Урок литературы для 3 класса «В ней есть душа»


МОУ «Казанская средняя (полная ) общеобразовательная школа» Сернурского района Республики Марий Эл





Урок литературы для 3 класса


«В ней есть душа»








Автор разработки :

Смоленцева Татьяна Григорьевна,

учитель начальных классов.




















Тема : С.Есенин. «В ней есть душа»

Урок знакомство с новым материалом.


Цель: Прививать любовь к Родине, родной природе через поэзию С.Есенина.


Задачи: Познакомить с биографией С.А.Есенина, его стихами.

Развивать речь, внимание к поэтическому слову, обдумывающее восприятие стихов через звук и цвет, творческое воображение.


Оборудование:


Портрет С.Есенина, компьютерная презентация, проектор, записи романса «Отговорила роща золотая», песни «С чего начинается Родина», цветные карандаши, модели ромашек, карточки со стихами для работы в группах «Восход солнца», «Весенний вечер».


План урока:

1.Организационный момент.

2.Вступительное слово учителя- знакомство с биографией поэта.

3.Беседа «С чего начинается Родина?»

4. Работа со стихотворением «Черёмуха»

5.Работа со стихотворением «Сыплет черёмуха снегом»

6. Работа в группах.

7. Творческая страничка.

8.Рефлексия.

9.Домашнее задание.


Ход урока:

1.Организационный момент. Мотивационный настрой на урок.


Учитель:- Вы готовы?

Дети: Мы готовы! Всё у нас в порядке: ручки, книжки и тетрадки!

Учитель: Улыбнёмся друг другу и отправимся в путь за знаниями.


2.Вступительное слово –знакомство с биографией поэта (Слайды 1-2)

Учитель: (1слайд)

Есенин- нежное имя,

Соловьиный звон.

Кудрями золотыми

звенел весёлый клён.

Из солнечного ливня

весеннее лицо

Овеял ветер нивный

цветочною пыльцой.

Вы уже догадались, с кем мы познакомимся сегодня на уроке?

Дети : (отвечают)

Мы поговорим о великом русском поэте С.А. Есенине, узнаем о его жизни, познакомимся с некоторыми его произведениями.

«Какой русский и какой чистый поэт»,-говорил о нём Максим Горький. Поэт Руси, он взял у природы даже характерные черты своей внешности. Чарующую синеву очей- у бездонных озёр и голубых небес; мягкие кудри –у крон родных берёз; золото волос- у российских нив: «Эти волосы взял я у ржи». А главное он взял у Родины глубокую и необъятную душу: «Душа моя поле безбрежное».

Он писал, что его песня отзовётся и останется в людских сердцах.

Мы постараемся увидеть, услышать, прочувствовать мир, созданный поэтом. (слайд 3)

В осенний день 3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии родился С.Есенин. С двух лет он был отдан на воспитание деду, где прошло всё его детство. Он писал о своём детстве: «Первые воспоминания мои относятся к тому времени, когда мне было 3-4 года. Бабушка идёт в Радовецкий монастырь. Я, ухватившись за её палку, еле волочу ноги от усталости, а бабушка приговаривает «Иди, иди ягодка, Бог счастье даст».

Свежие документы:  Конспект урока для 9 класса «Н.В. Гоголь, поэма «Мертвые души»

В пять лет Серёжа научился читать, с восьми- девяти лет начал сочинять стихи. В 12 лет мальчика отдали в школу, где готовили сельских учителей. Но учительствовать Есенину так и не пришлось. Его призванием, единственным занятием , целью всей жизни стала поэзия. В своих стихах он воспевал красоту родного края. Его называли певцом русской природы, Родины.


3.Беседа: «С чего начинается Родина?»


Родина. С детства знакомое и близкое слово. С чего же она начинается? Что возникает в вашем сознании, когда вы слышите это слово? (обмен мнениями, слайды 4-5)

фонограмма «С чего начинается Родина»


Какой видел и какой любил свою Родину С.Есенин?

(рассматривание иллюстраций на слайдах6-10)


4.Работа со стихотворением «Черёмуха» С.Есенина (слайд 11)


Чтение стихотворения учителем.

-Какое настроение передаёт автор ?

— Прочитайте про себя. Найдите в тексте сравнения.

-С чем сравниваются ветки черёмухи?

-С чем сравниваются кисти черёмухи?

-Какие прилагательные употребляет автор для яркого и точного изображения ?

-В стихотворении 2 раза употребляется слово гореть. Что оно обозначает?

-Подберём синонимы (блестеть, сиять, светиться)

-Прочитаем выразительно.


5.Работа со стихотворением «Сыплет черёмуха снегом»


-Чтение учителем.

-С чем сравнивает автор осыпающиеся лепестки черёмухи?

-Что вы представили, когда прочитали эти строки?

-Как понимаете выражение «никнут шелковые травы?» (наклоняются , т.к. трава молодая, нежная, блестящая, как шёлк)

— Как понимаете выражение «Я одурманен весной?» (очарован, очень нравится)

-Прочитаем выразительно.


6. Работа в группах.


«Чувство Родины – основное в моём творчестве»- говорил С. Есенин. (слайды 12-13)


Его стихи наполнены удивительными красками, звуками, запахами. Работая в группах, вчитаемся в строки стихотворений, найдём, какими красками поэт описывает красоту родного края. Подчеркнём строки, в которых поэт описывает цвет, закрасим таким же цветом лепесток ромашки. (Раздаются стихи на карточках, модели ромашек. ) Работают в группах в сопровождении романса «Отговорила роща золотая»


Восход солнца. Весенний вечер


Загорелась зорька красная Тихо струится река серебристая

В небе тёмно-голубом В царстве вечернем зелёной весны.

Полоса явилась ясная Солнце садится за горы лесистые

В своём блеске золотом Рог золотой выплывает луны.

Запад подёрнулся лентою розовой

Лучи солнышка высоко Пахарь вернулся в избушку с полей,

Отразили в небе свет. И за дорогою в чаще берёзовой

И рассыпались далёко Песню любви затянул соловей.

От них новые в ответ. Слушает ласково песни глубокие

С запада розовой лентой заря.

Свежие документы:  Тест по сказкам К.И. Чуковского

Лучи ярко-золотые С нежностью смотрит на звёзды далёкие

Осветили землю вдруг. И улыбается небу заря.

Небеса уж голубые

Расстилаются вокруг


(Закрашивание лепестков в ромашках под музыку «Отговорила роща золотая».)

-Какими звуками наполнена поэзия С.Есенина?. Доказать строчками стихотворений.

Коллективное обсуждение работ в группах. Проверка групп на экране презентации.


7. Творческая страничка. Работа в парах. (слайд 14)


Попробуем на минутку стать поэтами , вставим пропущенные слова в строки стихов С.Есенина:


Отговорила роща …………… Закружилась листва……………

Берёзовым , весёлым языком В …………………воде на пруду

И журавли, печально пролетая, Словно бабочек лёгкая стая

Уж не жалеют больше ни о ком. С замираньем летит на звезду.


Заслушивание вариантов детей.


8.Рефлексия. Подведём итог. Что вам особенно понравилось? Оцените свою работу на уроке, работу товарищей.

В заключении хотелось бы услышать Ваше отношение к поэзии С.Есенина. Все свои мысли выскажите, используя слова: вижу, слышу, чувствую.


9.Дома (на выбор)

— написать небольшое сочинение : «Я и стихи Есенина».

-выучить наизусть одно из стихотворений.


скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: