Муниципальное управление «Управление дошкольного образования»
Конспект
открытого занятия
«Математика в сказке»
с детьми старшего возраста
на методическом объединении
воспитателей дошкольных учреждений № 17, 38, 78
Республика Татарстан
г.Нижнекамск
Тип, вид: занятие по математике в старшей группе по закреплению знаний, умений, навыков.
Программное содержание: закрепить порядковый счет в пределах 7; состав числа 7; дни недели; соседи чисел первого десятка; продолжать учить измерять отрезки с помощью линейки; сравнивать отрезки по длине и ставить знаки больше, меньше; продолжать учить решать примеры; воспитывать аккуратность при работе в тетрадях; развивать внимание, мышление.
Словарная работа: группа предметов, сравнить по количеству.
Оборудование занятия: теремок, персонажи сказки (мышка, зайчик, лисичка, лягушка, волк, медведь), фланелеграф.
Демонстрационный материал: карточки с примерами на сложение и вычитание, геометрические фигуры трех цветов, форм и величин, треугольники разделенные на 2, 4 треугольника.
Раздаточный материал: карточки с отрезками, карточки с примерами на сложение и вычитание, дидактические тетради.
Предшествующая работа: продумывание и написание конспекта занятия, прохождение занятий по курсу «Раз – ступенька, два – ступенька …», изготовление демонстрационного и раздаточного материала.
Предварительная работа с детьми: чтение сказки «Теремок», нахождение соседей чисел, дни недели, измерение длин отрезков, сравнение по количеству используя знаки «больше», «меньше», решение примеров на сложение и вычитание.
Индивидуальная работа: решение примеров с Алиной, Эльвиной, Исламом; дни недели с Каролиной, Региной; объединение в группы по цвету, форме, величине с Настей, Колей, Рузелей.
Структура занятия:
Вход в группу.
Путешествие в сказку
1. Загадка
2. Соседи чисел
3. Дни недели
4. Измерение отрезков, поставить знаки «больше», «меньше»
5. Физкультминутка
6. Решение примеров
7. Работа в тетрадях
8. Счет треугольников
Итог. Анализ.
11. Организация и размещение детей: рассаживание за столы.
12. Ход занятия:
Дети входят в группу. Здороваются с гостями. Садятся за столы (На большом столе теремок. На стуле, под столом, персонажи сказки. На доске числа от 1-7, по порядку).
— Ребята! Мы с вами любим путешествовать? (Да!)
— Сегодня мы отправимся путешествовать в сказку. А в какую вы мне подскажите? В этой сказке нет бабы-яги, но есть мышка — норушка. В ней уживаются и зайчик-побегайчик, и лисичка-сестричка. Под одной крышей поселяется много лесных жителей и от едва не случившейся беды их спасает ловкость.
— Что это за сказка? («Теремок»)
— Правильно, ребята! Я получила письмо от героев этой сказки, они просят помощи. Злой волшебник поселился в теремке, не пускает героев в теремок. Поможем им, дети? (Да!)
Вот мы и начнем путешествие. Воспитатель вместе с детьми: стоит в поле теремок, теремок. Он не низок не высок, не высок. Как по полю, полю мышка бежит. У дверей остановилась и бежит … (Надеваю персонаж на руку и говорю)
— Кто-кто в теремочке живет, кто-кто в невысоком живет?
— Я здесь живу (Слышаться голос из теремка). А тебя не пущу, если не выполнишь мое задание.
— А какое твое задание?
— Назовите соседей числа 3, 5, 4, 6, 2. (Дети называют)
— Молодцы, ребята, справились с заданием.
— Заходи мышка — норушка, так и быть будешь здесь жить.
— Спасибо, ребята (Говорит мышка). До свидания!
— Кто был следующим героем сказки? (Лягушка-квакушка) (Надеваю на руку персонаж)
— Кто-кто в теремочке живет?
— Я живу. Ответь на вопросы, тогда и ты будешь в нем жить.
— Ой, ребята, помогите. А какие твои вопросы?
— Сколько дней в неделе?
— Назовите день после вторника.
— Какой день бывает после субботы?
— Назовите выходные дни.
— Как называется первый день недели?
— Какой день находится между средой и пятницей?
— Какой день недели твой самый любимый? (Дети отвечают на вопросы)
— Молодцы! На все вопросы ответили. Заходи лягушка-квакушка. Будем вместе жить.
— Ребята, а кто был третьим, по счету, героем сказки? (Зайчик-побегайчик) (Надеваю на руку персонаж)
— Кто-кто в теремочке живет?
— Здесь я живу, а коль выполнишь мои задания, и ты будешь здесь жить.
— А какие твои задания?
— У вас на столах карточки с отрезками. Нужно измерить длину отрезков и записать сколько сантиметров получилось. А между полученными цифрами поставьте знак больше или меньше. (Дети выполняют. Слежу за выполнением задания) (После выполнения меняются карточками и проверяют у соседа)
— И с этим заданием справились. Заходи зайчик-побегайчик. И ты будешь здесь жить.
— Ребята, а кто был четвертым героем сказки? (Лисичка -сестричка)
— Пока лисичка торопится к теремку, давайте отдохнем. Встаньте из-за столов.
Спал цветок и вдруг проснулся –
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и улетел.
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (После выполнения физкультминутки дети садятся за столы) (Надеваю рукавицу)
— Кто-кто в теремочке живет ?
-А тебе то что?
— Пустите меня погреться.
— Вот выполнишь мое задание, тогда и пущу.
— Ребята! Помогите мне, пожалуйста. А то я сама не справлюсь.
— Поможем лисичке? (Да!)
— Нужно решить примеры. (На фланелеграфе примеры. Двое детей решают их. Остальные у себя на листочках)
2+5= 5+2=
6+1= 1+6=
4+3= 3+4=
— У всех ли получилось так, как у ребят? Проверьте. (Дети проверяют)
— Спасибо, ребята, что помогли выполнить задания. Я бы сама ни за что не справилась.
— каким по счету и кто бы следующий герой? (Волк — зубами щелк, был пятым)
— Нас тут и так много. Тебе дам самое трудное задание.
— Ой, ребята, боюсь не справлюсь я без вас. Поможете? (Да!)
— Откройте тетради на странице 19, задание 4. Нужно разбить (разделить) круги на группы разными способами. Внизу под кругами подсказки. (Дети выполняют задание. Воспитатель проверяет. Дети по одному выполняют у доски) (Проверяют с доски)
— Ох уж эти дети. Опять помогли.
— Спасибо, ребята.
— Ребята, а кто был последним героем в сказке? (мишка – всех давишка) А каким по счету он был? (6) (Надеваю персонаж)
— Кто-кто в теремочке живет?
— А ты в начале мое задание выполни.
— А какое твое задание?
— Сколько треугольников здесь спрятано? (Дети считают и показывают)
— Молодцы! Справились с заданием. Спасибо!
— Заходи, так и быть.
— Ребята! Раз вы такие ловкие, смышленые, старательные, пусть сегодня в наше сказке теремок не развалится. Ведь и вы, и герои сказки так старались. Понравилось вам занятие? А что больше всего понравилось? А что было интереснее всего? За кого пришлось больше всего потрудиться? Спасибо всем ребятам!
А закончим занятие угощением от героев сказки.
Литература:
«Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100», М., «Баласс», 2001
М.А.Васильева «Программа воспитания и обучения в детском саду», М., «Просвещение», 1985
Л.В.Русскова «Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду», М., «Просвещение», 1986
Л.Г.Петерсон, «Раз – ступенька, два – ступенька…», М., «Баласс», 2001
Н.В.Труханова «Учимся, играя», Санкт-Петербург, 1993