Уроки литературы для 10 класса «Усилить бой бестрепетных сердец»











Уроки литературы для 10 класса

«Усилить бой бестрепетных сердец»












Учитель МОУ СОШ№14

г. Белая Калитва

Митрофанова И.Н.




Цели уроков:

создать условия для понимания обучающимися своеобразия мироощущения и поэтического мастерства Ф.И.Тютчева и А.А.Фета посредством исследования их жизни и творчества, сопоставления художественных произведений и создания видеопроектов.

Задачи:

  • Создать пространство эмоционально-ценностной комфортности и мотивации деятельности

  • Создать условия для развития способностей обучающегося сравнивать, сопоставлять, анализировать, синтезировать и т.д.

  • Осуществить реализацию диалогового подхода в соотнесении информационного и практического опыта

Тип урока: комбинированный (изучение историко-литературного материала и художественного произведения).

Форма урока: эвристический семинар.

О, вещая душа моя!

О, сердце, полное тревоги!

О, как ты бьешься на пороге

Как бы двойного бытия.

3 урок Этапы биографии и творчества А.А. Фета

Цель урока: познакомить с основными этапами жизни и творче­ства АА. Фета.

Оборудование: презентация в программе POWER POINT , библиотека в программе POWER POINT, сборники стихов, запись романса П.И. Чай­ковского на слова А.А.Фета «На заре ты ее не буди…».

Метод: сообщения учащихся с чтением стихов поэта. (Уроки по изучению творчества А.А. Фета лучше всего построить как перепле­тение интереснейших моментов его биографии с анализом лирики, которая внешне с жизнью поэта никак не связана.)

Эпиграфы: И пока святым искусством Радуется свет, Будет дорог нежным чувством Вдохновенный Фет.

К. Фофанов

Но в стихе умиленном найдешь

Эту вечно душистую розу…

А.А. Фет

Он — высокий, высочайший авторитет в поэзии, в искусстве, в мысли.

В. Брюсов

Громадность философии Соловьева и Фета вне сомнений, их музыку слушаем мы на земле, а любви их нет границ…

А. Блок

Ход урока

  1. Урок целесообразно начать с просмотра выполненных ребятами работ

  2. Переход к основной теме урока. Слово учителя.

Звучит романс П. И. Чайковского на слова А.А. Фета «На заре ты ее не буди » (Этот романс настраивает учащихся на определенное вос­приятие лирики Фета).

И личность, и судьба, и творческая биография А.А. Фета не­обычны и полны загадок, некоторые из них до сих пор не разгада­ны. Чистая поэзия, далекая от реалий жизни, тонкий лиризм и жизненный практицизм, жизнь поэта полная драматизма и проти­воречий, часто неожиданная в своем движении и переходах — все эти парадоксы переплетаются в одном человеке, вызывая к нему неоднозначное отношение.

Популярность Фета и сейчас велика. Современный читатель несо­мненно испытывает интерес к его стихам. Как это соотнести с неприятием поэзии Фета демократическим читателем в 60-е годы XIX века.

А может быть, не давать однозначный ответ, а просто вчитываясь в музыкальные строки и размышления над фактами жизни, любви и смерти, как непостижимыми тайнами природы к человеческой сущности. Каждому постараться найти ответы в стихах поэта на многие волнующие вопросы бытия.

Нельзя говорить о своеобразии творчества А. Фета, не рассказав его жизни.

III. Сообщение учащегося. презентация в программе POWER POINT в процессе работы учащиеся составляют таблицу

Даты

Города

События

Знакомства и встречи














































































Афанасий Афанасьевич Фет (Шеншин) родился 29 октября ( новому стилю 10 ноября) 1820 года в Орловской губернии, недалеко от города Мценска. Отец будущего поэта был человеком сдержанным, суровым по отношению к жене и детям.

Мать Фета, в девичестве Шарлотта Беккер, принадлежала рождению к немецкой зажиточной бюргерской семье. После npинятия православия она получила имя Елизавета Петровна. Таинственна история ее замужества. Шеншин был вторым ее мужем. 1820 года жила она в Германии, в Дармштадте, в доме отца. Видимо уже после развода с первым мужем, Иоганном Фетом, она встретилась с сорока четырехлетним Афанасием Неофитовичем Шеншиным. Он ее привез в Россию. Влюбленность Афанасия Неофитовича прошла так скоро, словно ее и не было. Мать покорно смирилась, и только все чаще болела. В детстве Фету было о чем задуматься, чему печалиться. Но было и хорошее, пожалуй, хорошего бы больше, чем плохого.

Многие из первых учителей Фета оказались недалекими в том, что касается книжной науки. Но была другая наука — естественно непосредственно-жизненная. Более всего обучала и воспитав, окружающая природа и живые впечатления бытия, воспитывал и уклад крестьянского, сельского быта. Это, безусловно, важнее книжной грамоты. Это грамота практическая и действующая глубоко и на всю жизнь. Счастлив человек, с юности постигший ее. Особенно счастлив, если его жизненное призвание — поэзия!

Афанасий Фет с 14 лет обучался в пансионе Крюммера в гoрода Дерпт. В пансионе были любимые учителя, живое стремление знаниям. Здесь поэт многому научился, многое узнал. И это были знания на всю жизнь. Они оказали большую помощь в его литературных и поэтических трудах. Хорошие знания немецкого языка, которым Фет обязан был не только матери, но и пансиону, позволило ему позднее переводить немецких поэтов, в частности любимого им Гейне.

С 1834 по 1844 годы учился в Московском университете. Ceрьезные занятия поэзией начинаются уже на первом курсе. Стихи записывал в специальную для того заведенную «желтую тетрадИС5ли Поэтическая судьба Фета счастливая; великий Пушкин первым с крыл ему радость поэзии, а великий Гоголь благословил на служение ей. В это же время будущий поэт сблизился со студентом- однокурсником Аполлоном Григорьевым. Это был незаурядный молодой человек, а впоследствии талантливый поэт и критик. В доме Григорьева собиралась талантливая университетская молодежь. Вокруг Григорьева и Фета образуется не просто дружная компания собеседников, но род литературно-философского кружка.

В пору пребывания в университете Фет выпустил первый сборник своих стихов. Назывался он несколько затейливо: «Лирический пантеон». Этот сборник вышел в конце ноября 1840 года без имени автора, с одними инициалами: «А.Ф.»

Эта книга во многом еще ученическая. В ней заметно влияние самых разных поэтов, русских и западных, словом, книга звучала многими непохожими друг на друга голосами. Для сборника сочи­нений очень молодого еще поэта это довольно обычное явление.

В сборнике наибольшее предпочтение отдавалось двум жанрам: балладе, столь излюбленной романтиками («Похищение из гарема», «Замок Рауфенбах» и другие), и жанру антологических стихов, то есть стихов по теме или манере близких к античным. Стихи антоло­гического рода особенно удавались Фету, и зрелому, и молодому. В первом сборнике поэта уже виден почерк мастера: все здесь просто, ясно, точно. При этом какие выразительные детали, какую зримую картину они создают!

Уж, серпы на плеча возложив, усталые жницы

Звонкою песней своей оглашают прохладное поле;

Ландышем пахнет в лесу; там, под оврагом, березы

Рдеют багрянцем зари, а здесь, в кустарнике мелком

Звонко запел соловей, довольный вечерней прохладой

Верный конь подо мной выступает медленным шагом,

Шею сгибая кольцом и мошек хвостом отгоняя.

После выхода «Лирического пантеона» два крупнейших журнала 40-х годов -«Москвитянин» и «Отечественные записки» стали охот­но печатать его стихи, а некоторые стихи, как образцовые, попада­ют в известную в то время «Хрестоматию» А.Д. Галахова, первое из­дание которой вышло в 1843 году.

В этих журналах с 1841 и по 1845 годы (до поступления на воен­ную службу) напечатано восемьдесят пять стихотворений, в том чис­ле и хрестоматийно известное теперь «Я пришел к тебе с приветом…»

В жизни поэта в этот период было много испытаний и потрясений, но в своих решениях он оказывался непреклонен: «…в жизни всегда заботило меня будущее, а не прошедшее, которого изменить нельзя».

В годы военной службы у Фета были и подлинные радости — вы­сокие, истинно человеческие. Это встреча с Марией Лазич. (Она стала героиней его любовной лирики). Мария Лазич была одарена глубоким и тонким поэтическим чувством, знала поэзию и понима­ла ее. Она знала и любила стихи Фета. Поэт не мог не оценить это­го. «Ничего, — писал он, имея в виду свои отношения с Лазич, — не сближает так, как искусство вообще — поэзия в широком смысле «лова. Такое задушевное сближение само по себе поэзия».

Но отношения их закончились трагически, этому были причи­ной многие обстоятельства. После трагической кончины Марии Лазич к поэту в полной мере приходит осознание любви, любви неповторимой и единственной. Теперь он всю жизнь будет вспоминать, будет говорить и петь об этой любви — высокими, прекрасными, удивительными стихами. Уже на склоне лет в одном из лучших своих стихотворений — «Alter Ego» (Другой (второй) я (лат.), — Фет кажет:. …» та трава, что вдали на могиле твоей, Здесь на сердце, чем старее оно, тем свежей.. ».

«В этих словах, — считает критик Н.Н. Страхов, — и молодая любовь, и смерть, и долгие годы, прожитые после этой смерти, и далёкая могила, и старое сердце, давно ставшее могилой любимого существа, могилой вечно свежей, даже вечно свежеющей. Прелесть этого смелого, но простого чувства, бесконечная нежность, которого с годами все глубже, все светлее, но горит, как в первую минуту»




IV. Слово учителя.

Биография поэта — это прежде всего его стихи. Мы уже отчасти говорили о стихах Фета, но не останавливались на них подробно. Это будет на двух последующих уроках.

.

Домашнее задание.

  1. отметить особенности жизненного пути А.А.Фета.

  1. Выучить 2 стихотворения наизусть (по выбору учащегося! Предлагаются следующие стихи: «Печальная береза», «Чудесная картина», «На заре ты ее не буди…», «Я пришел к тебе с приветом», «Шепот, робкое дыханье», «Что за ночь», «Ласточки пропали», «Ты отстрадала», «Это утро, радость эта…», «Учись у них — у дуба, у березы», «Я тебе ничего не скажу».



4 УРОК Основные мотивы творчества А.А. Фета

Задачи::

  • Создать пространство эмоционально-ценностной комфортности и мотивации деятельности

  • Создать условия для развития способностей обучающегося сравнивать, сопоставлять, анализировать, синтезировать и т.д.

  • Осуществить реализацию диалогового подхода в соотнесении информационного и практического опыта

  • Способствовать наращиванию опыта сотрудничества в парах

Оборудование: презентация в программе POWER POINT , библиотека в программе POWER POINT, сборники стихов, тренажеры flah, слайды в программе smart/

Ход урока

I. Актуалазация полученных прежде знаний. Слово учителя.

Биография поэта — его творчество. В стихах Фета современники «вычитывали» человеческие откровения и тайны. В Фете, как и Тютчеве, они видели поэта, «осмеливающегося заглянуть в глубину души». Поэзии Фета посвящено очень много статей.

Так В. Брюсов посвятил специальную статью «А.А. Фет. Искусство или жизнь» (1903). Эпиграфом к ней были слова Фета: «Стану буйств я жизни живым отголоском». По словам Брюсова, Фет прославлял величие человека: «Какие бы великие притязания ни высказывала поэзия, она не могла бы сделать большего, как выразить человеческую душу». Поэт действительно слагал восторженные гимны личности.

Два мира властвуют от века, Два равноправных бытия: Один объемлет человека, Другой — душа и мысль моя…

Судьбы поэтов во многом схожи. Поэзия для них не профессия, не будничное дело, а потребность выразить в слове свои сокровенные мысли о «вечных проблемах» человеческого бытия.

Постараемся и мы сегодня прислушаться к прекрасным строкам фетовской поэзии.

Н.Сообщение учащегося.

Звучит стихотворение «Я пришел к тебе с приветом…». Стихотворение необычное, очень близкое каждому из нас.

Любовь и природа — любимые темы А. Фета. Неброская красота русской природы отражена в поэзии своеобразно. Фет замечает не­уловимые ее переходные состояния: как художник-пейзажист, он «рисует» словами, находя все новые и новые оттенки и звуки.(работа в парах. Найти и указать стихотворения, изображающие переходные состояния природы)

Для поэта природа — источник радости, философского оптимизма и неожиданных открытий:

Прозвучало над ясной рекою,

Прозвенело в померкшем лугу,

Прокатилось над рощей немою,

Засветилось на том берегу.

(«Вечер»)

или

Какая ночь! На всем какая нега!

Благодарю, родной полночный край!

Из царства льдов, из царства вьюг и снега

Как свеж и чист твой вылетает май!

(«Еще майская ночь»)

Если сравнить его пейзажные зарисовки с картинами импрес­сионистов, то обнаружим много общего: то же стремление художни­ка обыкновенное показать необычно и ту же субъективность миро­восприятия и формы выражения. У Фета преобладают светлые, жиз­нерадостные тона. Поэт видит в природе то, что не замечали другие: он благоговеет перед печальной березой, любуется беспредельными просторами, восторгается снегом, вслушивается в тишину…

Строки стихотворений «Печальная береза…», «Чудная карти­на…» «Осень», «Я пришел к тебе с приветом…» убеждают читателей в этом. (Подготовленные заранее учащиеся читают эти стихи).

Вероятно, что Фет видел в природе то совершенство, ту гармо­нию, которой так не хватало ему в жизни, в сфере человеческих от­ношений. Ведь, как мы знаем, ему пришлось потратить много лет, чтобы вернуть себе дворянский титул и фамилию отца, достичь ма­териального благополучия, добиться признания в литературных кругах. Но он остался верен своей Музе — изящной по форме, вос­торженной по чувству, философской по смыслу. Верность природе как источнику поэтического вдохновения приветствовал Ф.И. Тют­чев в стихотворении, адресованном А.А. Фету:

Иным достался от природы

Инстинкт пророчески-слепой:

Они им чуют, слышат воды

И в темной глубине земной

Великой матерью любимой,

Стократ завиден твой удел:

Не раз под оболочкой зримой

Ты самое ее узрел.

В 50-е годы формируется романтическая поэтика Фета, в которой поэт размышляет о связи человека и природы. Фет создает целые циклы стихов «Весна», «Лето», «Осень», «Снега», «Гадания! «Вечера и ночи», «Море». Пейзажи в этих стихах выражают состояние человеческой души. Растворяясь в природе, герой Фета обретет возможность видеть прекрасную душу природы. Это счастье чувство единства с природой:

Целый день спят ночные цветы,

Но лишь солнце за рощу зайдет

Раскрываются тихо листы,

И я слышу, как сердце цветет.

Цветение сердца — символ духовного соединения с природой. Характерное состояние героя Фета — это состояние эстетической восторженности:

Как нежно содрогнулась грудь

Над этой тенью золотой!

Как к этим призракам прильнуть

Хочу мгновенного душой!

Природа помогает решать загадки, тайны человеческого бытия

Через природу Фет постигает тончайшую психологическую правду о человеке. В этом смысле характерно стихотворение «Учись у них — у дуба, у березы»:

Кругом зима, жестокая пора!

Напрасные на них застыли слезы,

И треснула, сжимаяся кора.

Все злей метель и с каждою минутой

Сердито рвет последние листы,

И за сердце хватает холод лютый;

Они стоят, молчат; молчи и ты!

Но верь весне.

Ее промчится гений,

Опять теплом и жизнию дыша,

Для ясных дней, для новых откровений

Переболит скорбящая душа.

Человек глядится в природу и познает свои законы и возможности. Природа — мудрый советчик человека и лучший его наставник

О возвышающей человека правде бытия природы, о возможноссти через природу понять вечные тайны жизни — стихотворение «Есть ночи зимней блеск и сила…»

Есть ночи зимней блеск и сила,

Есть непорочная краса,

Когда под снегом опочила

Вся степь — и кровли, и леса.

Это стихотворение в большей степени о природе, но оно и о че­ловеке тоже. О высокой и таинственной близости человека и приро­ды, о посвященности человека в тайное тайных всемирного бытия.



111 Исследовательская работа: литературные пародии на стихотворение «Шепот, робкое дыханье…»

Лирическая пьеса «Шепот, робкое дыханье…» — относится к ранним стихотворениям. Стихотворение подлинно новаторское, было новым поэтическим словом как для русской литературы, так и для самого Фета. Стихотворение написано в конце 40-х годов. Впервые напечатано 1850 г. в № 2 журнала «Москвитянин».

Из всех ранних стихотворений Фета, это стихотворение самое не­обычное и нетрадиционное. И оно не могло не обратить на себя вни­мания критики — как положительного, так и отрицательного. О стихо­творении много писалось, и по разным поводам. Сочинялись пародии. Оно стало в представлении читателей и критиков «самым фетовским стихотворением», своеобразным поэтическим автопортретом.

«Шепот, робкое дыханье…» — вызвало литературный скандал.

Пародии:

1) Эротически трактовал стихотворение Фета Добролюбов в I860 г. в журнале «Свисток». Его остроумная и по-своему талантли­вая пародия на Фета:

Вечер. В комнате уютной

Кроткий полусвет.

И она, мой гость минутный…

Ласки и привет;

Абрис миленькой головки,

Страстных взоров блеск,

Распускаемой шнуровки

Судорожный треск…

Сладострастные объятья, Поцелуй немой, — И стоящий над кроватью Месяц золотой…

2) Малоприметный поэт некрасовской школы Николай Вормс в остроумной пародии показал стихотворение Фета как бессмысленный набор хаотических фраз:

Звуки музыки и трели, —

Трели соловья,

И под липами густыми

И она, и я.

И она, и я, и трели,

Небо и луна,

Трели, я, она и небо,

Небо и она.

3) Дважды пародировал стихотворение Фета Дмитрий Минаев — остроумный сатирик, блестяще владевший пером. Сохранив некоторые формальные стороны поэтики Фета, он ввел в текст мысли выражения из статей Фета:

От дворовых нет поклона,

Шапки набекрень,

И работника Семена

Плутовство и лень.

На полях чужие гуси,

Дерзость гусенят, —

Посрамленье, гибель Руси,

И разврат, разврат!..

В другой пародии Минаев сыграл на контрасте между биографией поэта и его творчеством (кавалерийский офицер 13 лет).

Топот, радостное ржанье,

Стройный эскадрон,

Трель горниста, колыханье

Веющих знамен…

Амуниция в порядке,

Отблеск серебра, —

И марш-марш во все лопатки,

И ура, ура!

Но все пародии не умаляют достоинств стихов Фета. Высоко оценили стихотворение Тургенев, Дружинин, Боткин и Достоевский. И для нас стихотворение Фета, безусловно, один из лучших образцов его лирики.

В стихотворении на первый взгляд есть только хаотический набор звуков и зрительных впечатлений, но в действительности они образуют художественно убедительную последовательность. В начале вечер, она пришла на свидание к нему, встреча влюбленных. Затем ночь, проведенная наедине в упоении любви. Наконец, утро, слез; счастья и расставанья. Фет на параллелизме построил все стихотворение: мир природы и мир человека. И хотя нет ни одного глагола) стихотворение насыщено действием. Стихотворение построено на одних назывных предложениях.. Ни одного глагола. Только предметы и явления, которые называются одно за другим: шепот — робкое ды­ханье — трели соловья «… Но все предметы существуют не сами по себе, а как знаки чувств и состояний. Называя ту или иную вещь, по­эт вызывает в читателе не прямое представление о вещи, а те ассо­циации, которые привычно могут быть с нею связаны. Главное смы­словое поле стихотворения за словами. Основная тема стихотворе­ния — чувство любви. Чувство тончайшее, словами невыразимое, не­выразимо сильное. Так о любви до Фета еще никто не писал.

Стихотворение в стиле импрессионизма.

(Импрессионизм в поэзии — это изображение предметов не в их целостности, а в мгновенных, случайных снимках памяти; предмет не изображается, а фиксируется обрывками, и не складывается в цельную картину).

В стихотворении не плотская, а духовная любовь, на что указы­вает и финал стихотворения. Как всегда у Фета, он очень значим и истинно завершает лирический сюжет. Последние слова стихотво­рения — И заря, заря… — звучат не в ряду с другими, а выделено. За­ря — это не очередное явление, а сильная метафора и сильная кон­цовка. В контексте стихотворения заря — высшее выражение чувст­ва, свет любви.

В языке стихотворения можно отметить наряду с метафорой за­ря, серебро ручья эпитеты: робкое дыханье, пурпур розы, дымные туч­ки, волшебные изменения лица; олицетворение: сонный ручей. Стихотворение написано хореем, женская рифма придает мелодичность и выразительность.

Интересно полное бессоюзие в первых двух строфах, передаю­щее динамику происходящего и, как бы завершая сцену свидания в последней строфе тройное употребление союза и снимает напряже­ние в динамике и вводит спокойную мелодику, передающую со­стояние души влюбленных.

Далее ученики могут устно или письменно ответить на вопросы:

  • Какое содержание доносит это стихотворение в пределах исключительно малого объема строк?

  • Какова степень подробности описаний происходящих из­менений в мире природы?

  • Как переданы изменяющиеся отношения влюбленных?

  • Имеется ли логическая связь и непрерывность в цепи на­рисованных картин?

  • В чем, на ваш взгляд, состоит необыкновенность формы этого стихотворения?

  • Как поэту удается передать — без единого глагола процесс изменений в природе и душевном состоянии человека?

  • В чем вы видите своеобразие лексического, грамматиче­ского и синтаксического строя стихотворения?

  • Какую роль играют в стихотворении долгие и короткие паузы? Где вы могли бы их расставить?

  • Какая нагрузка падает на последнюю строку стихотворения? В чем заключается многозначность повторяющегося слова «заря»?

  • Какие стилистические особенности стихотворения метко подмечены пародистами?

  • Чем можно объяснить редкостный шум вокруг «тихого» стихотворения? Полярность оценок?

  • Что дало основание М.Е. Салтыкову-Щедрину говорить о «благоуханной свежести», а Л.Н. Толстому о мастерстве?

Домашнее задание.

  1. Сравнить стихи Фета с произведениями Тютчева.

  2. Вдуматься в стихи Тютчева о Фете («Иным досталось от природы…») и суждениях Фета об авторе «Фонтана» (в статыстихотворениях Ф.Тютчева»)

  3. создать видеоклип наиболее близкого вам стихотворения Фета, передав подбором зрительного ряда, музыки, чтения ваши впечатления («Заря прощается с землею», «Это утро, радость эта»)
























5 урок «…Безумная душа поэта еще любить осуждена…» Любовная лирика Ф.И.Тютчева и А.А. Фета

Цели: углубить представление учащихся о соотношении лирического героя и биографического автора, образа и прототипа,. создать условия для понимания ценности и хрупкости этого чувства, испытываемого каждым по-разному, показать своеобразие стиля каждого автора.

Ход урока

1 Стадия вызова.

Обращение к теме урока .

? Какие слова кажутся вам наиболее выразительными, возможно, вызывают протест, удивление? Почему?

Как, по вашему мнению любят поэты?


III. Слово учителя.

По-пушкински возвышенными и мудрыми были стихи Фета о любви. Не случайно многие из них стали романсами, исполнение которых и сейчас рождает гамму чувств в душе каждого человека. Почти все стихи о любви написаны от первого лица, в форме моно­лога, как воспоминание о любви, оставшейся в прошлом:

Где ты?

Ужель, ошеломленный,

Кругом не видя ничего, вставший, вьюгой уделенный,

Стучусь у сердца твоего?…

Как и у других поэтов, в жизни Фета были конкретные встречи с необыкновенными и все-таки земными женщинами, вдохновив­шими на создание стихов. Поэт в своих стихотворениях воспевал женскую красоту. Особенно ярко эта фотография женской красоты воплощена в стихотворении «Призыв к любимой Бетховена»:

(Подготовленный учащийся читает стихотворение).

С опорой на эту фотографию красоты Фет создает в разные го­ды целый цикл лирических посланий, адресованных С. Толстой, Т.Кузминской, сестре С.А. Толстой, Е. Хомутовой, Н. Сологуб и многим другим женщинам.

Так С. Толстая была ценима Фетом не только как женщина, ак жена Л. Толстого, но и как идеальная-читательница его стихов. Она воспринимала их сердцем, иногда вопреки своему строгому контролеру-разуму. 22 мая 1891 года она записала в дневнике: «Был Фет с женой, читал стихи, — все любовь и любовь… Ему 70 лет, но своей вечно живой и вечно поющей лирикой он всегда пробуждает во мне поэтические и несвоевременно молодые мысли и чувства. Но пусть несвоевременно, но все же хорошо и невин­но». Стихи Фета приходили Софье Андреевне на память по самым Разным поводам. «Люблю весну», — записала она в дневнике 14 апреля 1905. И тут же привела стихи Фета о весне: «ты нежная, ты счастье мне сулила на этой суетной земле».

Фет был знаком и с сестрой Софьи Андреевны, Т.А. Кузминской.

Впервые Татьяна Андреевна увидела поэта у себя дома, когда ей было

15-16 лет. Потом были встречи еще — уже со взрослой женщиной.

Встречи эти, вероятно, были очень памятны. И был важный эпизод в

«этической биографии Фета, связанный с Татьяной Андреевной.

МУ он посвятил свое стихотворение «Сияла ночь».

Стихотворение это — одно из лучших лирических произведений °эта, это один из лучших образцов русской любовной лирики.

Прочтем его (учитель или один из учеников читает).

Стихотворение понравилось Л. Толстому: «Эти стихи прекрасны, казал он, — но зачем он хочет обнять Таню? Человек женатый…».

Однако стихотворение не документ. Оно вдохновлено реальны! жизненным случаем, но не является его зеркальным отражением. 1 конечном счете стихотворение это — не о чувстве Фета к милой мо| лодой Танечке Берс (впоследствии, по мужу^ Кузминской), а о вья сокой человеческой любви.

Как всякая истинная поэзия, поэзия Фета обобщает, и возвы! шает, и уводит в большой человеческий мир. Стихотворение «Сия ла ночь…» в восприятии читателя оказывается одновременно и вош полнением поэта, и собственным читательским воспоминанием Каждое слово стихотворения говорит нам, читателям, о знакомом; близком прекрасными, будто неведомыми словами.

— Что является темой стихотворения?
(В стихотворении две основные темы — любовь и искусство,

эти темы написаны многие стихи Фета. В этой лирической пьесе т мы слиты воедино. Любовь для Фета — самое прекрасное в человек ской жизни. И искусство — самое прекрасное. Значит, стихотворен о вдвойне прекрасном, о самой полной красоте).

— Какие картины вы представляете, читая стихотворение?
(Картина, которой открывается стихотворение, ощутима чувс,

вами и незабываема. Живо представляется затемненная гостиная, а ее окнами сад — полный ночной свежести, лунного света и сияния. Он} шишь музыку, хотя о музыке в первой строфе прямо ничего не говорш ся. Зато говорится о рояле: «Рояль был весь раскрыт, и струны в я< дрожали…». За этим образом мы не только видим сам рояль но и сл> шим звуки, которые из него исходят. Поэт рисует предмет и, подт, кивая наше воображение, заставляет нас увидеть и услышать то, ч, с ним связано. Мы сами это услышали, поэт еще не говорил нам об это. Мы читатели, благодарны поэту, что он совершает такое чудо: з< ставляет нас услышать без прямых словесных обозначений).

— Кому относятся заключительные слова стихотворения?
отдельному человеку? К женщине?

(Такое понимание было бы не полным и, значит, не совсем верны У Фета существуют воедино и «рыдающие звуки», и любовь, и женщ< на. Все это — явления прекрасного. Веровать в это прекрасное, люби, прекрасное-высокое счастье поэта и высшая его цель. Поэтому cm такого рода — многозначные, музыкальные — не могут восприниматы слишком прямолинейно. Они нуждаются не в бытовом, а в поэтич ском восприятии. При этом смысловой единицей поэтического те, ста Фета является не отдельное слово и даже не отдельные слова выражения, а весь ближний и дальний контекст


Свежие документы:  Художественное изображение Великой Отечественной войны на примере романа Ю.В.Бондарева "Горячий снег" 11 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: