Урок Литературы «Изучение повести Ричарда Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»» 7-10 класс


1001 идея интересного занятия с детьми

Изучение повести Ричарда Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»

Рувимова Татьяна Владимировна, учитель русского языка и литературы Второй Санкт-Петербургской Гимназии.


Предмет (направленность): литературный театр

Возраст детей: 7-10 классы.

Место проведения: Вторая Санкт-Петербургская Гимназия



Этапы развития социальной и культурной обучающей среды на примере изучения повести Ричарда Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» и постановки спектакля на сцене Литературного театра Второй Гимназии – тема данной статьи. Спустя полгода после представления на сцене гимназического Литературного театре спектакля по повести Ричарда Баха я осознанно понимаю, что двухгодичный путь, пройденный совместно с моими учениками, можно назвать счастьем, потому что объектом нашей любви была общая идея, приобретшая, с одной стороны, планетарное значение, с другой, очень личное для каждого участника.

Первый год для учащихся 7-ых классов на занятиях по Мировой художественной культуре решал задачу коммуникативной компетентности: индуктором мотивации к прочтению повести стали спектакль театра «Суббота» и фильм режиссёра Бартлетта, созданный по одноименной книге, а также замечательные иллюстрации к повести украинского художника Владислава Ерко.

Школьники после прочтения текста вели выборочную работу по выписыванию максимов и мудрых мыслей, пытались постичь через аллегорию проблематику произведения, в сочинениях- рассуждениях распознавали свое личное «Я».

Вот отрывок из работы по раскрытию смысла максимов:.

«Чтобы летать с быстротой мысли или летать, куда хочешь, надо понять, что ты уже прилетел», — так говорил вожак стаи «Избранных». Каждому как напутствие по пути к цели понадобится эта мудрая мысль. Можно много о чем мечтать, но не всегда начинать приближать мечту действием «здесь и сейчас». А если ты начал выполнять задуманное и представляешь себе итоги, ты обязательно осуществишь свою мечту.

В следующем примере ассоциативный отклик на иллюстрацию к притче: «Одинокие, недооцененные, светлые душой, но наделенные серым телом, Изгнанники стояли у дальних скал. В их глазах не было злости, был только горький вопрос: « За что? Почему не поняли , не захотели, услышать и взлететь вместе с ними?..» Нет, они никогда не остановятся на достигнутом, пока в их душе есть одно возвышенное чувство Полёта…»

В творческой работе прикладного характера «Чем каждый из нас похож на чайку по имени Джонатан?» ученица писала: «…Были моменты, когда мне становилось одиноко из-за того, что моё мнение, мое решение, мои мысли не совпадали с мнением окружающих. Были и такие моменты, когда я находила поддержку в семье, среди сверстников, и это придавало мне сил. Чайка Ричарда Баха помогла разъяснить мне мой внутренний мир, ведь Джонатан – это то лучшее, чистое, что есть в душе каждого».

Так когнитивная деятельность первого этапа проекта готовила учащихся к сценическому воплощению и зрительскому восприятию. Сценарий по книге был написан мной до начала работы над произведением, и многие ученики заразились идеей перевоплощения в героев притчи. 8 класс явился вторым годом творческого проекта в рамках Литературного театра. Началась скрупулезная работа с текстом, индивидуальные и групповые занятия по сценической речи и движению. Актерам была предоставлена возможность быть свободными в эвристическом полете интегрирования : В создании музыкального оформления, реминисценций к сценарию, моделирование костюмов и грима, создании декораций, электронного сопровождения, режиссуре характерных сюжетных танцев ,хорового сопровождения ,создании макета программы.

Грани между учителем и учеником стирались в творческом поиске и креативном сотрудничестве и в конечном итоге вылились в мощный эмоциональный и эстетический эффект – 300 зрителей (учащиеся, их родители, учителя), 23 актера, 40 хористов на время спектакля были объединены магией катарсиса.

Для группы одаренных исполнителей реализация творческого замысла явилась покорением новых вершин, для начинающих актеров – стартовой площадкой, с которой состоялся их первый полет. Без сомнения, для всей творческой группы Джонатан стал мировоззренческим ориентиром их будущих свершений.

Из отзыва родителей на постановку: «Исключительно интересным мне показалось переплетение эвристических и рутинных элементов в совместной деятельности участников постановки. Скрупулезная работа с текстом, зубрежка ролей и т.п. в конечном итоге выплеснулась в творческой постановочной работе в мощное подсознательное чувство любви к идее.

Любовь к идее, как и любая любовь, характерна для подсознания – более глубинного явления человеческой психики по отношению к осознанным компонентам деятельности. Можно сколько угодно раз втолковывать идею в сознание учащихся и все равно не добиться успеха. В случае, когда идея, благодаря мощному эмоциональному, эстетическому эффекту внедрена в подсознание, она остается с человеком на всю жизнь. В педагогике такое явление можно считать бесспорной удачей.

Да, собственно артистические навыки молодых артистов иногда выглядели слегка наивными, каковыми выглядят и формы кувшинов с полотен Моранди. Но, как и у великого итальянского мастера, любовь в данном случае к идее родила истинное эстетическое наслаждение зрителей – учащихся гимназии, их учителей и родителей, и что самое важное оказалась заразной». (Конопельно С.Е.)

Свежие документы:  Литература на современном этапе. Повесть А. Приставкина «Ночевала тучка золотая» 11 класс


Театрализованная фантазия

по притче Р.Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»

Автор сценария и режиссер Рувимова Т.В.

Действующие лица.

Моряк. (Автор)

Джонатан Ливингстон

Мать Джонатана

Отец Джонатана

Серые чайки

Старейшина

Серебряные чайки

Чианг. Чайка-мудрец.

Пролог. (Презентация по книге Р.Баха под музыку). На сцене в круге лицом к зрителю стоят герои.

1-ый. Почему труднее всего на свете заставить птицу поверить в то, что она свободна? Ведь каждая птица может убедиться в этом сама, если только захочет чуть-чуть потренироваться.

2-ой. Ты не должен любить обезумевшую стаю птиц! Ты вовсе не должен воздавать любовью за ненависть и злобу. Ты должен тренироваться и видеть истинно добрую чайку в каждой из этих птиц и помочь им увидеть ту же чайку в них самих. Вот что я называю любовью.

3-ий. Не верь глазам своим! Они видят только преграды. Смотреть – значит понимать, осознай то, что уже знаешь, и ты научишься летать.

4-ый. Чайка – это воплощение безграничной свободы, воплощение образа Великой Чайки, и всё ваше тело, от кончика одного крыла до кончика другого, — это не что иное, как ваша мысль.

(Перед декламацией героев на заднюю часть сцены выходят «серые» чайки и укладываются спать)

5-ый. Невыдуманному Джонатану – Чайке, который живет в каждом из нас, посвящается. Р. Бах

1 сцена. (Спящие чайки. Музыка рассвета. На глазах у всех повязки. Чайки просыпаются, чистят крылья, снимают повязки).

Моряк. Над морем взошло солнце. Пора забрасывать сети с приманкой для большой рыбы. Вот и стая, ожидающая завтрака. А там, вдали, опять показалась одинокая чайка. Взлетев на сто футов в небо, она, изогнув крылья, пытается удержать их в этом положении.

1-я. Надо успеть хитростью и силой добыть хоть крошку пищи.

2-ой. Ещё один хлопотливый день настал. (Человек в тельняшке разбрасывает приманку, чайки толкают друг друга, издавая звуки: «мое, мне»).

3-й. (клюя пищу, обращается к другой). Смотри, а чайка по имени Джонатан Ливингстон вместо завтрака в полном одиночестве совершает свои тренировочные полеты. (Присев, все чайки занимаются едой, затем надеваются повязки на глаза и застывают).

4-я. Он нарушает законы стаи и ещё поплатится за это.

Моряк. (С трубкой, сидя на краю сцены) Чайки, как вы знаете, не раздумывают во время полета и никогда не останавливаются. Остановиться в воздухе – для чайки бесчестье, для чайки это – позор. Большинство чаек не стремятся узнать о полете ничего, кроме самого необходимого: как долететь от берега до пищи и вернуться назад. Для большинства чаек главное – еда, а не полет. Для этой же чайки главное было не в еде, а в полете. Больше всего на свете Джонатан Ливингстон любил летать.

2 сцена. (Музыка полета. Дж.Л. совершает плавные движения).

Дж.Л. Так, так. Ещё на один дюйм увеличить изгиб крыльев, не задумываться во время полета и никогда не останавливаться. (Разбегается). Опять неудача! (Садится, спрятав голову в колени. К нему подходят чайки-родители).

Мать. Почему, Джон, почему? Ты не можешь вести себя, как все мы? Почему ты не предоставляешь полеты над водой пеликанам и альбатросам? Почему ты ничего не ешь? Сын, от тебя остались перья и кости.

Дж.Л. Ну и пусть мама! Но я хочу знать, что я могу делать в воздухе. Я люблю летать. Большинство чаек не стремятся узнать о полете ничего, кроме самого необходимого: как долететь от берега до пищи и вернуться назад. А для меня главное не еда, а полет.

Отец. Послушай-ка, Джонатан, зима не за горами. Рыболовные суда будут появляться все реже, а рыба, которая теперь плавает на поверхности, уйдет в глубину. Если тебе непременно хочется учиться, изучай пищу, учись ее добывать. Полеты – это, конечно, очень хорошо, но одними полетами сыт не будешь. Не забывай, что ты летаешь, ради того, чтобы есть. (Дает ему рыбешку. Родители отходят к стае. За ними крадется чайка, заглядывая на рыбу, он отдает ее).

Дж.Л. Какая бессмыслица кричать и драться с сородичами за кусочки рыбы и хлеба! (Меряет шагами расстояние, делает записи. Имитация полета. Падение).

Дж.Л. У меня нет выхода. Я могу только то, что могу. Родиться, чтобы узнать так много о полетах, у меня была бы не голова, а вычислительная машинка. Отец прав. Я должен вернуться к стае, чтобы быть таким, какой есть. Не будет больше борьбы, но не будет и поражений.

Свежие документы:  ТЕСТ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ, 4 КЛАСС "Миф Древнего Египта «Борьба Ра с Апопом»"

3 сцена. (Стая с повязками на глазах. Рок танец. Дж.Л. одевает повязку на глаза. Чайки дают ему советы. Игра с перебрасыванием рыбы. Дж. Л. в центре)

5-я. Забудь о безумных мечтах!

6-я. Ты жалкая, слабая чайка!

7-я. Как приятно перестать думать!

8-я. У тебя нет глаз совы, чтобы летать в темноте.

9-я. Родись ты для скоростных полетов, у тебя были бы короткие крылья, как у сокола.

(Чайки застыли. Дж. останавливается, отходит, срывает повязку).

Дж.Л. Короткие крылья… Короткие крылья сокола. Какой же я дурак! Все, что мне нужно, это крошечное, совсем маленькое крыло, а это значит надо почти полностью сложить крылья и во время полета двигать одними только кончиками. Короткие крылья! (Все замерли в своей позе).

4 сцена. (Дж.Л. Изображает стремительный полет, по-иному держит руки-крылья. Стремительная музыка полета)

Дж.Л. Сто сорок миль в час! Не теряя управления! (кричит). Обещания связывают чайку. Для тех, кто стремится к знанию и однажды достиг совершенства, они не имеют значения! Скорость – мощь, радость, незамутненная красота… (Продолжает полет) (Музыка) Двести четырнадцать миль в час для чайки! Это прорыв, неповторимый в истории стаи – я, Джонатан Ливингстон – первая чайка на земле, которая научилась выполнять фигуры высшего пилотажа. (Идет в сторону птиц. Они с повязками на глазах сидят в одном углу в кучке). Когда они услышат об этом, они обезумеют от радости, узнают цель жизни. Мы станем существами, которым доступно совершенство и мастерство. Мы станем свободными! Мы научимся летать. (Подходит к отдыхающим чайкам)

5 сцена. (Чайки становятся полукругом)

Старейшина. Джонатан Ливингстон! Выйди на середину!

Дж.Л. Да, это прорыв, но мне не нужны почести. Я не хочу быть вождем. Я хочу поделиться только тем, что я узнал, показать вам, какие дали открываются перед нами.

Старейшина. Джонатан Ливингстон, ты покрыл себя позором перед лицами твоих соплеменников.

Дж.Л. Вы не поняли! Ошиблись! Это же был прорыв!

Старейшина. …своим легкомыслием и безответственностью, тем, что попрал достоинство и обычаи Семьи Чаек, ты заслужил Позор, тебя изгоняют из Стаи и приговаривают жить в одиночестве на Дальних скалах.

Дж.Л. Безответственность? Тысячу лет мы рыщем в поисках рыбьих голов, но сейчас понятно наконец, зачем мы живем: чтобы познавать, открывать новое, быть свободными! Позвольте показать вам, чему я научился…

Старейшина … настанет день, Джонатан Ливингстон, когда ты поймешь, что безответственность не может тебя прокормить. Нам не дано постигнуть смысл жизни, ибо он непостижим! Мы брошены в этот мир, чтобы есть и оставаться в живых. (Мама Джонатана встает на колени перед Старейшиной, отец Джонатана пытается обнять сына)

Старейшина. (Читает свиток приказа) Чайка, которая заговорит с изгнанником, сама станет изгнанником. Чайка, которая посмотрит на изгнанника, нарушит закон Стаи. (вешает Дж.Л. табличку с надписью «Изгнанник». Чайки говорят хором, потом величественно закрывают уши и поворачиваются к Дж.Л. спинами)

Чайки. Ты нам больше не брат.

6 сцена.

Автор. (С биноклем в руках) Джонатан провел остаток своих дней один. И не одиночество его мучило, а то, что чайки не захотели поверить в радость полета. Каждый день он узнавал что-то новое. Он научился спать в воздухе, научился не сбиваться с курса ночью и мог пролететь сотни миль от заката до восхода. С таким же самообладанием он летал в плотном морском тумане и прорывался сквозь него к чистому ослепительно сияющему небу… в то время, когда другие чайки жались к земле, не подозревая, что на свете существует что-то, кроме тумана и дождя. Он радовался один тем радостям, которыми надеялся когда-то поделиться со Стаей. (Дж.Л. ложится на пол лицом вниз, раскинув руки в форме креста. Музыка минорная).

Дж.Л. Но почему они не захотели поверить в радость полета, почему не захотели открыть глаза и увидеть. (поднимается, пробует крылья) Жизнь чаек коротка, потому, что ее съедают скука, страх и злоба. Но я знаю радость настоящего полета и не пожалею о цене. (Появляются две золотистые чайки. Танец чаек. Музыка. Дж.Л. присоединяется к ним).

Дж.Л. Как прекрасно! Но вы кто?

1-я. Мы твои новые братья. Мы прилетели, чтобы позвать тебя выше, в новое небо, в свою Стаю.

Дж.Л. У меня нет Стаи. Я изгнанник. И я не могу поднять свое тело выше нескольких сотен фунтов.

Свежие документы:  Сочинение на тему "Характеристика Эраста"

2-я. Ты можешь подняться выше, потому что ты учился, настало время начать новую школу. Ты готов?

Дж.Л. (глядя в небо) Вы правы. Я готов. (снимает табличку)

7 сцена.

Серебряная Чайка-поэт. (Звучат стихи).

Зачем живет на свете человек?

Затем, чтоб все дары природы брать?

Или затем, чтоб в Жизнь вложить навек

То, что предков смог он перенять,

И то, что преумножил во сто крат,

И то, что для потомков сохранил,

И то, чем был всю жизнь богат,

И то, что более другого чтил?

И должен каждый это знать и понимать

И чтить Того, кто землю сотворил.

И верить в то, что это благодать –

На этом белом свете жить!!!

(Танец серебряных чаек. После танца, обращаясь к Джонатану)

Одна из серебряных чаек говорит: Каждая из нас считает делом своей жизни постигать тайны полета, стремиться к совершенству, потому что полет мы любим больше все го на свете.

Чайка-художник. (показывая картину) Я побывала всюду и везде, куда проникала моя мысль, ведь жизнь не исчерпывается едой, борьбой и властью в стае.

Чайка-философ. Мы выбираем следующий мир в согласии с тем, чему мы научились в этом. При этом мы сохраняем безупречную согласованность движений со своим учителем. Каждый день мы отрабатываем технику и испытываем новые приемы в своем искусстве. (Исполняет музыкальный фрагмент на фортепьяно). (Играет фрагмент на фортепиано).

Ансамбль под музыку исполняет танец с шарами (запускают их), гимнастические фигуры, ушу. Художник рисует чайку. Джонатан обходит всех. Чайки усаживаются в позу медитации около старшей чайки.

Чайка №1. Здесь живут чайки единомышленники, и здесь ты дома.

Чайка №2. Полет мы любим больше всего на свете…

Чайка №3. Хочешь узнать у старшей чайки по имени Чианг, что нас ждет в этом мире?

Дж.Л. (подходит к чайке, сидящей в кресле)

Чианг. Что, сын мой?

Дж.Л. Чианг, этот мир… это вовсе не небо?

Чианг. Небеса – это не какое то определенное место или время, потому, что ни место, ни время не имеют значения. Небеса – это достижение совершенства.

Все повторяют хором: Небеса – это достижение совершенства.

Чианг. Чтобы летать с быстротой мысли, нужно прежде всего понять, что ты уже прилетел.

Хором: Ты уже прилетел.

Чианг. Суть в том, чтобы понять: твое истинное «я», как ненаписанное число, живет одновременно в любой точке пространства в любой момент времени. Твое истинное я совершенно.

Хором: Мое истинное я совершенно.

Дж.Л. Значит я сотворен совершенным, и мои возможности безграничны!

Чианг. И вот мой последний совет тебе – постарайся постигнуть, что такое любовь (передает символ – яблоко).

Дж.Л. Любовь! А вдруг там, на Земле, живут чайки, готовые ринуться на поиски правды. Но рядом с ними нет учителя, подобного Чиангу. Значит я должен вернуться на землю! Я должен поделиться особыми знаниями!

Моряк. И чем больше Джонатан упражнялся в проявлении, доброты, чем больше он трудился над познанием природы любви, тем сильнее ему хотелось вернуться на Землю, потому что, несмотря на свое одинокое прошлое, Джонатан был прирожденным наставником, и его любовь проявлялась прежде всего в стремлении поделиться добытой им правдой с каждой чайкой, которая ждала только благоприятного случая, чтобы тоже ринуться на поиски правды.

(На сцене появляются серые чайки).

1-ая. Флетчер Линд. Я не мог представить, что полет идей – такая же реальность.

2-ая. Генри Келвин. Мы вправе лететь куда хотим и быть такими, какими мы созданы.

3-ья. Мартин Уильям. Я хочу научиться летать на малой скорости и подниматься до облаков.

4-ая. Чарльз Рональд. Я хочу летать больше всего на свете.

Дж.Л. Что ж, не будем терять время, поднимайтесь вместе со мной и… полетели.

Финальная сцена. Изображение чайки выдвигается в центр. На ступеньках стоят серебряные чайки. Рядом серые чайки. (Джонатан передает яблоко, оно переходит из рук в руки, к финалу возвращаясь к герою).

Солист (гитара)

Люди 21 столетия,

Скоротечен жизни бег.

Лишь мечтою и в согласии

Обретает крылья человек.

Души, устремленные к полету.

Сквозь пространство бурных лет!

Встретьте братьев в мироздании,

Дав любви святой обет. (С двух сторон появляются серые чайки).

Припев. Хор.

Солистка. Аллилуйя всем будущим чайкам.

Мы забыли, бранясь и пируя,

Для чего мы на землю попали.

Аллилуйя Любви, Аллилуйя Любви, Аллилуйя.

***

Пусть щитом будет таинство речи.

И подводные рифы минуют.

Над Вселенной звучат неустанно.

Аллилуйя Любви, Аллилуйя Любви, Аллилуйя. (Поклон)






9

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: