Конспект урока математики в 4 классе «Решение задач на движение»




Муниципальное казённое образовательное учреждение

«Кейзесская средняя общеобразовательная школа»

Седельниковского муниципального района Омской области







Конспект урока математики в 4 классе «Решение задач на движение»




подготовила

учитель начальных классов

Шишкина Людмила Александровна









Кейзес,

2012 г.





Цели урока:

  • Закрепить знания по теме: «Задачи на движение», отработать навыки расчёта скорости, пройденного пути и времени, продолжить формирование самостоятельности мышления.

  • Продолжить формирование умений оценивать результаты выполненных действий, регулировать и контролировать свои действия, формировать навыки оперативного мышления, развивать познавательный интерес.

  • Формирование положительных эмоций, нравственных качеств личности; содействовать в ходе урока формированию мировоззренческих понятий (причинно-следственные связи и отношения, познаваемость мира и природы).

Тип урока: Закрепление изученного.

Оборудование: Рисунки к заданиям, карточки для индивидуальной работы.


Ход урока

1.Организационный момент

Я рада этой новой встрече,

Мне с вами интересно, друзья!

Интересные ваши ответы

С удовольствием слушаю я.

Мы сегодня снова будем считать,

Выводы делать и рассуждать,

А чтобы урок пошел каждому впрок

Активно в работу включайся, дружок.


А чтобы каждый мог оценить свою активность по ходу урока вы будете сами себя оценивать в оценочных листах, которые лежат у вас на парте. За каждое задание вы будете проставлять баллы, если выполнили верно-1 балл, неверно-0 баллов.

2. Целеполагание

— Ребята, я хочу наш урок начать с загадок. Будьте внимательны!

1) Что за чудо – синий дом.

Ребятишек много в нем,

Носит обувь из резины

И питается бензином. (Автобус)

2) Без разгона ввысь взлетает,

Стрекозу напоминает.

Отправляется в полёт

Наш российский … (Вертолёт)

3) По полю рыщет,

Поёт да свищет,

Деревья ломает,

К земле приклоняет. (Ветер)

4) Всю жизнь ходят в обгонку,

А обогнать друг друга не могут. (Ноги)

5) Целый день летает,

Всем надоедает.

Ночь настанет,

Тогда перестанет. (Муха)

— О чём эти загадки?

— Почему я их вам загадала?

— Значит, что мы сегодня будем делать на уроке?

— Что надо знать, чтобы хорошо решать задачи на движение?

— Кроме этого мы узнаем интересные факты из мира скоростей.

3. Актуализация знаний

— Чтобы убедиться, что вы действительно готовы к решению задач, я предлагаю вам тест-загадку. Из букв, под которыми будут правильные ответы у вас должно получиться слово. (Приложение №1)

— Какое слово получилось? (Скорость)

— Поднимите руку, у кого получилось такое же слово?

— Оцените свою работу в оценочных листах. У кого правильно поставьте балл.

— Что вы знаете о скорости?

4. Упражнение по совершенствованию знаний, умений, навыков

— Какие окружающие нас тела обладают скоростью?

— Вы знаете, с какими скоростями могут двигаться объекты?

— Учеными рассчитаны скорости многих объектов. Они систематизированы в определённых таблицах. Посмотрите у вас на партах некоторые из них. Рассмотрите их.

— Приведите примеры животных, которые могут очень быстро передвигаться по земле. Кто из зверей считается самым быстрым? Почему?

— Какие животные передвигаются по земле очень медленно? Приведите примеры.

-Найдите, с какой скоростью двигается акула? (30 км/ч)

По заданию учителя дети находят скорости объектов из таблиц.

На доске вывешиваются соответствующие карточки.

— С какой скоростью двигается гепард? (112 км/ч) Заяц? (60 км/ч) Муха? (18 км/ч)

— Проведем соревнование между нашими объектами. В тетрадях запишите название животного и место, которое он как вы думаете, займёт.

Учитель вывешивает на доску пьедестал почёта.

— Кому присудили первое место? Почему?

На пьедестал почёта дети прикрепляют соответствующий рисунок животного.

— Кому присудили второе место? Почему?

— Кому присудили третье место? Почему?

— Оцените свою работу.

— Как вы думаете, можем мы узнать, на какое расстояние удалятся эти животные за 2 часа?

— Работаем по вариантам: первый – находит расстояние, на которое удалятся за 2 часа акула и заяц; второй – находит расстояние, на которое удалятся за 2 часа гепард и муха.

Самостоятельная работа учащихся.

Проверка.

— На какое расстояние удалится акула?

— Есть другие мнения в классе?

— Как узнали? И так далее.

— Оцените свою работу.

— А как вы думаете, сколько потребуется времени акуле и зайцу, чтобы преодолеть расстояние в 180 км?

Самостоятельная работа учащихся по выбору.

Проверка.

— Сколько потребуется времени акуле, чтобы проплыть 180 км?

— Есть другие мнения в классе?

— Поднимите руку у кого такой же ответ.

— Сколь времени потребуется зайцу, чтобы преодолеть 180 км?

— Есть другие мнения в классе?

— Поднимите руку у кого такой же ответ.

— Оцените свою работу.

Физкультминутка.

Мы выходим на разминку!

Начинаем бег на месте,

Финиш – метров через двести!

Раз! Раз – два,

Раз – два,

Раз – два!

Хватит, хватит, прибежали,

Потянулись, подышали!

5. Самостоятельная работа учащихся по совершенствованию приобретённых знаний, умений, навыков (Самостоятельная работа по опорной карточке, работа с учебником)

— К какой группе объектов можно отнести данные тела, скорости которых мы находили?

— Только ли объекты природы обладают скоростью?

— Я предлагаю вам решить задачу о летательном аппарате, созданным человеком. Эту задачу вы решите с помощью опорных вопросов, ответы на которые помогут в решении (Приложение №2)

Самостоятельная работа учащихся.

Проверка. Обсуждение способов решения задачи.

— Прочитайте условие задачи. Расскажите, как её решали.

— Есть другие мнения в классе по решению этой задачи?

— Что можете сказать о решениях данной задачи?

— Оцените свою работу.

— Следующую задачу решите самостоятельно другим способом, а не тем которым вы уже решали.

Самостоятельная работа учащихся.

Проверка.

— Какой ответ получили?

— Есть другие мнения в классе?

— Поднимите руку у кого такой же ответ.

— Оцените свою работу.

— Как вы думаете, можно эти задачи объединить в одну? Каким вопросом можно объединить условия этих задач?

— На сколько скорость ракеты больше скорости самолёта?

— Почему не можем сразу ответить на поставленный вопрос?

— Что надо сделать, чтобы ответить на вопрос?

— Приведите значения скоростей к одним единицам измерения.

— Сколько у вас получилось?

— Оцените свою работу.

— Как теперь можем ответить на поставленный вопрос?

— Выполните самостоятельно.

Самостоятельная работа учащихся.

Проверка.

— Что у вас получилось?

— Есть другие варианты ответа?

— Поднимите руку у кого такой же ответ.

— Оцените свою работу.

— А вы знаете, какие скорости могут развивать ракеты? Какой объект имеет самую большую скорость?

Рассказ учителя.

6. Итог урока.

— Наш урок подходит к концу. Подсчитайте набранные баллы и выставьте оценки по критериям, данным на карточках. Поднимите руку, кто получил оценку «5», оценку «4», оценку «3».

— Был ли наш урок интересен?

— Полезен? Почему?

— Узнали вы что-нибудь новое?

— Что повторили?

— На какой ступеньке знаний нашей лестницы вы сейчас находитесь?

Дети помещают свои фигурки на лесенке.

Хочу знать больше.

Хорошо, но могу лучше.

Пока испытываю трудности.

7.Домашнее задание

Подобрать наиболее интересные факты о движении и на основе их сформулировать свою задачу.





Приложение №1.

Тест – загадка

1) Какое из средств передвижения может двигаться быстрее всех остальных?

с) — ракета;

а) — автомобиль;

в) — лодка без мотора;

2) Какое животное передвигается медленнее остальных?

е) – конь;

к) – черепаха;

о) – заяц.

3) Что такое скорость?

г) – единица измерения;

д) – длина пути;

о) – длина пути в единицу измерения.

4) Выбери единицы измерения скорости.

р) – м/с;

а) – м;

у) – ч;

о) – км/ч.

5) 5 мм, 5 см, 5 дм, 5м, …

Какова следующая величина?

б) – 5 с;

е) – 25 м;

с) – 5 км.

6) Значения каких величин равны?

т) — 5 м/мин;

х) – 1 м/мин;

ь) – 300 м/ч.

Приложение №2.

Задача №1

1) Прочитай условие задачи.

Самолет пролетает за 5 минут 75 км. Какое расстояние он пролетит за 1 час?

2) Проведи анализ текста задачи по предложенным вопросам и реши её:

а) Какое расстояние самолет пролетел?________

б) Сколько времени он затратил?_____________

в) Что надо найти в задаче?__________________

г) Что нужно знать, чтобы найти расстояние?____________и__________________

д) Какая величина неизвестна?_______________

е) Как найти скорость? Надо ________________

ё) Реши задачу:


ж) Ответ:__________________________________


3) Ты уже справился? Молодец!

Посмотри задачу №3


Задача №2. За 3 секунды ракета пролетит 18 км. Какое расстояние она пролетит за 150 секунд?




Задача №1.

1) Прочитай условие задачи.

Самолет пролетает за 5 минут 75 км. Какое расстояние он пролетит за 1 час?

2) Проведи анализ текста задачи по предложенным вопросам и реши её.

а) Сколько минут потребовалось самолету, чтобы преодолеть 75 км?______________________________________

б) Сколько времени самолет будет находиться в пути?_____________________________________

в) Сколько минут составляет 1 час?___________

г) Сколько раз надо взять по 5 минут, чтобы получить 60 минут?______________________

д) Какой путь пролетает самолет за каждые 5 минут?___________________________________

е) Сколько всего километров самолет пролетит за 60 минут?___________________________________

ё) Реши задачу:


ж) Ответ:_________________________________

3) Ты уже справился? Молодец!

Посмотри задачу №3

Задача №2.

За 3 секунды ракета пролетит 18 км. Какое расстояние она пролетит за 150 секунд?


Задача №3

Учебник стр.84 №284

Сформулируй задачу по следующей краткой записи, представленной в виде таблицы.


Скорость

Время

Пройденный путь

1-я группа туристов


Одинаковая

12 км

2-я группа туристов

Зч

?


Реши сформулированную задачу. Вычисли и запи­ши ответ.

Как можно было бы рациональнее решить соот­ветствующую задачу, если бы в графе «Время» вместо 3 ч стояло 4 ч?




Список использованной литературы:

  1. Енохович А.С. Справочник по физике и технике: Учеб. Пособие для учащихся. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1989. – 224 с.: ил.

  2. Чекин А.Л. Математика: 4кл.: Учебник: В 2 ч./ А.Л. Чекин; под ред. Р.Г. Чураковой.- 5-е изд. – М.: Академкнига/Учебник, 2010. – ч. 1: 128с.: ил.


2


Свежие документы:  Рабочая программа факультатива по теме «Готовимся к основному государственному экзамену по математике»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Математика: