МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа»
филиал в селе Новокленское
Первомайского района
Тамбовской области
УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ
по повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие…» и двухсерийному художественному фильму «А зори здесь тихие…» в постановке советского кинорежиссёра Станислава Ростоцкого
Подготовила
учитель русского языка и литературы
МУХОРТОВА РИММА ВЛАДИМИРОВНА
2012 г
У повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие…» необычная судьба. В 1969 году она была напечатана в журнале «Юность» и сразу получила читательскую оценку: «Это стоит прочесть». Популярность у читателей была лишь началом успеха книги. Вскоре в репертуаре многих театров появились и с успехом пошли спектакли, поставленные по повести Бориса Васильева. А в 1972 году состоялась премьера двухсерийного художественного фильма «А зори здесь тихие…» в постановке известного советского кинорежиссёра Станислава Ростоцкого. Фильм сразу и прочно завоевал зрительскую популярность и тем, что точно и подробно передавал содержание полюбившейся повести, и тем, что актёры, сыгравшие шесть главных ролей фильма, заставили зрителей увидеть в знакомых уже героях настоящих живых людей, проникнуться их печалями и радостями, их любовью и болью.
В чём же секрет успеха повести, её редкой и счастливой судьбы? Может быть, в необычном содержании, остром сюжете? Однако сюжет довольно прост.
Май 1942 года, идёт война, но её главные дороги далеки от затерявшегося в северных лесах и болотах железнодорожного разъезда, который лишь «на всякий случай» охраняют два зенитных пулемёта и при них девушки-зенитчицы во главе с комендантом-старшиной.
Случайно одна из зенитчиц увидела в лесу двух фашистских диверсантов, направлявшихся, очевидно, для диверсии на Беломоро-Балтийский канал. На перехват диверсантам отправляется маленькая группа, состоящая из пяти девушек и старшины Васкова. Во время преследования оказалось, что диверсантов не двое, это целый отряд хорошо вооружённых фашистов. И пришлось маленькой группе вступить в неравный бой…
Должны ли были девочки, которые в общем и не умели воевать, вступать в бой с опытным врагом, нельзя ли было отступить, ведь где-нибудь диверсантов всё равно бы остановили? На эти вопросы есть только один ответ: они защищали свою Родину.
Повесть и фильм отличают человечность и суровая мужественная правда о войне. Как страшное выражение её сути — гибель девушек, рождённых для любви, материнства, мирных забот и трудов и ушедших защищать свою Родину. В ненависти к фашизму и любви к Родине истоки героизма, отсюда начинается путь к подвигу. Эта идея выражена в повести и в фильме без ложной патетики, плакатности, высоких слов. Удивительно органично соединились в ткани повествования поэзия и проза, юмор и драма, романтика и реализм. Отсюда своеобразие произведений писателя Бориса Васильева и кинорежиссёра Станислава Ростоцкого «А зори здесь тихие…».
Почти 45 лет прошло с момента выхода повести и 40 лет—со времени появления фильма. Немалый срок, во всяком случае достаточный, чтобы талантливое произведение стало достоянием истории. Однако фильм и книга по-прежнему привлекают внимание читателей и зрителей, особенно молодёжи, волнуют их сердца, горячо обсуждаются. Одна из причин такой популярности произведения в актуальности поставленных в нём проблем, проблем, которые важны и для нашего современника. Это проблемы войны и мира, преданности Родине и патриотизма, проблемы добра и зла, человеческой памяти, это проблемы прошлого и будущего, жизни и смерти.
«А зори здесь тихие…» — первая книга Бориса Васильева о войне. Как отмечают критики, она была написана на одном дыхании. За каждой строкой повествования — личный опыт писателя. В первый же месяц войны семнадцатилетний Борис Васильев записался добровольцем в комсомольский батальон, дважды попадал в окружение, боролся с десантниками и диверсантами, командовал зенитчицами.
Позднее, уже будучи писателем, он вспоминал: «Гибель женщин… Символ самого страшного, что Родина положила во имя победы. К смерти мужчин привыкли, пусть и горькая это привычка… Смерть женщин на войне — это общечеловеческая трагедия. Убивали девчонок, которые доводили меня тогда в зенитно-пулемётном училище до белого каления. Я был их старшиной. Учил строевой, водил обмундировываться, мучительно краснел, видя, как они развешивают выстиранное бельё, и по-мальчишески не прощал им этого смущения. А потом они гибли в боях… Об этом я и хотел сказать в своей первой военной повести. Дело тут не в сюжете. Дело в „сверхзадаче», которая вырастала из сюжета. Осознав её, я мог писать „Зори»».
Читатели и критики иногда упрекали Бориса Васильева в жестокости к своим героям, в намеренном желании трагически закончить рассказ. Писатель так объяснял свою творческую позицию: «Сочинять счастливые концовки, не отвечающие логике идеи и характера, щадить эмоции, усилия читательской души — значит лгать. Искусство не прощает лжи. Я задыхался порой от душевной боли,., но писал. Нельзя забывать, что мы, пишущие о войне, пишем о трагедии, каким бы оптимизмом она ни была проникнута… А война не бестселлер, не вестерн. Здесь речь идёт не о развлечении, а о жизни. Я не зная, что пять зенитчиц должны погибнуть. Было пять девушек и шестнадцать фашистов.
Не я — они убили их. Потому что таковы обстоятельства. Потому что такой ценой давалась победа».
Роль искусства, литературы в жизни общества — проблема вечная, всегда актуальная, находит в Борисе Васильеве активного и последовательного выразителя. «Может быть, я максималист, но задачу искусства я вижу в стремлении помочь человеку жить. Оно должно делать добро».
ВОПРОСЫ И ЗАНИЯ
2-3. В деревенском доме
4. Танцы
5. Как хочется быть красивой
6. Воспоминания; Рита с мужем и ребенком
7.Бой ведут зенитчицы
8. Поисковая группа уходит на задание
9. Переправа
10. Соня Гурвич
11. Соня Гурвич и Васков
13. Васков и Галя Четвертак
17. Лиза Бричкина и Васков
18. Лиза возвращается на разъезд за помощью
20. Рита Осянина и Женя Комелькова
19. Лиза гибнет в болоте
|