Урок литературы в 6 классе «Детство и юность М.Ю.Лермонтова. Стихотворение «Парус»»


Урок литературы в 6 классе.

Комягина Г.П. , учитель русского языка и литературы

МОУ «Пороховская ООШ», г. Волоколамск


Тема. Детство и юность М.Ю.Лермонтова. Стихотворение «Парус».

Цели:

— познакомить учеников с детством и юностью М.Ю.Лермонтова;

— продолжить обучение анализу поэтического текста;
— развивать воображение и аналитическое мышление учащихся.

Оборудование: портрет М.Ю.Лермонтова; репродукции картин М.Ю.Лермонтова «Автопортрет», «Парус».


ХОД УРОКА.

І. Организационный момент.

II. Слово учителя.

Сегодня наш урок посвящён замечательному русскому поэту М.Ю.Лермонтову.

Какие произведения Лермонтова вам уже знакомы? («Бородино» — изучали в 5 классе)

— А знаете ли вы, что поэт Лермонтов был ещё и талантливым художником? Посмотрите на его автопортрет, репродукция которого помещена в учебнике.

— Каким изобразил себя поэт? (Он изображён в военной форме, на плечо наброшена лохматая бурка, фоном виднеются горы Кавказа. Лицо печальное, напряжённое.)

Лермонтов прожил очень короткую жизнь, но успел написать много прекрасных стихотворений, поэм и даже роман.


III. Доклады учащихся.

1. Детские годы М.Ю.Лермонтова.

2. Годы учёбы в Москве и Петербурге.


— В 1832 году, вскоре после переезда в Петербург, Лермонтов пишет стихотворение «Парус». Университет оставлен, он поступает в военную школу. Оставлено всё, что поэт любил. Спокойной и безмятежной жизни не предвиделось. Душевное состояние, переживания поэта и выразились в стихотворении.


IV. Чтение и анализ стихотворения «Парус».

Учитель выразительно читает стихотворение.


Белеет парус одинокой

В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далёкой?

Что кинул он в краю родном?..


Играют волны – ветер свищет,

И мачта гнётся и скрипит…

Увы! Он счастия не ищет

И не от счастия бежит!


Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой…

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!


— Какие картины возникают в воображении при чтении стихотворения? (Сначала возникает картина бескрайнего моря и одинокого паруса. Затем взгляд приближается к судну, и мы видим накренившуюся мачту, полотно паруса, натянутое ветром, и волны за

бортом. Далее — спокойное море с волнами лазурного цвета, и взгляд от моря переводим вверх, к солнцу.)

— О чём это стихотворение? Не будем спешить и, чтобы точнее ответить на этот вопрос, найдём глаголы, характеризующие парус. («Ищет», «кинул», «бежит», «просит»)

— О ком можно так сказать? (О человеке.)

Лермонтов говорит о парусе как о человеке. Парус становится символом человека, его души.

Свежие документы:  Конспект классного часа "Михайловское. Тригорское. Пушкиногорье"


Символ – художественный образ. Вид иносказания (запись на доске и в тетради).

— Какое значение приобретает слово «море» в стихотворении? (Поэт связывает природные явления с человеческими переживаниями. Море в художественном мире Лермонтова символизирует жизнь человека. Картины бури и штиля на море — разные психологические состояния человека.)


Запись в тетради: в стихотворении два ключевых образа: парус — одинокий человек, а море — человеческая жизнь.

— Почему парус назван мятежным? (Спокойная жизнь не для него. Ему необходимо движение, буря, непокой, ощущение жизни.)

— Каким настроением проникнуто стихотворение? (В стихотворении чувствуется тревога, грусть, сожаление, неопределённость и надежда. И все эти переживания связаны с судьбой «паруса» — человека.)

— Какое слово определяет это настроение уже в начале стихотворения? (Настроение определяется в первой же строке. Слово «одинокий» задаёт настрой всему стихотворению.)

Пояснение учителя.

Обратите внимание, что определение «одинокий» стоит на необычном месте (после определяемого слова), выделяется в поэтической строке, на него приходится смысловой акцент (концентрация внимания).

Слова в художественном и поэтическом тексте могут изменять своё обычное положение.


Необычный порядок слов в предложении называется инверсией. Она помогает выделить наиболее значимые слова и передать настроение (запись определения на доске и в тетради).


Но не только инверсия участвует в создании особого эмоционального строя стихотворения. Важную роль здесь играет и интонация конца предложения.

Какие знаки стоят в конце предложений стихотворения? О чём говорят они? (Восклицательный, вопросительный, многоточие – эти знаки, стоящие в конце предложений, выражают состояние тревоги, неопределённости.)


— Посмотрим, на какие ещё слова нацеливает наше внимание поэт в первой строфе, где действует инверсия? Голубом», «далёкой», «родном».)

— Слова эти рифмуются. К какой части речи относятся они?

Белеет парус одинокой

В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далёкой?

Что кинул он в краю родном?..

(В первой строфе все рифмующиеся слова – прилагательные, обозначающие признаки предметов, которые созерцает или вспоминает лирический герой.)


— Слова какой части речи рифмуются во второй строфе? Что обозначает эта часть речи? («Свищет», «скрипит», «ищет», «бежит». Это глаголы третьего лица настоящего времени, обозначают действия.)


— Назовите части речи, рифмующиеся в третьей строфе. Что обозначает данная часть речи? («Лазури», «золотой», «бури», «покой». Чаще рифмуются существительные, обозначающие явление, состояние.)


Пояснение учителя.

Таким образом, в первой строфе рифмуются прилагательные, во второй — глаголы, в третьей (кроме одного) — существительные. Вместе с лирическим героем мы проходим путь от созерцания (прилагательные) к действиям (глаголы) и далее — к утверждению (существительные).

Свежие документы:  Конспект урока русской литературы в 9 классе на тему: «Онегин и Татьяна в конце романа. Образ автора в системе художественных образов»

Глаголы в третьем четверостишии употреблены в настоящем времени и обозначают действие, постоянно протекающее, ориентированное не на «сейчас», а на «всегда». Ведь поиски гармонии, движение — вечное состояние человека, ведущее к обретению истины.


И вновь обратимся к первой строфе.

— Найдите здесь определения, противопоставленные друг другу по значению. (Страна далёкая — край родной).

Такой художественный прием противопоставления называется антитезой.

Антитезапротивопоставление понятий, картин, образов, чувств, слов, эпизодов (запись на доске и в тетради).

— Какие ещё противопоставления найдём мы в тексте стихотворения? (Ищет – кинул; играют – свищет; под ним… — над ним…; буря – покой.)

— В чем смысл этих противопоставлений? (В основе построения (композиции) стихотворения «Парус» лежит антитеза.)

Пояснение учителя.

Противоречие между состоянием моря и парусом символизирует противоречие между человеческой личностью и течением его жизни. Человек вечно стремится к постижению окружающего мира, постижению истины. Он не знает счастья ни в покое, ни в буре. Он постоянно не удовлетворен жизнью и не может долго находиться в одном каком-либо состоянии. Закон его жизни — движение вперёд, борьба с внешним и внутренним несовершенством. Вечный поиск, вечная неуспокоенность и есть смысл жизни человека.


V. Сопоставление стихотворения и картины М.Ю.Лермонтова «Парус».

Поэт рисует словами, вызывая картину в нашем воображении. Художник рисует картину красками. Посмотрим, как изобразил одинокий парус Лермонтов акварелью.


— Прочитаем стихотворение ещё раз (…)

В стихотворении яркая картина: белый парус, голубой туман моря, игра лазурных волн, золотые лучи солнца, свист ветра. Складывается ощущение движения, красоты, стремительности, порыва.

Есть ли такое ощущение в акварели Лермонтова? (Пожалуй, нет. Возможно дело в качестве репродукции. Но картина стихотворения трогает и волнует больше.)

Вывод. Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Парус» не только о море и мятежном парусе, но и о человеке – гордом, одиноком, мятежном, о таком человеке, каким был и сам поэт.

Домашнее задание.

  1. Выучить наизусть стихотворение «Парус».

  2. Письменно ответить на вопрос: «Какого эффекта достигает поэт, обращаясь к инверсии в стихотворении «Парус».


Литература

  1. Литература. 6 класс: Учебник-хрестоматия для общеобразовательн. учрежд. / Под ред. В.Я.Коровиной.- М.: Просвещение, 2010.

  2. Н.В.Егорова. Поурочные разработки по литературе. 6 класс — М.:Вако,2007.

  3. Литература: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы / Э.Л. Безносов, Е.Л.Ерохина и др. – М.: Дрофа, 1999.



скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: