Конспект урока для 1 класса «Длина. Решение задач»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №54

го Тольятти Самарской области





КОНСПЕКТ

урока математики

«Длина. Решение задач»

Класс 1

Тип урока: комбинированный

Учитель: Земскова М.Е.

Конспект урока

Предмет: Математика

Класс: 1

Тема: «Длина. Решение задач».

Продолжительность: 35 минут.

Учитель: Земскова М.Е.

Тип урока: комбинированный

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями решения составной задачи в два действия

Задачи урока:

  • формировать умение решать задачи в два действия; закреплять знания о свойствах сторон квадрата и прямоугольника; продолжить формирование вычислительных навыков в пределах 10;

  • развивать умения решать простые задачи, уравнения, находить сумму длин сторон фигуры; развивать логическое мышление;

  • воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи;

Оборудование:

1. Математика. Учебник для 1кл. часть 2. Демидова Т. Е., Козлова С.А., Тонких А.П..

2. Сигнальные карточки.

3. Плакат «Геометрические фигуры»;

4. Плакат «Задача».

4. Схемы задач.

5. Карточки для работы в группах «Задачи с двумя вопросами».

Ход урока:

I. Организационный момент. Мотивация.

— Ребята, сейчас у нас урок математики. Проверьте, все ли у вас готово к уроку.

Ну- ка, проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

— Каким бы вы хотели видеть наш урок?

— Какое у вас сейчас настроение?

— Недавно у мужчин был праздник. Как он называется? (День Защитника Отечества).

-Какие слова — друзья можно подобрать к слову Защитник? (Воин, солдат, богатырь, рыцарь, витязь).

— Сегодня на уроке мы соединим приятное с полезным: заглянем в увлекательное прошлое, узнаем какими были наши защитники много лет назад; будем совершенствовать свои знания, умения и навыки, потому что наша экскурсия называется «Рыцари и замки». (Учитель обращает внимание на иллюстрацию рыцарского замка )

— Окиньте взглядом разворот учебника. Что сегодня конкретно мы будем делать на уроке? (Решать уравнения, находить длины сторон прямоугольника и квадрата, решать задачи).

— А что кажется вам новым сегодня на уроке? (Задачи с двумя вопросами)

Н

«Уравнения»

«Неравенства»

«Прямоугольник»

«Квадрат»

а доску учитель вешает опорные карточки:

«Решение задач»



II. Актуализация знаний.

— Начинаем нашу экскурсию. Чтобы оказаться рядом с рыцарским замком надо:

1. Игра «Альпинисты».

Замки строились на вершинах холмов, гор. Вокруг замка рыли ров и заполняли его водой, поэтому врагу было трудно подобраться к стенам замка и атаковать его. Чтобы оказаться рядом с замком надо взобраться на гору.

5 + 4 – 7 + 6 – 4 – 1 + 3 – 5 + 6 – 2 + 0 + 5 = (10)

— Пройдем немного по горе, осмотримся:

2. Продолжи ряд:

209 219 229 ( 239, 249, 259, 269, 279, 289, 299)…

— Вспомним, как пишется цифра 2. Начинаем писать чуть ниже середины верхней стороны клетки, касаемся верхней стороны клетки, делаем закругление в правом верхнем углу, ведем линию к середине нижней стороны клетки, ведем волнообразную линию в правый нижний угол.

— Для чего строились крепости, замки? ( Для обороны при нападениях врага).

Верно. Давайте попробуем быть строителями замка. Каждый верный ответ – это камень для строительства замка.

2. Математический диктант.

  • Дан ряд чисел: 3, 6, 9

  • Назови число, которое является суммой двух других. (9)

  • Назови число, которое является разностью двух других. (3)

  • На сколько каждое следующее число больше предыдущего? (3)

  • Найди уменьшаемое, если вычитаемое равно 4, а разность 6. (10)

  • Назови число, которое предшествует числу k .(k – 1).

  • Назови число, которое следует за числом b. (b + 1).

  • Найдите число, которое на 2 больше, чем 5 (7)

— Как только мальчик достигал семилетнего возраста. Он должен был покинуть родительскую крепость и жить в чужой семье, чтобы стать самостоятельным. Он учился верховой езде, фехтованию, осваивал правила поведения и хороших манер. А девочек учила мама дома вести хозяйство.

  • В каменном замке 8 окон, это на 3 окна больше, чем в деревянном. Сколько окон было в деревянном замке? ( 5)

— Замки возводили давным – давно. Сначала они представляли собой деревянные башни, но их легко было сжечь. Поэтому начали строить каменные.

  • В нарды играли 10 человек, а в шашки 6 человек. На сколько больше человек играли в нарды, чем в шашки? (на 4 человека).

— Рыцари в свободное время устраивали пиры; охотились; играли в шахматы, нарды; танцевали, музицировали.

— Мы выложили лишь несколько камней, а строительство настоящего замка продолжалось несколько лет. Сроили почти все вручную. Много сил и труда было вложено в эти постройки.

— Чтобы войти в замок мы должны выполнить задание № 3 с. 76.

3. Решение неравенств

0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. 10

а) k > 5 (k = 6,7,8, 9,10 потому что все числа расположены справа от 5)

б) а < 4 (а = 0, 1, 2, 3 потому что эти числа расположены слева от 4)

Коррегирующая гимнастика для глаз

«Зоркие глазки»: нарисуйте глазами 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.

«Стрельба глазами»: двигайте глазами из стороны в сторону, смотря как можно дальше влево, затем вправо, затем вверх и вниз. Повторите 5 – 6 раз, не спеша

III. «Открытие» нового знания.

— И вот мы в замке. Первый этаж – это продовольственный склад. На первом этаже не было окон. Чтобы подняться на второй этаж давайте выполним задание № 5 с.77.

— Прочитайте задание.

— Что вы можете сказать об этих задачах? (Обратные)

Схемы задач на доске

— Какая задача называется обратной? (Та, в которой, известное данное стало неизвестным)

— Составьте задачи.

Задача № 1

Учащиеся составляют задачу (Буратино решил 4 примера на сложение, а на вычитание на 2 примера больше. Сколько примеров на вычитание решил Буратино?) или (Буратино решил 4 примера на сложение, это на 2 примера меньше, чем на вычитание. Сколько примеров на вычитание решил Буратино?)

Учащиеся делают вывод:

чтобы найти большее число, надо к меньшему прибавить разность.

Записываем выражение 4 + 2 = 6 (…)

Задача № 2

Учащиеся составляют задачу (Буратино решил 6 примеров на вычитание, а на сложение на 2 примера меньше. Сколько примеров на сложение решил Буратино?) или (Буратино решил 6 примеров на вычитание, это на 2 примера больше, чем на сложение. Сколько примеров на сложение решил Буратино?)

Учащиеся делают вывод:

чтобы найти меньшее число, надо из большего вычесть разность.

Записываем выражение 6 – 2 = 4 (…)

Задача № 3

Учащиеся составляют задачу (Буратино решил 4 примера на сложение и 6 примеров на вычитание. На сколько больше ( меньше)примеров на вычитание ( сложение) решил Буратино?

Учащиеся делают вывод:

чтобы найти разность, надо из большего числа вычесть меньшее.

Записываем выражение 6 — 4 = 2 (…)

— На втором этаже располагался большой зал – рыцарская комната. У одной стены ставили камин, а посередине стол и скамьи. Здесь обедали и принимали гостей. Здесь собирался военный совет.

Чтобы попасть на следующий этаж надо решить задачу № 6 на с. 77

— Прочитайте задачу про себя.

Чтение задачи по частям (условие и вопросы) и соотнесение со схемой.

-Можем ли мы ответить на первый вопрос задачи? (Да) А на второй? (На второй нет, надо сначала узнать сколько золотых монет у кота Базилио).

— Да, первый вопрос — это наш помощник для ответа на второй вопрос.

Запишем решение в рабочую тетрадь.

1) 5 – 2 = 3 (м.) – у кота

2) 5 + 3 = 8 (м.)

Ответ: 8 монет всего.

— Что же нужно сделать, чтобы решить задачу в два действия?

(Вывод ученики формулируют совместно с учителем: чтобы решить задачу в два действия, надо найти сначала вопрос – помощник, ответить на него. Потом ответить на главный вопрос задачи.)

IV. Первичное закрепление.

Поднимаемся на следующий этаж. Это комнаты для отдыха. Здесь стояла большая кровать с занавесями. Давайте мы тоже с вами отдохнем.

Физ. минутка

— Возьмитесь левой рукой за нос, а правой за левое ушко, хлопните в ладоши. А теперь возьмитесь правой рукой за нос, а левой за правое ушко. Повторите движения в быстром темпе.

1. Дифференцированная работа в группах.

Класс делится на группы. Каждая группа получает карточку с заданием. (Приложение 1. Задания на карточках дифференцированы по степени сложности)

— Ребята, вам нужно выбрать главного рыцаря (консультанта).

2. Проверка работы в группах.

Вывод (формулируют учащиеся) чтобы решить задачу в два действия, нужно подобрать вопрос помощник и ответить на него.

— Как вы думаете, каким должен быть рыцарь?( Смелым. Умным, добрым).

У рыцарей есть правила, которые они должны исполнять.

Рыцарский кодекс чести:

  • Будь честен и всегда говори правду.

  • Помогай тем, кто в беде.

  • Будь всегда храбр.

  • Смиренно терпи невзгоды.

  • Не болтай попусту и не хвастайся.

— Я считаю, что эти правила очень подходят и нашим мальчикам.

V. Тренировочные упражнения и задания на повторение.

1. Работа с геометрическим материалом.

Круговая стена служила для защиты крепости. В стене выделяются башни, с которых дозорные могли обозревать местность и обстреливать врага.

— Что изображено на рисунке? (Геометрические фигуры)



— На какие группы вы бы их разделили?

(Отрезки и ломаные; замкнутые и незамкнутые линии; по цвету; прямоугольники в одну группу, все остальные в другую).

— Посмотрите в учебник на с. 76 № 4. Прочитайте задание. Подчеркните ключевые слова в задании. (Найти длины всех сторон фигур)

— Как называется фигура, которую предлагает мартышка? (Прямоугольник)

— Что такое прямоугольник? (Геометрическая фигура, у которой все углы прямые, а противоположные стороны равны).

— Сколько сторон надо измерить? (Две: длину и ширину).

Учащиеся записывают в тетрадь

a = 5 см

b = 3 см

— Давайте найдем сумму длин сторон прямоугольника

5 + 3 + 5 + 3 = 16 см

— Что такое квадрат? (Прямоугольник, у которого все стороны равны)

— Сколько сторон надо измерить? (Одну).

a = 2 см

— Давайте найдем сумму длин сторон квадрата.

2 + 2 + 2 + 2 = 8 см

Вывод (формулируют учащиеся):

Что такое длина? (Величина)

— Что называют величиной? (Это такое свойство предметов, которое можно измерить, а результат измерения записать с помощью числа )

— Является ли величиной сантиметр? (Нет. Сантиметр – это мерка, отрезок).

— Наша экскурсия подходит к концу.

— Чтобы вернуться нужно выполнить задание.

2. Решение уравнений.

Давайте решим уравнения с комментированием и проверкой. Стр. 76 № 2

Комментирует ученик.

х – 4 = 6 (х – уменьшаемое, уменьшаемое – это целое.

х = 6 + 4 Чтобы найти целое, надо сложить две части)

х = 10

10 – 4 = 6

6 = 6



10 – у = 4 (у – вычитаемое, вычитаемое – это часть.

у = 10 – 4 Чтобы найти часть, надо из целого вычесть известную часть)

у = 6

10 – 6 = 4

4 = 4

VI. Подведение итогов.

— Наша экскурсия подошла к концу. Что нового и интересного вы сегодня узнали?

— Что показалось вам сложным?

VII. Рефлексия.

— Перед вами плакат: голубые облака, яркое солнце. Я хочу, чтобы каждый дополнил плакат своим «настроением» (смайликом).

Приложение 1





4 карточка

Составьте задачу с двумя вопросами, сделайте к ней схему.

Запишите решение и ответ.





1) + = (пт.) – гусят.



2) + = (пт.)



Ответ: птиц всего.

Литература:

  1. О. Холодова Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей / Мет. Пособие 1 класс + Программа курса «РПС». – М.: Росткнига, 2009.

2. С. Жоффре де Ланц. «Как стать рыцарем» ( наставления для юного рыцаря) «Эдмонт Россия ЛТД», 2008 перевод Е.Токарева, редактор А. Кочаров.

Свежие документы:  Конспект урока по математике "Все действия с десятичными дробями"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Математика: