Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №171
«Центр развития ребёнка — детский сад »
Конспект уока по математике
«Музей часов»
подготовила воспитатель
Климчук Людмила Александровна
Кемерово 2012
Цель. Овладение знаниями о часах.
Задачи. Продолжить работу с видами часов. Ввести понятия: «уличные», «ювелирные», «часы — куранты». Закрепить умения определять время. Побуждать детей вступать в речевое взаимодействие с взрослым. Воспитывать культуру поведения в общественных местах.
Оборудование.
Модели часов по количеству детей.
Коллекция часов.
Настольная игра, игрушка – кот.
Компьютер.
Магнитофон.
Выставка фотографий уличных часов города.
Ход занятия
Вступительная часть. ( Вход в зал под музыку «Бьют часы на старой башне» музыка Е.Крылатова, слова Ю.Энтина).
— Дети, мы продолжаем готовить музей к открытию. Что мы уже сделали?
— Вывеску, собрали разные виды часов.
— Что нам надо ещё сделать?
— Надо прикрепить надписи с названием часов.
Основная часть.
— Посмотрим направо. Мы видим часы, по которым определяли время люди в прошлом, когда нас с вами ещё не было. Вспомните названия этих часов. Прикрепите надписи к ним (водяные, песочные, солнечные).
— Время идёт вперёд. Жизнь изменяется. В часах тоже происходят изменения. Приглашаю вас в кинозал. Мы посмотрим фотографии часов в оригинальном оформлении. (Просмотр цветочных, солнечных и напольных часов по компьютеру.)
— Посмотрите налево. Какие часы перед нами?
— Настольные.
— Прикрепите надпись. Какие виды настольных часов вы знаете?
— Будильники, механические, электронные.
— Прикрепите надписи. Посмотрите чуть правее. Какие часы вы видите здесь?
— Наручные.
— Почему их так называют?
— Потому что их носят на руке.
— Какие бывают наручные часы?
— Женские и мужские.
— Какие часы мы видим на центральной стене?
— Настенные.
— Почему их так называют?
— Висят на стене.
— Какой формы могут быть настенные часы?
— Овальной, квадратной, круглой, многоугольной.
— Прикрепите надпись. А вот часы большого размера стоят на полу? Как их называют?
— Напольные.
— Прикрепите надпись. Посмотрите направо. В жизни встречаются ещё три вида часов: часы — куранты — можно встретить в Москве; ювелирные — часы, сделанные из дорогого металла, украшенные дорогими камнями; уличные часы — часы, которые можно встретить на улице.
Рассмотрим фотографии уличных часов нашего города. В каких местах города они встречаются?
— На вокзале, на банке, на кольце бульвара.
— Прикрепим надпись. Дети, мы с вами говорим о часах. А для чего они нам нужны?
— Соблюдать распорядок дня.
— Часы очень помогают человеку. Человек даже придумал поговорку: «Всему своё время». Ребятки, все надписи мы с вами прикрепили. Давайте передохнём!
Минутка отдыха.
Кто там ходит влево — вправо?
Это маятник в часах.
Он работает исправно
И твердит: « Тик- так, тик- так».
(Руки на поясе, наклоны вправо- влево).
А над ним сидит кукушка.
Это вовсе не игрушка.
Птица дверку отворяет,
Время точное сообщает.
(Руки согнуть перед грудью, рывками распрямляем в стороны.)
А часы идут, идут,
Не спешат, не отстают,
Мы без них не будем знать,
Что уже пора вставать.
(Ходьба на месте.)
— С нами в музей пришёл наш учёный кот. Он с нами согласен, что часы помогают человеку. Кот всё делает по распорядку, в определённое время. Предлагаю вам сесть в позу «лотоса» и взять в руки модели часов. Послушайте стихотворение и запомните: что делает кот, и в какое время.
Кот Антипка жил у нас.
Он вставал с лежанки в час.
В два на кухне ел сосиски.
В три сметану ел из миски.
Он в четыре умывался.
В пять по коврику катался.
В шесть тащил сельдей из кадки.
В семь играл с мышами в прятки.
В восемь хитро щурил глазки.
В девять ел и слушал сказки.
В десять шёл к лежанке спать,
Потому что в час вставать.
— Вспомните и покажите на моделях часов:
В какое время кот ел сосиски? (2)
В какое время кот по коврику катался? (5)
В какое время играл с мышами в прятки? (7)
— Мы тоже любим с вами играть. Игра «Найди пару». У детей в руках модели часов с установленным временем. Ребёнок должен найти пару во времени. Цель игры: закрепить умения называть который час.
— При нашем музее есть часовая мастерская. Как вы думаете, почему здесь оказались часы?
— Они сломались.
— Поможем отремонтировать их. (Дети парами берут неисправные будильники и устанавливают точное время.) (Слышим бой часов.)
Заключительная часть.
— Дети, молодцы, вы справились. Какой замечательный музей у нас получился.
— Что мы для этого сделали?
— Прикрепили надписи с названием видов часов, отремонтировали неисправные часы.
— Что нового узнали?
— Встречаются ещё три вида часов: часы – куранты, уличные часы и ювелирные часы.
Кот Антипа вам благодарен и дарит игру «Определи время».
Это прекрасный подарок. Теперь мы научимся ещё лучше и быстрее определять время.
Музей готов к открытию.
Список использованной литературы
Рихтерман Т. Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателей детского сада – М.: Просвещение, 1982. – с. 28 – 47
Фалькович Т. А., Барылкина Л. П. Формирование математических представлений. – М.: ВАКО, 2005. – С. 201 – 203