Конспект урока на тему «Использование новых методов обучения математике на занятиях и в повседневной жизни»


Математика зарождалась в древности из попыток человека постичь законы мироздания. Нет, не подсчет прибылей и убытков занимал умы великих ученых. Которые заложили фундамент этой, титулованной «царицей», науки. Они пытались постичь законы гармонии, понять не только смысл, но и архитектуру Творения.

Как и великому ученому, ребенку неинтересно подсчитывать. Для него математика – это тоже еще одно, особое «тридевятое царство, тридесятое государство». Ребенок легко путешествует по разным мирам, созданным воображением человека. Сказка – это его стихия. Но ведь математика – это тоже особого рода «выдумка без обмана», это мир идей. Этот мир существует объективно. Ведь существуют реально и объективно наше настроение, усталость или вдохновленность, наши мысли, наша любовь. Их нельзя потрогать руками, как стол или вазу, но они существуют.

Для того чтобы реализовать индивидуальный подход к образованию детей и создать условия полноценного развития не только самых слабых, но и способных детей, надо дифференцировать программные задачи по уровням, выделяются три уровня:

  1. первый уровень образует преимущественно технические навыки в необходимом минимальном объеме, доступные для усвоения всем психически развитым в пределах возрастной нормы детям независимо от их способностей к математике и интереса к ней. Этот уровень является удовлетворительным с точки зрения готовности ребенка к школе.

  2. второй уровень включает пропедевтическое ознакомление с наиболее трудными вопросами следующего года обучения. Он же часто используется в заданиях, предлагаемых на приемных собеседования в гимназии, лицеи, специлиазированные школы. Усвоение этого материала обеспечит ребенку высокий уровень готовности к школе.

  3. третий уровень включает материал, который дается детям ознакомительно с целью углубления формирующихся у них основных представлений. Этот уровень затрагивает только сферу представлений. А не навыков.

Адекватность выбора формы обучения детей сказывается не только на эффективности работы, но и на уровне ее напряженности. Поэтому я предлагаю использовать в работе разные формы, варьируя их процентное соотношение в соответствии с возрастом детей. В работе использовать следующие формы:

    • обучение в повседневных бытовых ситуациях – 75% материала дети младшего возрасте усваивают именно в этой форме;

    • демонстрационные опыты (младший возраст)

    • сенсорные праздники на основе народного календаря (младший возраст);

    • театрализации с математическим содержанием – используются на этапе объяснения либо повторения и закрепления материала в средней и старшей группах;

    • коллективное занятие с четкими правилами, обязательно для всех, фиксированной продолжительности – только в подготовительной группе по предварительной договоренности с детьми;

    • свободные беседы гуманитарной направленности по истории математики, о прикладных приложениях математики, связи математики и разных видов искусства – музыки, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, дизайна (старший возраст);

    • самостоятельная деятельность в развивающей среде (все возрастные группы). Выделять данный вид занятий как особый предмет дети начинают в старшей группе. До этого момента они воспринимают его как естественную часть жизни, в которой педагог рассказывает, а они лепят или рисуют.

Хочется обратить внимание на то, что так называемые комплексные занятия, конкурсы и викторины не рассматриваются как формы обучения детей. Они могут использоваться в качестве итоговых или показательных, но не собственно обучающих занятий.

Большинство методов и приемов обучения, используемых педагогом при проведении занятий, предполагает речевую активность, как самого педагога, так и ответную – детей.

Одним из важнейших приемов является использование в процессах обучения ребенка. Существует система включения математического содержания в сюжетно-ролевые игры. Предлагаю вашему вниманию динамику использования игровых приемов на занятиях математикой по возрастным группам.


Использование игровых приемов на занятиях математикой.


Возрастные

группы

ведущий тип игры

используем на занятиях

Первая младшая

предметно — манипулятивная

внесение дидактических игрушек

вторая младшая




сюжетно — ролевая на стадии игрового действия




использование дидактических игрушек. Игровая мотивация при закреплении навыка






средняя группа







сюжетно – ролевая на стадии игровой ситуации и роли




одушевление чисел и превращение их в персонажи сюжетной истории

старшая и подготови —

тельная группа

сюжетно ролевая на стадии сюжетосложения. Игры с правилами

составление и решение задач. Дидактические игры с правилами: настольные, подвижные.

Таким образом, обращаю внимание на то, что игровая мотивация в привычном понимании и занимательность используются в данной системе работы очень ограниченно, только для обработки какого – либо навыка, который требует монотонных многократных повторений.

В поисковом эксперименте был найден прием включения математического содержания в продуктивную творческую деятельность детей на этапе усвоения или обработки. Сейчас педагоги широко используют лепку, аппликацию, рисование, конструирование на математические темы. Этот прием используется во всех возрастных группах.

Другой прием – сюжетная подача математического содержания. Он применяется в средней группе и включает использование приема одушевления; так, числа первого десятка появляются перед детьми как персонажи истории-мифа о числах. Важна группа приемов, позволяющая обеспечить мотивацию занятий:

  • сенсорная привлекательность материала, с которым дети имеют дело, — наглядных пособий и индивидуальных дидактических материалов. Например, счетный материал у каждого ребенка свой, он выбирает его по своему вкусу. Карточки с цифрами каждый раскрашивает, как хочет;

  • индивидуальная работа. Каждому ребенку хочется переживать успех на занятии – в следующий раз подобное занятие скорее положительную реакцию. Поэтому отстающие дети с новым материалом знакомятся раньше, чем остальные дети группы, что повышает их активность на общем занятии и способствует как усвоению материала, так и росту чувства уверенности в себе и собственной ценности;

  • расположение столов так, чтобы дети сидели лицом друг к другу;

  • предлагаемые задания предполагают совместный поиск решения, коллективное размышление, интеллектуальное сотрудничество, а не соревнование и поиск ошибок друг к другу;

  • нетравмирующая оценка. В младшем возрасте – только положительная, подкрепляющая стремление ребенка что-то сделать или узнать. В среднем и старшем возрасте – сравнение результатов деятельности ребенка с его же собственным предшествующими достижениями, а не с работой других детей. Оценивание осуществляется в индивидуальном общении, а не в присутствии группы сверстников. Вводится элемент справедливой критики. В подготовительной группе в конце года возможно сравнение работы ребенка с эталонной.

Маленький ребенок обучается только тому, что его заинтересовало, и только от того человека, которому доверяет, потому что успешность обучения зависит от того, сложился ли у педагога с каждым малышом индивидуальный контакт.






























Администрация города Ноябрьск

Департамент образования

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида «Малыш»













«Использование новых методов обучения математике на занятиях и в повседневной жизни».

(деловая игра)

















Подготовила

Воспитатель

Игнатенко Л.И.





г.Ноябрьск – 2008г.





Тема: «Использование новых методов обучения математике на занятиях и в повседневной жизни».


Цель:

  • систематизировать знания педагогов по обозначенной теме

  • совершенствовать профессиональные навыки в процессе интеграции игровой деятельности

  • формирование коммуникативных навыков при работе в микрогруппах

  • развивать творческий подход во взаимоотношениях внутри микрогруппп



Форма проведения:

  • Деловая игра



План работы:

I.Информационное сообщение:

  • Основные урони для индивидуального подхода детей.

  • Знакомство с разными формами работы

  • Использование разных игровых приемов

  • Приемы работы

II. Практическая деятельность



















Ход конкурса:


-Уважаемые, педагоги предлагаем вам разделиться на две команды, выбрать капитана и название вашей команды.

— Хотелось бы представить Вам членов жюри!

(в члены жюри предлагаю выбрать заведующую ДОУ и зам. по ВМР)




Конкурс №1



— Вам предлагается набор геометрических форм разного цвета и размера. Ваша задача составить фигуры людей и животных. Побеждает та команда, которая составит наибольшее число фигур. Время выполнения – 5 минут.




-Уважаемое, жюри оцените результаты нашего конкурса и объявите нам результаты!

(после оценивания конкурса, можно послушать какие, фигуры придумали педагоги.)



Конкурс №2.



-Наш второй конкурс называется «Кроссворд». Ваша задача назвать известные математические термины. Время выполнения – 10 минут. Побеждает та команда, которая выполнит кроссворд с наименьшим количеством ошибок.





По горизонтали:


  1. Структурная часть арифметической задачи.

  2. мера длины на Руси.

  3. арифметическое действие.


По вертикали:


  1. Совокупность групп предметов.

  2. пространственный признак предметов

  3. установление взаимодействия между предметами и отрезками натурального ряда чисел.

  4. графическое выражение числа.


Ответы:

По горизонтали:

  1. вопрос

  2. сажень

  3. вычитание



По вертикали:

  1. количество

  2. форма

  3. счет

  4. цифра.

-Просим уважаемое жюри оценить результаты команд.


Конкурс №3.


-Вам предлагается два набора, состоящие из цифр от 1 до 10 и из 55 кружков. Нужно определить, для какой цели при обучении математике можно их использовать. Время выполнения – 5 минут.


Ответ: Для того. Чтобы дети выучили числовой ряд от 1 до 10 и подготовились к усвоению понятий «четное число» и «нечетное число». Ребенку 4-5 лет предлагается положить цифры друг за другом в правильном порядке и под каждой цифрой разместить соответствующее количество кружков.


-Уважаемое жюри, оцените конкурс.




Конкурс №4.


— А сейчас, предлагаем конкурс капитанов! Перед вами две карточки с заданием, прошу выбрать одну из карточек. Подумать и привести соответствующие аргументы по этому вопросу. Время выполнения – 5 минут:

1 карточка:

Вы хотите предложить родителям принять участие в сборе природного и бросового материала для занятий по математике. Расскажите о своих действиях.

Ответ:

В раздевалке на видном месте выставляются образцы природного или бросового материала: разные по размеру пластмассовые крышки от баночек и пузырьков, каштаны и т.д. Раскладываются картинки. Вырезанные из старых журналов. Когда родители приходят за детьми, воспитатель предлагает им взглянуть на образцы и принять участие в сборе необходимого материала для занятий по математике. Обращает внимание на картинки: их содержание должно заключать в себе математические вопросы. Можно продемонстрировать математическую игру: «Исправь ошибку».

Правила игры: в первом ряду выставляются три шишки, рядом ставится соответствующая цифра; во втором ряду – четыре косточки и цифра 4; в третьем ряду один каштан и цифра – 1. По сигналу дети закрывают глаза. Воспитатель нарушает соответствие между количеством предметов и цифрой, используя разные способы: меняет цифры местами; убирает один из предметов в каком-либо ряду, оставляя ту же цифру. Дети открывают глаза и находят ошибку.


2 карточка:

Вы решили провести математический праздник. Как вы представляете участие родителей в подготовке и проведении такого праздника?

Ответ:

  1. родители вместе с детьми красиво оформляют пригласительные билеты.

  2. воспитатели вместе с родителями втайне от детей украшают зал и готовят атрибуты праздника: костюмы, реквизиты и т.д.

  3. могут кто-то из родителей исполнить роль сказочного персонажа, пришедших на праздник, или ведущего.

  4. воспитатель привлекает родителей к изготовлению поощрительных призов, к организации чаепития.


— Уважаемое жюри, вы выслушали ответы капитанов. Оцените результаты. А мы переходим к последнему из конкурсов.






Конкурс №5.


— Мы, вам предлагаем цветные карточки, на которых наклеены цифры из шершавой бумаги от 0 до 9. Определите, как может быть использован этот материал. Время выполнения – 3 минуты.


Ответ:

Ребенок обводит средним или указательным пальцем контур цифры и называет ее.


-Пока члены жюри будут подводить итоги, давайте вспомним, какие произведения, сказки, песни, стихотворения мы знаем, где используется математика.




Итог.





















Свежие документы:  Урок-сказка по математике "Репка" по теме "Число и цифра 6"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Математика: