Внеклассное мероприятие по Литературе «Два «Признания»» 9 класс


1001 идея интересного занятия с детьми


Два «Признания»

/ урок-мастерская по стихотворениям А. Пушкина и Е. Баратынского в 9 классе/


Гладышева Елена Николаевна, СОШ №1 , учитель русского языка и литературы, с. Мамонтово, Алтайский край


Предмет: литература

Возраст детей: 15 – 16 лет

Место проведения: класс


Цели и задачи:

  • развитие навыков лингвистического анализа поэтического текста

  • формирование умений мыслить нестандартно, высказывать своё мнение, сравнивать, делать выводы

  • воспитание вдумчивого отношения к поэтическому слову и любви к поэзии (на примере творчества А. Пушкина и Е. Баратынского)


Оборудование: ксерокопии текстов стихотворений (следует заметить, что для анализа на уроке взято «Признание» Баратынского, датированное 1823 г.), набор «Приложений», аудиозапись (вальс Е. Доги из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь»)

Эпиграф: «Всякое стихотворение – это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение» (А.А. Блок.)


1.Этап «эмоционального поглаживания»

Звучит музыка. Перед прослушиванием уч-ся получают задание: «Подумайте, какие признания могли быть сделаны под такую музыку»

Оказывается, самые разные: признание в любви – и в скорой разлуке, в искренней преданности – и в предательстве…

Итак, признания бывают холодные, ранящие, даже убийственные, а могут быть чистыми и светлыми, пронзительными и нежными, как любовь, поэзия, музыка – как сама жизнь…

Далее уч-ся предлагается записать в тетрадь само слово «признание» и подобрать к нему несколько слов-ассоциаций. (Таким образом, начинает работу «Банк данных», к которому уч-ся будут обращаться на протяжении всего урока). Ассоциативные цепочки зачитываются в классе; по желанию даётся комментарий к услышанному.

2.Целеполагание.

Знакомство с эпиграфом к уроку.

— Судя по словам А. Блока, о чём мы сегодня будем говорить? /о стихах, о поэзии/

— Зачем люди пишут поэтические признания? / чтобы раскрыть себя, рассказать о чём-то важном, волнующем/

— Что нам поможет вслушаться и понять «Признания» Пушкина и Баратынского? /«острия» слов в поэтическом тексте/

— Сегодня мы попытаемся найти эти слова-«звёзды», чтобы приподнять покрывало поэтической тайны.

3.Восприятие произведений

(Выразительное чтение наизусть стихотворений подготовленными уч-ся)

4.Изучение художественного текста (Сопоставительный анализ 2-х «Признаний»)

— Какова тема стихотворений? /признание/

— В чём признаются в стихотворении Пушкина? /в любви/

— А у Баратынского? /в нелюбви (отсутствии любви)/

— Каково в связи с этим эмоциональное содержание стихотворений?

/В пушкинском «Признании» обилие «тёплых» слов: здесь есть и любовь, и умиленье, и отрада, лёгкий шаг, девственный голос…У Баратынского тоже есть подобные слова (прекрасный огонь, любовь, милый образ, мечтанья), но всё, что они символизируют, для героев уже в прошлом; а здесь и сейчас преобладают «холодные» слова: присутствует разлука, бушуют жизненные бури, в сердце «хлад печальный», нежность притворная, воспоминания безжизненны/ (Темы и эмоционально окрашенные слова заносятся в «Банк данных»)

— Уточните, кто переживает эти чувства – Он или Она?

В тетрадях делается запись Лирический герой. Начинается работа в группах. Каждая группа получает необходимые материалы (см. раздел «Оборудование»).

— Найдите в обоих стихотворениях глаголы-«ключи» (или глагольные формы), которые помогли бы «открыть» сердца героев.

Возможные находки:

Пушкин Баратынский

Лирический герой

люблю (дважды) не скрою

бешусь не пленён

признаюсь развлёкся

сказать желаю погас

теряю ум не буду любить

любуюсь не забудусь

не смею требовать грущу

обманываться рад не дадим воли

не властны


/Когда в группах пройдёт обсуждение найденного материала, предлагается выбрать и записать из каждого стихотворения 3-4 «говорящих» глагола, а затем составить небольшой текст о лирических героях, используя по возможности все выбранные слова. Здесь следует индивидуальная работа. Полученные тексты прочитываются для всех. Если что-то понравится из услышанного, пусть дополнят свои записи. Вот что получалось.

У Пушкина герой искренне любит свою избранницу (дважды повторяется глагол «люблю»). Герой Баратынского ещё помнит о прошлой любви и тем не менее добровольно отказывается от своих чувств (не случайно так часто встречается в тексте частица не: не пленён, не буду любить, не забудусь, воли не дадим…). Отсюда и особая холодность, внутренняя отстранённость лирического героя. Если у Пушкина Он умоляет, боготворит, восхищается, то у Баратынского приказывает, заставляет, требует./

Далее снова идёт групповая работа.

— Проследите с карандашом в руке, как в душе каждого героя идёт «боренье» между чувством и разумом? Где побеждает рассудок? Где – голос сердца? К чему это приводит героев?

В результате группового обсуждения и обмена информацией между группами у каждого в «Банке данных» должна появиться примерно такая запись:


У Пушкина:

У Баратынского:

«Пора, пора мне быть умней//Но узнаю по всем приметам //Болезнь любви в душе моей»

«Когда я слышу из гостиной//Ваш лёгкий шаг и платья шум…//Я вдруг теряю весь свой ум»

«…Я сам обманываться рад!»

Здесь герой выбирает «болезнь любви». Несмотря на сомнения, тревоги, душевные муки, он стремится к счастью, ждёт его, дорожит им. Самообман в любви ему дороже холодного рассудка.

«Подругу без любви, кто знает? изберу я//На брак обдуманный я руку ей подам…»

«Душевным прихотям мы воли не дадим»

«Печаль бесплодную рассудком усмири…»

Герой сам отрекается от счастья, предпочитает ему размеренную жизнь, защищённую от сердечных бурь и душевных потрясений.

— В каком временном пространстве живут герои? Что для них воспоминания, а что реальность? Как соотносятся в жизни героев прошлое и настоящее? Что каждый ждёт от будущего?

/ Как правило, уч-ся безошибочно определяют, что пушкинский герой живёт здесь и сейчас (все глаголы стихотворения в форме настоящего времени). Каждое мгновение рядом с любимой для него целая жизнь, поэтому прошлое и будущее вытеснены настоящим.

У Баратынского герой даёт оценку прошлому, анализирует настоящее и даже пытается подготовить почву для будущего. Спокойное, просчитанное до мелочей движение по течению времени – вот внутренняя установка героя: в будущем, как и в настоящем, для него уже всё известно и предопределено./

— Любое художественное произведение диалогично. Диалог может существовать как в самом тексте, так и в подтексте, когда адресат послания явно подразумевается. Попробуйте описать характер диалога в каждом стихотворении. Какова его роль в раскрытии взаимоотношений между его участниками?

/ Вновь работа в группах. После того как обмен мнениями состоялся, каждая группа выбирает одну, особенно интересную версию и озвучивает её перед всеми. Так «Банк данных» пополняется новой информацией.

Пушкинский герой боготворит возлюбленную, обращается к ней только на «вы». Так страстно и так трогательно можно говорить лишь с той, чьё внимание и ответные чувства хотят возбудить. Герой Баратынского не ищет любви; наоборот, он пытается всеми силами как можно скорее освободиться от всего, что ещё связывает их с героиней. Вступая с ней в диалог, герой спешит подчеркнуть, что между ними давно ничего нет, они чужие друг другу. Отсюда и холодный тон, переданный через повелительную форму глаголов, которые преобладают в обращениях к теперь уже бывшей возлюбленной: не требуй, удали (мечты), не завидуй, избери, утоли, не вступай./

Но вместе с тем за этой холодностью скрыта глубокая печаль: герой хотел бы любить, но разочарование сильнее…

— Всё, что происходит с героями и вокруг них – это отражение их душевных переживаний. Предлагаю записать начало фразы «Душа лирического героя подобна…», а затем продолжить её по-своему, употребив любой из предложенных зрительных образов (см. «Приложение №1»).

/ На работу даётся время, после чего каждой группе необходимо сформулировать два, наиболее удачных тезиса, предложенных в обсуждении, и познакомить с ними всех. По высказанным тезисам могут дать комментарий или задать вопросы участники других групп.

Вот лишь две из предложенных на уроке формулировок:

Душа лирического героя Пушкина подобна прекрасному живому цветку; он настолько же красив, насколько чудесно то чувство, которое живёт в сердце влюблённого.

Душа лирического героя Баратынского подобна погасшему костру. Внутри у него всё пусто, всё сгорело: вместо живого пламени – холодный пепел, вместо мечты – отчаяние, вместо любви – тоска и одиночество.

— Перед кем раскрывает душу лирический герой каждого стихотворения?

/перед той, которую любит или любил когда-то/

— Создайте словесные портреты героинь обоих стихотворений, выделив в текстах значимые детали.

/ Продолжение групповой работы, в ходе которой нужно не только увидеть ключевые слова, но и подготовить собственный комментарий к отобранному материалу./

Пушкин Баратынский

Возлюбленная

мой ангел (дважды) милый образ

лёгкий шаг неверная тень

платья шум

голос девственный,

невинный

бледная рука

прилежно сидите,

склоняясь небрежно,

глаза и кудри опустя

слёзы в одиночку

взгляд, который всё может

выразить так чудно


— Какие впечатления оставил у вас каждый образ? / Идёт обмен наблюдениями между группами. Услышанная информация осмысливается, а затем заносится в «Банк данных»/

— В каком стихотворении присутствие героини более ощутимо? С чем это связано?

/ Портрет пушкинской героини осязаем; здесь есть и звуки, и движения, и даже цвет… Образ живёт, излучает внутреннюю энергетику. Пушкинские строки рождают ощущение присутствия живого человека со своим характером, настроением, эмоциями, манерами. А всё это возможно потому, что женский образ дан через восприятие безумно влюблённого лирического героя.

У Баратынского это «милый», но уже бесконечно далёкий образ. Это воспоминание из прошлого, безжизненная «неверная тень», которая вот-вот исчезнет навсегда./

— Одну и ту же мысль можно уложить и в короткое простое, и в развёрнутое сложное предложение. Каким синтаксическим конструкциям отдают предпочтение авторы стихотворений?

/ Каждая группа проводит своё наблюдение; тут же выписываются примеры-иллюстрации в «Банк данных». В ходе коллективного обсуждения группы обмениваются итогами наблюдений.

Пушкин не ограничивает себя в выборе синтаксических конструкций: развернутые сложноподчинённые и безличные предложения чередуются с короткими простыми. У Баратынского предпочтение отдаётся сложным предложениям./

— Прочитайте, что говорит о работе над созданием текста известный журналист Дон Фрай (см. «Приложение №2»). Подумайте, какая «музыка» письма создаётся Пушкиным? Баратынским? Какую роль при этом играет синтаксис стихотворений? (Продолжается работа в группах.)

/ Пушкин создаёт очень подвижную комбинацию, сочетающую в себе длинные, средние и короткие предложения. Параллельное синтаксическое построение отрезков речи придаёт поэтическому повествованию динамичность, усиливает энергию и силу утверждения мысли. Ряды однородных членов позволяют усилить ритмичность, подвижность речи. Благодаря этому текст приобретает живые интонации, звучит как взволнованная, горячая исповедь влюблённого, слышна живая музыка письма.

У Баратынского же всё иначе. Исчезли эмоционально окрашенные предложения (за исключением короткой фразы «Прощай!»), нет эмоциональных междометий, прямых обращений к возлюбленной. Вместо этого объёмные синтаксические конструкции, которые замедляют темп речи, делают повествование ровным и внушительно значимым, но в то же время и безрадостно обречённым. Так произносятся безапелляционные проповеди; между строчек отчётливо звучит поминальная песнь по безвозвратно ушедшей любви./

— В качестве итоговой работы предлагается выполнить творческое задание.

Прочитав поэтические признания А. Пушкина и Е. Баратынского…(продолжите текст, используя рубрики «Приложения №3» и информацию из «Банка данных». При составлении текста может быть использовано не более 3-х рубрик. Творческая работа проводится в течение 10-15 минут и выполняется индивидуально.)

Один из вариантов творческой работы уч-ся.

Прочитав поэтические признания А. Пушкина и Е. Баратынского, я почувствовала состояние, которое переживает человек, стоящий на распутье. С одной стороны, радостное ожидание счастья, с другой — холодная разочарованность в жизни. У Пушкина всё проникнуто светом, чистотой, дышит искренностью и любовью (мой ангел, люблю, любуюсь, умиленье, отрада). У Баратынского – пустота, одиночество, отчаяние…

Да, эти «Признания» очень разные, но в то же время они так похожи: оба живые, говорящие; только одно обращается к сердцу, а другое к разуму.

(Составленные тексты зачитываются в классе, идёт обмен мнениями. Подводятся итоги мастерской.)

5.Рефлексия.

— Вернитесь к составленным в начале мастерской ассоциативным цепочкам, отражающим ваше восприятие слова «признание». Что бы вам захотелось в них изменить, отредактировать, дописать с учётом состоявшегося разговора?

6. Домашнее задание.

Письменно поразмышлять над вопросом: «Какое признание даётся человеку легко – признание в любви или в её отсутствии?» (При ответе обращайтесь к стихотворениям Пушкина и Баратынского и материалам «Банка данных»)







Приложение № 1


Продолжите фразу «Душа лирического героя подобна…», употребив любой из предложенных зрительных образов:



живой цветок

спокойный пламень

храм оставленный

толпа звёзд

ключ отрадный

угрюмый океан

ночи тень

погасший костёр

зеркальный залив

улыбка зари

бездна моря

древо смерти

дикое ущелье

снежный прах

пепел седой и холодный



















Приложение № 2


Дон Фрай

о работе над созданием текста


« В этом предложении пять слов. А вот ещё пять слов. Предложения из пяти слов хорошие. Но несколько подряд становятся монотонными. Смотрите, что с ними происходит. Такое письмо становится скучным. Его звук становится ровно однообразным. Это звучит, как заевшая пластинка. Ухо требует от вас разнообразия.

Теперь послушайте. Я изменяю длину предложения, и я создаю музыку. Музыка. Письмо поёт. У него приятный ритм, мелодика, гармония. Я использую короткие фразы. И я использую фразы средней длины.

А иногда, когда я уверен, что читатель отдохнул, я увлеку его фразой подлиннее, фразой, полной энергии с барабанной дробью, с ударами тарелок, со звуками, которые говорят: послушай – это что-то очень важное».




Задание. Подумайте, какая «музыка» письма создаётся Пушкиным? Баратынским? Какую роль при этом играет синтаксис стихотворений?





















Приложение № 3


Творческое задание.


Прочитав поэтические признания А. Пушкина и Е. Баратынского…(продолжите текст, используя рубрики данного Приложения)


я осознал (-а)…


я увидел (-а)…


я почувствовал (-а)…


я убедился (-а)…


я проникся (-а)…


я поверил (-а) в…


я приобрёл (-а)…





















10

Свежие документы:  Конспект по развитию речи: Пересказ немецкой сказки "Три цветка"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: