Рабочая программа факультатива по теме «Готовимся к основному государственному экзамену по математике»


Ханты–Мансийский автономный округ — Югра

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9»




















Рабочая программа факультатива

по теме:

«Готовимся к основному государственному экзамену по математике»












подготовила

учитель математики

Сенечко Ольга Владимировна













Мегион, 2014



Пояснительная записка.

Письменный экзамен по математике за курс основной школы является обязательным для выпускников 9-х классов. С 2005 года в России появилась новая форма организации и проведения этого экзамена. Экзамен предполагает проверку усвоения материала на базовом и повышенном уровнях.

Подготовленность к чему-либо понимается как комплекс приобретенных знаний, навыков, умений, качеств, позволяющих успешно выполнять определенную деятельность. В готовности учащихся к сдаче экзамена в форме ОГЭ можно выделить следующие составляющие:

-информационная готовность (информированность о правилах поведения на экзамене, информированность о правилах заполнения бланков и т.д.);

-предметная готовность или содержательная (готовность по определенному предмету, умение решать тестовые задания);

-психологическая готовность (состояние готовности – «настрой», внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена).

Цели курса:

  • подготовка учащихся к сдаче ОГЭ в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами.

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации, умений по выполнению типовых заданий, применяемых в контрольно-измерительных материалах ОГЭ;

Задачи курса:

  • повторение, закрепление и углубление знаний по основным разделам школьного курса математики с помощью различных форм работы;

  • формирование умения осуществлять разнообразные виды самостоятельной деятельности;

  • развитие самоконтроля и самооценки знаний с помощью различных форм тестирования.

Курс ориентирован на формирование базовой математической компетентности и способствует созданию положительной мотивации обучения. В своей работе применяю следующие принципы подготовки к ОГЭ.

Первый принцип – тренировочный. Учащимся предлагаются тренировочные тесты, выполняя которые дети могут оценить степень подготовленности к экзаменам.

Второй принцип – индивидуальный. На консультациях ученик может не только выполнить тест, но и получить ответы на вопросы, которые вызвали затруднение.

Третий принцип – временной. Все тренировочные тесты следует проводить с ограничением времени, чтобы учащиеся могли контролировать себя — за какое время сколько заданий они успевают решить.

Четвертый принцип – контролирующий. Максимализация нагрузки по содержанию и по времени для всех учащихся одинакова. Это необходимо, поскольку тест по своему назначению ставит всех в равные условия и предполагает объективный контроль результатов.

Следуя этим принципам, формирую у учеников навыки самообразования, критического мышления, самостоятельной работы, самоорганизации и самоконтроля.

Методы и формы обучения определяются, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные приоритеты методики изучения элективного курса:

  • обучение через опыт и сотрудничество;

  • учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся;

  • интерактивность (работа в малых группах, тренинги);

  • личностно-деятельностный и субъект–субъективный подход (большее внимание к личности учащегося, а не целям учителя, равноправное их взаимодействие).

Ведущие методы:

  • словесный (лекция, объяснение алгоритмов решения заданий, беседа, дискуссия);

  • наглядный (демонстрация натуральных объектов, презентаций уроков, видеофильмов, анимаций, фотографий, таблиц, схем в цифровом формате);

  • частично-поисковый, поисковый, проблемный (обсуждение путей решения проблемной задачи);

  • практический.

Формы обучения:

  • коллективные (лекция, беседа, дискуссия, мозговой штурм, объяснение и т.п.);

  • групповые (обсуждение проблемы в группах, решение задач в парах и т.п.);

  • индивидуальные (индивидуальная консультация, тестирование и др).

Основные средства обучения:

  • электронные учебные пособия;

  • теоретические материалы в электронном и печатном формате;

  • таблицы, схемы, математические модели в электронном формате;

  • различные варианты контрольно-измерительных материалов ОГЭ по математике;

Формы контроля:

  • текущий контроль (оценка активности при обсуждении проблемных вопросов, результатов выполнения домашних заданий);

  • итоговый контроль (оценка результатов выполнения различных вариантов КИМов)

Организация на занятиях должна несколько отличаться от урочной: ученику необходимо давать время на размышление, учить рассуждать. В курсе заложена возможность дифференцированного обучения.

Основная функция учителя в данном курсе состоит в «сопровождении» учащегося в его познавательной деятельности, коррекции ранее полученных учащимися ЗУН.

Ожидаемые результаты:

На основе поставленных задач предполагается, что учащиеся достигнут следующих результатов:

  • Овладеют общими универсальными приемами и подходами к решению заданий ОГЭ;

  • Усвоят основные приемы мыслительного поиска.

  • Выработают умения:

  • самоконтроль времени выполнения заданий;

  • оценка объективной и субъективной трудности заданий и, соответственно, разумный выбор этих заданий;

  • прикидка границ результатов;

Тематическое планирование


п/п

занятия


Тема факультативного занятия


Количество

часов

Дата


Примечание


Числа и вычисления

2



Алгебраические выражения

2



Решение линейных уравнений

1



Решение линейных неравенств

1



Решение линейных уравнений и неравенств

1



Решение неполных квадратных уравнений

1



Решение квадратных уравнений

1



Разложение квадратного трехчлена на множители

1



Квадратичная функция и ее график

1



Графики функций у=ах2+п; у=а(х-m)2

1



Графики функции у=ах2 +вх +с

1



Построение графика квадратичной функции

1



Неравенства с одной переменной

1



Решение неравенств второй степени с одной переменной

1



Решение неравенств методом интервалов

1



Решение уравнений, приводимых к квадратным

1



Графический способ решения систем уравнений

1



Решение систем уравнений 2 степени

2



Решение задач с помощью систем уравнений

2



Арифметическая прогрессия

2



Геометрическая прогрессия

3



Степенная функция

2



Корень n-й степени

2



Свойства арифметического корня n-й степени

1



Свойства степени с рациональным показателем

2





35ч





Список  использованной литературы:

  1. Кузнецова Л. В., Суворова С. Б., Бунимович Е. А., Колесникова Т. В., Рослова Л. О. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Алгебра. 2010/ ФИПИ. — М.: Интеллект-Центр, 2010. – 128 с.

  2. ГИА-2013: Экзамен в новой форме: Алгебра 9-й кл. : Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме / авт.-сост. Л.В. Кузнецова, СБ. Суворова Е.А. Бунимович и др. — М.: ACT: Астрель, 2010

  3. И. В. Ященко, А. В. Семенов, П. И. Захаров. Подготовка к экзамену по математике ГИА 9 (новая форма). — Методические рекомендации. — М., МЦНМО, 2013. — 240 с.

  4. Алгебра. 9-й класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации-2010: учебно-методическое пособие / Под ред. Ф. Ф. Лысенко. —Ростов-на-Дону: Легион-М., 2009. — 240 с.

  5. Колесникова Т.В., Минаева С.С. Типовые тестовые задания  9 класс. М.: «Экзамен», 2007.

  6. Алгебра. 9 класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации-2012. Под ред. Лысенко Ф.Ф., Кулабухова С.Ю. —Ростов-на-Дону: Легион-М., 2012. — 256 с.


Свежие документы:  Рабочая программа по английскому языку для 6 класса по УМК "Spotlight"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Математика: