Внеклассное мероприятие по Литературе «Жизнь и творчество Н.В.Гоголя» 5 – 7 класс


Урок-игра для 5 – 7 классов «Жизнь и творчество Н.В.Гоголя»


Вступительное слово ведущего.

Ребята, вы, конечно, знаете, что в этом году исполнилось 200 лет со дня рождения великого русского писателя Н.В.Гоголя, который родился 1 апреля 1809 года на Украине, в местечке Большие Сорочинцы. Имя писателя известно не только в России, но и во всём мире, его творчество любят и почитают вот уже на протяжении двух столетий.

В нашей гимназии традиционно апрель – месяц славянской культуры и письменности, и в рамках его проведения мы, конечно же, должны посвятить определённые мероприятия знаменательной дате – 200 лет со дня рождения Гоголя. В связи с этим все классы, начиная с 5-го, оформляли газеты, посвящённые страничкам биографии и творчества Гоголя; большинство ребят, готовясь в сегодняшней игре, перечитывали повести писателя, многие уже посмотрели новый художественный фильм по повести «Тарас Бульба». И сегодня мы с вами поучаствуем в игре, которая называется «Жизнь и творчество Н.В.Гоголя». Она будет проводиться в форме викторины.

Все участники распределены по 6-ти сборным командам. Викторина состоит из нескольких конкурсов:


  1. Страницы биографии Н.В.Гоголя: детство и юность.

  2. Гоголь и Пушкин. Начало творческого пути.

  3. Произведения Н.В.Гоголя.


Каждый конкурс включает в себя группу вопросов и заданий на знание биографии великого писателя, на знание текстов его произведений, на понимание и осмысление прочитанного. Каждый ответ команд будет оцениваться по 5-балльной системе членами жюри. Право первого ответа будут выбирать капитаны команд путём жеребьевки. Если команда, получившая право первой отвечать, дала неполный, неточный или неверный ответ, то право ответить, дополнить получает команда, вторая по жребию, третья и т.д. То есть на первый вопрос отвечает команда, вытащившая №1, на второй вопрос – команда с №2 и т.д. Так же викторина включает индивидуальные задания для каждой из команд. Эти задания будут оцениваться тоже по 5-балльной системе, причём баллы будут начисляться за степень верности ответа, его полноты и обоснованности.

Итак, давайте начнём наш первый конкурс «Страницы биографии Н.В.Гоголя: детство и юность». Вопрос для команды, вытащившей №1:

  1. В какой семье родился Гоголь? Кем были его отец и мать? (в помещичьей семье, отец – вышедший в отставку коллежский асессор, умелый помещик, творческий человек – писал комедии на украинском языке; мать – очень религиозная, необыкновенно добрая, умная женщина, которая сыграла заметную роль в нравственном и , в первую очередь, в религиозном воспитании сына).

  2. Вопрос общий, кто знает ответ или первыми поднимет руку:

О любви родителей Василия Афанасьевича и Марии Ивановны говорят их письма, но в большей степени романтическая история их знакомства и соединения. А кто знает эту изумительную историю? Даётся 3 минуты на обсуждение внутри команд. ( Однажды по дороге на богомолье юному Василию приснился сон: в церкви ему явилась царица небесная, которая, указав на лежащего у алтаря младенца, произнесла: «Вот твоя суженая». Назад путь лежал через хутор Яреськи, принадлежавший соседям Гоголей Косяровским. Когда хозяева вынесли показать гостям свою годовалую дочь Машу, мальчик взглянул не неё и… перед ним была его суженая из сна. С этого времени, по словам самой Марии Ивановны, Василий Афанасьевич следил за ней «во все возрасты детства»: он ездил к Косяровским в гости, играл с Машей, читал ей книги и упорно ждал, когда невеста подрастёт. Когда ей исполнилось 14 лет, молодой человек сразу явился с предложением руки и сердца, и их обвенчали. Совсем ещё юная Мария Ивановна с каждым годом всё сильнее привязывалась к мужу, которому суждено было стать её первой и единственной любовью).

3. Вопрос для команды, вытащившей № 2:

Сколько детей было в семье Гоголей? Почему будущего

писателя назвали Николаем? ( всего 8: первые двое детей в

семье не выжили. Напуганная этим мать часто ходила в

церковь святого Николы Диканьского, которая славилась

чудотворной силой исцеления и дарования жизни обречённым.

Гоголи дали слово, что если родится мальчик и будет жить,

то его в честь святого нарекут Николаем. Ч ерез год

родился младший брат Иван, потом родились ещё 4 сестры).

4. Вопрос для команды, вытащившей № 3:

Известно, что Гоголь перед тем, как поступить в Нежинскую

гимназию, вместе с братом учился в Полтавском училище, но

отец, не дав им доучиться, забрал их оттуда. Почему? (это училище представляло собой довольно жалкое заштатное заведение, учителя были полностью безразличны к своим ученикам, возглавлял училище малообразованный человек Зозулин. В классах царила атмосфера страха – учеников нещадно секли розгами за малейшую провинность – и скуки. Многие ученики оставались на 2-й или 3-й год, поэтому рядом с 9-летним Николаем и 8-летним Иваном сидели подростки 12-ти и 13-ти лет. Видя нежелание сыновей там учиться, отец и забрал их).

  1. Вопрос для команды, вытащившей № 4:

Расскажите о Нежинской гимназии высших наук: почему отец Гоголя выбрал для него именно это учебное заведение? С какой мечтой вышел Николай Васильевич из стен гимназии?(т.к. гимназия в Нежине была первоклассным учебным заведением, не многим уступающим Царскосельскому лицею. Всё в ней бурлило и кипело, гимназия процветала как храм знаний, здесь утвердился культ книги и раскрывались таланты. Именно после окончания гимназии Гоголь вышел из неё с мечтой о службе на высоком гражданском поприще, о службе на благо Отечеству).

6. Вопрос для команды, вытащившей № 5:

Известно, что юный Николай, поступив в гимназию, слыл

нелюдимым, малообщительным человеком. А что помогло

ему раскрепоститься, перестать быть одиноким? (открытие в стенах гимназии театра, где он проявил себя как очень активный, творчески одарённый человек: рисовал декорации, шил костюмы, но самое главное – ни один спектакль не обходился без его участия. Причём ему с успехом давались как женские, так и мужские роли).

  1. Вопрос для команды, вытащившей № 6:

Удалось ли Н.В.Гоголю осуществить свои мечты о службе на благо Отечеству, когда он приехал в Петербург? Почему? (нет, хотя он и устроился на гос. службу, но быстро понял, что, не имея ни больших связей, ни богатых покровителей, он не сможет полностью послужить своему народу среди атмосферы ханжества, взяточничества и закона сильных мира сего. Да это и не надо уже было, так как ему уже сопутствовала другая слава – литературная).

На этом вопросе заканчивается первый конкурс. Дадим время жюри, чтобы подсчитать баллы, заработанные командами в этом конкурсе.

Второй конкурс «Гоголь и Пушкин. Начало творческого пути».

Право первой отвечать получает команда, набравшая наибольшее количество баллов. Если есть несколько команд с равными баллами, то между ними проводится жеребьёвка.

Итак, первый вопрос.

  1. Живя в Петербурге, Гоголь ни на минуту не оставляет своей затаённой мечты – познакомиться с А.С.Пушкиным. Как и где произошло их знакомство? Завязалась ли между ними дружба? ( знакомство произошло в 1831 году в Царском Селе, где поэт тогда жил с женой. Пушкин становится помощником Гоголя во всех делах, пытается устроить его на должность профессора в Киевский университет, а когда это не получается, то помогает Гоголю стать адъюнкт-профессором на кафедре всеобщей истории в Санкт-Петербургском университете).

  2. Вопрос для следующей команды:
    Про какие повести Гоголя Пушкин написал в своём письме: «Они изумили меня своей весёлостью, настоящей, искренней, непринуждённой, без жеманности, без чопорности»? (повести из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки»). В конце письма с чем «поздравил» он русскую публику? («с истинно весёлою книгою, которая заставляла нас смеяться, не смеявшихся со времён Фонвизина»).

  3. Вопрос для третьей команды:

Пушкин на всю жизнь остался для Гоголя великим учителем. Переплелись ли в последующем их родословные? (да, сын сестры Гоголя Елизаветы Васильевны, Николай Быков, был женат на Марине Александровне Пушкиной, родной внучке великого поэта. Так потомки Пушкиных породнились с потомками Гоголей).

4. Вопрос для четвертой команды:

Чем навеян Гоголю замысел «Вечеров на хуторе близ Диканьки»? Что положено в основу сюжета? ( это тоска по украинскому детству, это поиски опоры для души, чувствующей себя чужеземной среди петербургской жизни, а Диканька – это земля прадедов, где осознаёшь прошлое, предания старины, историю – всё то, что дает человеку почувствовать себя частью целого: Рода, Семьи, Отчизны. Это мечтательный идеал Гоголя. В основу сюжета положены украинские предания, сказания, легенды + реальная жизнь простого народа)

5. Вопрос для пятой команды:
Какие, помимо «Вечеров…», ещё есть сборники повестей у Гоголя? ( «Миргород», «Арабески» ( по-другому издатели

его назвали «Петербургские повести», хотя сам Гоголь так

не называл).

6. Вопрос для последней команды ( по карточке № 1):

Распределить названия повестей по сборникам, в которые

они вошли. ( «Вечера»: Майская ночь, или Утопленница; Пропавшая грамота; Заколдованное место; Сорочинская ярмарка; Ночь перед Рождеством; Вечер накануне Ивана Купала; Страшная месть; Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка.

«Миргород»: Тарас Бульба; Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем; Старосветские помещики; Вий).

На этом вопросе заканчивается второй конкурс. Дадим время жюри, чтобы подсчитать баллы, заработанные командами в этом конкурсе, просуммировать заработанные очки и выявить команду-лидера.


Третий, завершающий конкурс «Произведения Н.В.Гоголя».

В этом конкурсе право на ответ получает та команда, которая быстрее остальных найдёт правильный ответ, и её капитан в этом случае поднимет руку. Жюри внимательно отслеживает, кто был первым, вторым, третьим, т.к. в случае неверного ответа право дать свой ответ получает команда, капитан которой поднял руку вторым или третьим. За каждый верный ответ – 2 балла, за неполный ответ – по 1 баллу.



Первая группа вопросов называется «Чей это портрет?»

  1. «…Глаза маленькие, желтоватые, совершенно пропадающие между густых бровей и пухлых щёк, и нос в виде спелой сливы» (Иван Никифорович, «Повесть о том, как поссорились…»)

  2. «…Мужественное лицо его, недавно исполненное силы и непобедимого для жён очарования, всё ещё выражало чудную красоту; чёрные брови, как траурный бархат, оттеняли его побледневшие черты» (Андрий, «Тарас Бульба»).

  3. «…не минуло ещё и 17-ти лет, как во всём почти свете, и по ту сторону Диканьки, и по эту только и речей было, что про неё. Парубки гуртом провозгласили, что лучшей девки не было ещё никогда и не будет никогда на селе. Она знала и слышала всё, что про неё говорили, и была капризна, как красавица» (Оксана, «Ночь перед Рождеством»).

  4. «Приземистый, дюжий, косолапый человек, весь…в чёрной земле. Как жилистые, крепкие корни, выдавались его засыпанные землёю ноги и руки… Длинные веки были опущены до самой земли» (Вий).




Вторая группа вопросов «Назови произведение по цитате»

  1. «…Пацюк, несмотря на небольшой рост, в ширину был довольно увесист. Притом шаровары, которые носил он, были так широки, что, какой бы большой он ни сделал шаг, ног было совершенно незаметно. Может быть, это самое подало повод прозвать его Пузатым» («Ночь перед Рождеством»)

  2. «Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в неё. С середины неба гладит месяц. Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся ещё необъятнее. Горит и дышит он. Земля вся в серебряном свете; и чудный воздух и прохладно-душен, и полон неги, и движет океан благоуханий. Божественная ночь! Очаровательная ночь!» (!Майская ночь, или Утопленница»).

  3. «Да, домишко очень недурён. Мне нравится, что к нему со всех сторон пристроены сени и сенички, так что если взглянуть на него издали, то видны одни только крыши, посаженные одна на другую, что весьма походит на тарелка, наполненную блинами, а ещё больше на губки, нарастающие на дереве» («Повесть о том, как поссорился Иван Иванович…»).


Третья группа вопросов «Узнай произведение»

Нужно отгадать произведение, воспользовавшись наименьшим числом подсказок. Выигрывает тот, кто раньше других даст правильный ответ.

  1. Герой этой повести – дед, который очень любил слушать от проезжавших людей разные мистические истории.

    • С героем и с самим произошла необычная история: однажды ему отказали руки и ноги во время пляски.

    • Герою удалось во второй раз попасть в это странное место, он лишь только заступом о землю ударил.

(«Заколдованное место»)

  1. Главный герой – старый вояка-полковник, посвятивший жизнь борьбе за свободу родины.

    • У него 2 сына, обученные наукам в учебном заведении того времени.

    • Сыновья уезжают с отцом с целью обучения ратному делу и проявляют себя славными воинами.

(«Тарас Бульба»)

  1. Красавица-панночка осталась сиротой.

    • Отец её женился на недоброй женщине.

    • Злая мачеха утопила ненавистную ей падчерицу.

    • Призрак девушки-русалки молит молодого казака о возмездии.

    • Ведьма поймана.

(«Майская ночь, или утопленница»)


  1. В Миргороде жили два тёзки, два друга.

    • Они слыли в обществе прекрасными людьми.

    • Один из героев у друга-соседа увидел занимательную вещь и решил приобрести её.

    • Другой из героев не захотел расстаться с этой вещью. Произошла ссора.

    • Соседи стали врагами и теперь проводят время в суде.

(«Как поссорились Ив. Ив. С Ив. Ник.)


Подведение итогов викторины:(жюри подсчитывает баллы)

Ребята, вы хорошо сегодня постарались, работали с энтузиазмом, отвечали правильно и грамотно. Очень приятно, что вы интересуетесь творчеством наших писателей-классиков, таких, как Н.В.Гоголь, ведь читать его повести – одно удовольствие! В.Г.Белинский отметил оригинальность и своеобразие его произведений: «Отличительный характер повестей Гоголя составляют – простота вымысла, народность, совершенная истина жизни, оригинальность». И хотя в этом году исполнилось уже 200 лет со дня рождения великого писателя, но также ярко и сильно звучат страницы его произведений, посвящённые описанию русской жизни, не увяли краски его неповторимых пейзажей, не умер его богатый, меткий язык, не исчезла сила его смеха.

Я благодарю вас всех за участие в сегодняшней игре и желаю вам дальше открывать для себя невероятно интересный и своеобразный мир произведений Н.В.Гоголя.

Предоставляется слово жюри.

















Карточка 1. Распределите повести по сборникам, в которые они входят( выполнять на карточке).

«Вий»

«Пропавшая грамота»

«Майская ночь, или утопленница»

«Старосветские помещики»

«Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка»

«Страшная месть»

«Тарас Бульба»

«Вечер накануне Ивана Купала»

«Заколдованное место»

«Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»

«Сорочинская ярмарка»

« Старосветские помещики»

«Ночь перед Рождеством»






Свежие документы:  Рабочая программа по литературе для 5 класса под ред. Г.Беленького

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: