Конспект урока по Математике «Получение двузначного числа при сложении однозначных чисел с переходом через десяток»


Марина Валентина Михайловна МОУ «Гимназия №2» г. Балаково

Тема урока Получение двузначного числа при сложении однозначных чисел с переходом через десяток (закрепление)

Цель урока:

1. Развивать логическое мышление, речь, смекалку.

2. Закрепить прием сложения однозначных чисел с переходом через десяток.

3. Закреплять вычислительные навыки решения уравнений и текстовых задач.

4. Воспитывать чувство ответственности перед товарищами, учить работать в группах.

Оборудование:

1.Компьютер

2. Проектор

Ход урока

I Самостоятельная работа

Учитель.

  • Пришло письмо, чтобы узнать от кого оно, надо решить примеры, записанные на карточках. Для этого нам придется вспомнить принцип получения двузначного числа при сложении однозначных чисел с переходом через десяток. Объясни решение данного примера.













/Решают по группам в тетрадях

Проверяют консультанты/

I группа

10-3+4=11 г

3+2+10=15 е

9-5+9=13 р

II группа

7+5=12 о

8+6=14 и

6+7=13 с

III группа

8+7=15 к

6+5=11 а

7+6=13 з

IV группа

10-4+5=11 о

4+3+9=16 к

9-4+9=14 .

Проверка

/Вызываю по 1 представителю от группы. Сначала девочка называет ответ, потом мальчик. Остальные дети «сигналят» ладошками./

Учитель.

  • Какой принцип счета вы использовали? Молодцы! Какое сложное задание выполнили. Давайте дружно прочитаем, что здесь написано.

/ ГЕРОИ СКАЗОК/

II Устный счет.

Учитель.

  • Прочитаем письмо. Ой! А письмо – то звуковое. Давайте послушаем.

Ах, вы мои сладенькие, мои мягонькие. Как я вас обманула. Узнали меня? Хи-хи-хи. Это я –красавица Баба- еженька. А ваших противных героев я заколдовала. Если вы не выполните мои задания, не видать больше белу свету сказочным героям. Ха-ха-ха. А выполните – награжу спелыми наливными яблочками.

Учитель.

  • Я нашла волшебный клубочек, который поможет нам, но надо разгадать его секреты.

1 секрет

  • Найди лишнее число 10 15 16 20 25

  • Почему 16? (каждое следующее больше на 5)

  • Сколько десятков в числе 16?

  • Сколько единиц в этом числе?

2 секрет

Учитель.

  • Дополнить до десяти


3 секрет

Учитель.

  • Назови суммы одинаковых слагаемых, значение которых равно

12 (6+6)

14 (7+7)

16 (8+8)

18 (9+9)

20 (10+10)

4 секрет

Учитель.

  • Договори фразу

  • Если красный карандаш длиннее синего на 3 см, то синий…(на 3 см короче красного)

  • Если книга дороже тетради на 15 коп, то тетрадь… (дешевле книги на 15 коп.)

5 секрет

Учитель.

  • Прочитайте 82 85 67 89

  • Можно ли данный ряд чисел назвать отрезком натурального ряда? (нет)

  • Почему? (натуральный ряд начинается с 1 и каждое следующее число увеличивается на 1)

  • Все ли эти числа будут стоять в числовом ряду между числами 80 и 90 (нет)

  • Почему? (67 стоит в ряду между числами 60 и 70)

6 секрет

Учитель.

  • Решите задачу (устно)

На волшебной яблоне было 10 яблок. Садовник разрешил сорвать детям по 1 яблоку. На яблоне осталось 6 яблок. Сколько было детей? (4 ребенка, т. к. 10 это 6 да 4)

Учитель.

  • Вперед находочка кати,

Друзей спасти нам помоги.

III Работа с геометрическим материалом.


8

1

6

3

5

7

4

9

2


Учитель.

  • Что это? (квадрат)

  • Вы уверены? (все стороны равны)

  • Проверим, будет ли он магическим

  • Выполнить в тетрадях:

I группа

проверяет 1 строчку и 1 столбик (8+1+6=15; 8+3+4=15)

II группа

2 строчку и 2 столбик (3+5+7=15; 1+5+9=15)

III группа

3 строчку и 3 столбик (4+9+2=15; 6+7+2=15)

IV группа

диагонали (5+4+6=15; 8+5+2=15)

Проверка /консультанты называют ответы/

Учитель.

  • Будет ли квадрат магическим? (да)

  • Что же за этим квадратом? (появляется теремок)

Окна в доме открываются,

В окнах звери появляются,

Молвят дружно все они:

— Хоть и тесно нам здесь жить,

Но умеем крепко мы дружить.

И вам, всем ребятам,

Каждый желает,

Пусть ссор и обид

Класс ваш не знает.

IV Решение задач

Учитель.

Клубочек дальше нас повел.

К темному лесу привел.

Чтобы в лес тот войти,

Точность быстро прояви.

И задачки ты реши


Прочитайте задачу: Л. Г. Петерсон Математика c 56 №3 а, 3 часть

А) Красная Шапочка несёт бабушке 10 пирожков с капустой и 6 пирожков с рисом. Сколько всего пирожков несет Красная Шапочка бабушке?

Анализ задачи и построение схемы

  • С чем несла пирожки Красная Шапочка для бабушки? (обозначьте на схеме)

  • Сколько пирожков с рисом? (обозначьте на схеме)

  • Сколько с капустой? (обозначьте на схеме)

  • Прочитайте вопрос задачи (обозначьте на схеме)

  • Решите задачу самостоятельно

/Один ученик решает задачу на индивидуальной доске/

? шт.



капуста

рис



10 шт.

6 шт.




/10+6=16 (п)

Ответ: 16 пирожков/

  • Почему прибавили? (Вопрос. Сколько всего пирожков несет Красная Шапочка бабушке? Значит надо найти целое число)

  • Б) Измените вопрос, чтобы задача решалась так: 10-6=

(На сколько больше было пирожков с капустой, чем с рисом?)

  • На сколько же?



V Физминутка

Дети.

В темном лесе есть избушка,

Стоит задом наперед.

В той избушке есть старушка,

Бабушка Яга живет.

Нос крючком, глаза большие,

Словно угольки горят.

Ух, сердитая какая,

Дыбом волосы стоят.

Учитель.

Клубочек дальше покатил,

К морю синему докатил.

Но разгневался Черномор.

Просит выкуп.

А выкуп не простой –

новогодняя елка.

  • Прочитайте на слайде

На елку повесили 7 красных шаров, а синих на 3 больше. Сколько всего шаров повесили на елку?

  • Будет ли это задание задачей? (да, т. к. есть условие и вопрос)

  • Что обозначает число 7 в задаче?

  • А что сказано про синие шары?

  • Прочитайте вопрос задачи

  • «Оденьте» схему








  • Можем ли сразу ответить на вопрос задачи? (нет)

  • Почему? (не знаем сколько синих шаров)

  • Можем узнать сколько синих шаров? (да)

  • Каким действием? (+)

  • Почему сложением? (т. к. сказано на 3 больше)

  • Узнав сколько синих шаров, можем мы ответить на главный вопрос задачи? (да)

  • Решите самостоятельно


Проверка

Учитель.

  • Сколько же синих шаров? (7+3=10 с.ш.)

  • Сколько всего? (10+7=17ш.)

  • Ублажили Черномора. Он нам вернул тетушку Тортилу.

VI Решение уравнений

Учитель.

  • Мы спасли всех героев. Но нам надо найти путь домой. Чтобы найти дорогу домой, надо построить отрезок. Для этого надо решить уравнения

















  • Чем похожи данные модели? (известно целое и часть. Надо узнать неизвестную часть)

  • А как найти неизвестную часть? (из целого вычесть известную часть)

  • Составьте уравнения по моделям и решите их (работу выполняют по рядам)

  • Проверка по эталону

  • Найдите сумму полученных значений (устно)

(5+3+3=11)

  • Начертите отрезок АВ равный 11 см


VII Итог урока

Учитель.

  • Домой – то мы вернулись. Но наливные яблочки получим, если выполним последнее задание.

  • Выпиши только те суммы и числа, между которыми можно поставить знак «=»

9+6*15

8+8*20

8+6*14

9+4*13

13-10*3

9+3*12

7+7*14

6+6*12

  • Какой принцип счета использовали в работе? (дополнить до 10 большее слагаемое)

  • Прочитайте суммы, которые записали

9+6=15 д

8+6=14 р

9+3=12 у

9+4=13 ж

7+7=14 б

6+6*12 а


  • Какое слово у нас получилось?

  • А вот и наливные яблочки. Сдержала Яга свое слово.

(каждый ребенок получил яблоко).

6


Свежие документы:  Входное тестирование по математике 5 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Математика: