На горке».

Котька тоже испортил горку, а потом всё исправил, да ещё и ступеньки сделал. Грешит т. е портит, учит пословица, как и рассказ, не портить вещи, чужое — не брать. А если случайно что-то испортится, то починить или отремонтировать.

III. Подведение

итогов

Слово жюри:

Вы были активны, умны. Умели грамотно ответить на вопросы. За последний конкурс команды получают по одному баллу.

Общий счёт:10- 9. Побеждает команда «Знайки», которая победила команду «Затейники» с разницей в одно очко.


— Команда победителей получает пятёрки. Всем аплодисменты. Вы, ребята, молодцы хорошо знакомы с творчеством Н. Н. Носова. Если не все произведения прочитали, советую прочитать (обращаюсь к выставке).



IV. Домашнее задание.

Домашнее задание: напишите письмо со словами благодарности, начните его так «Николай Николаевич спасибо…» Лучшие письма мы расположим на стенде —внеклассное чтение.


Свежие документы:  Конспект урока по Литературе "Нравственные уроки по сказке Г.Х.Андерсена «Соловей»"


скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: