Конспект урока по Математике «Понятие степени с любым рациональным показателем» 11 класс



ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

«Понятие степени с любым рациональным показателем»


ФИО

Грудинина Мария Михайловна

Место работы

МБОУ «Кыринская средняя общеобразовательная школа»

Должность

учитель математики

Предмет

алгебра

Класс

11

Тема и номер урока в теме

«Понятие степени с любым рациональным показателем», 1

Базовый учебник

«Алгебра и начала математического анализа» А.Г.Мордкович, П.В.Семёнов


  1. Цель урока: Организация деятельности учащихся по формированию понятия степени с любым рациональным показателем и получению её свойств.

9. Задачи:

-создать условия для «открытия»: нового понятия «степень с рациональным показателем», новых («старых») свойств степени с дробным показателем;

-способствовать продолжению развития мыслительных умений: сравнения, анализа, синтеза, вывода; умений самостоятельно добывать знания; умений самоконтроля и самооценки, коммуникативных умений;

— способствовать воспитанию интереса к предмету, воспитанию творческой деятельности учащихся.

  1. Тип урока: урок изучения нового материала

  2. Формы работы: коллективный диалог, фронтальная, групповая, индивидуальная

  3. Оборудование: проектор, сопровождающая урок презентация, раздаточный материал(листы самоконтроля, карточки с д.з.)

  4. Структура и ход урока











Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вводно-мотивационный

(мотивация, актуализация опорных знаний, проблемная ситуация, формулирование темы урока, учебной задачи)

Сегодня урок мне хотелось бы начать с известной шутки математиков «Математики часто одинаковые вещи называют по-разному, а разные – одинаково» (слайд №1)

Какое отношение имеет эта шутка к нашему уроку? Выясним? Работаем в группах, деятельность которых оценим по критериям в оценочных листах.

Сформулируйте к записям задания и выполните их(слайд №2)

Обоснуйте результаты первых трёх заданий,

последних трёх

В чём проблема?

Сформулируйте тему урока, учебные задачи

(что вы хотели бы узнать?)

(слайд №3)









Работают в группах















Формулируют тему урока «Степень с рациональным показателем», учебную задачу: «Выяснить смысл степени с дробным показателем и установить её свойства»


Операционно-исполнительский этап


(выдвижение гипотезы,

решение учебной задачи)



















































Мотивация,















проблемная ситуация,

решение учебной задачи













Первичное закрепление,





























Планирование учебных деятельности на следующие уроки

Решение учебной задачи(самостоятельное доказательство)




















В древней Греции при доказательстве некоторых утверждений ученикам говорилось: «Смотри!», а мне хотелось бы добавить слова Д Пойа: «Давайте учиться догадываться»

Сравните результаты домашней работы Оли Аверкиной с проблемными заданиями(слайд №4)



Сравните действия, компоненты действий.

Предположите, каков смысл степени с дробным показателем? Сформулируйте предположение










Как оформить предположение на языке математики?

Итак, предполагаем, что

m/n

n


m


а = √a

(слайд №5)

Проверим предположение, припомнив, как мы вводили понятие степени с отрицательным показателем и показателем, равным нулю (слайд №6):


Итак, сформулируйте определение степени с дробным показателем.

Когда Платон дал определение, имевшее большой успех: «Человек есть животное о двух ногах, лишённое перьев», Диоген (Синопский) ощипал петуха и пришёл к нему в школу, объявив: «Вот платоновский человек!». После этого к определению было добавлено: « и с широкими ногтями». В нашем определении не хватает этих «широких ногтей», откорректируйте определение, найдя ошибку в рассуждении(слайд№7)





Итак, степень с рациональным показателем определяется лишь для неотрицательных оснований. А если показатель меньше 0?

Сформулируйте окончательный вариант определения степени с любым рациональным показателем.

Сравните свой вариант с вариантом, предложенным автором нашего учебника.(слайд №8)

Новое понятие сформулировано, осмыслим его:а) приведите в группах по 3-4 примера, включая контрпримеры и предложите классу;

б)измените, если это возможно, некоторые задания контрольной работы по новой теме (слайд №9) с контрольной работой)


3.

4.

Какие умения мы приобрели, используя определение?

Что ещё мы можем выполнять со степенями с рациональным показателем? Чему предстоит научиться?(слайд с реконструированной контрольной работой)

Задание на упрощение выражения 3. можно выполнить и другим способом. Каким?

Но можно ли всегда применять свойства степени с целым показателем к степеням с рациональным показателем? Докажем использованное свойство(слайд№10)

Докажите следующие свойства самостоятельно (каждой из 4 групп предлагается одно из свойств)
























Сравнивают, находят общие признаки

Предполагают, что степень с рациональным показателем есть корень, показатель которого-знаменатель рационального показателя, а степень подкоренного выражения – числитель рационального показателя


Записывают и читают запись





Убеждаются в справедливости предположения











Формулируют: «Степенью с основанием а, рациональным показателем m/n называют корень n-степени из а в степени m)










Находят ошибку, добавляют ограничение на основание ( основание не может быть отрицательным).




Формулируют определение, сравнивают свой вариант с определением в учебнике

Работают устно.

Заменяют, где это возможно, степени на корни




























Определяют учебные задачи на следующие уроки


Предлагают использовать свойства степени













Называют шаги доказательства










Работают в группах, доказывая оставшиеся свойства


Оценочно – рефлексивный этап

Итак, мы выполнили запланированные учебные задачи?(слайд №2) Вернёмся к началу урока. Можете пояснить, какое отношение имела шутка математиков к изученной теме?(слайд№1)

Оцените свою работу в группах по предложенным критериям. Оцените собственную работу в группе.

Льву Николаевичу Толстому принадлежит замечательное высказывание «Человек есть дробь. Числитель-это сравнительно с другими – достоинства человека; знаменатель-это оценка человеком самого себя. …»

Используем фразу Толстого для оценки собственной деятельности на нашем уроке: «Человек есть дробь ( рациональный показатель степени)Числитель-это сравнительно с другими-достоинства человека (оценка работы всей группы), а знаменатель-оценка человеком самого себя (оценка собственной деятельности в группе).»(слайд№11)

Оцените работу своей группы (числитель), свою работу в группе (знаменатель), пользуясь листами самоконтроля.

Составьте степени с основанием х и особенным рациональным показателем.

Назовите полученные степени (на доске запись степеней с основанием х и разными показателями(а почему шкала оценки от 2?)

На следующих уроках мы рассмотрим функции, правые части в формулах которых будут полученными выражениями. Собственный график (по своей формуле) выстроит каждый из вас .Графики будут разными, а называться будут одинаково: «Графики степенных функций» (математики шутят прагматично) Смысл же изменённой фразы Толстого мы обсудим, рассмотрев полученные линии.


Д.з.:

Профильная группа:

1.Составьте задания для базовой группы на закрепление определения(3-4) и на использование свойств степени с рациональным показателем(5).

2. постройте логическую цепочку расширения понятия степени, используя круги Эйлера для числовых множеств и подумайте над шуткой математиков «Математики часто одинаковые вещи называют по-разному, а разные – одинаково»

R-?

N

Z

Q

n

а =

3.Составьте алгоритмы к доказательству свойств степени с рациональным показателем

Д.з.Базовая группа:

1

n

.Заполните таблицу определения степени с натуральным показателем( nN ), целым(nZ), рациональным (nQ)


nN

а =а*а*а*…а

3

n-раз например а =

nZ


nQ


2.выполните№37.1,№37.3, 37.15-37.17


(а,б)

3. (по желанию)приготовьте сообщение «Возведение в степень. От представлений (квадраты, кубы, квадрато-квадраты, квадрато-кубы, кубо-кубы…) до теории»























Оценивают себя







Связывают шкалу с определением (n>1)

Лист самоконтроля. Группа №1:

Оценка учебной деятельности всей группы

Как оценивается:

— в пределах от 2 до 10

2 10;

-10-максимальная оценка(верно, активно, самостоятельно),

2-минимальная оценка,

5-удовлетворительная отметка

Что оценивается:

1Работа над понятием:

— вычисление значений выражений со степенями (1 задание);

-формулирование темы урока, учебных задач;

-выдвижение гипотезы(догадки, что такое степень с дробным показателем);

-формулирование определения, его коррекция

-составление и выполнение заданий-примеров на определение степени с дробным показателем;

-работа с заданиями контр.работы №2

2 Работа над свойствами

-доказательство 1 свойства(название шагов доказательства);

-самостоятельное доказательство предложенного свойства

(также оценивается и собственная деятельность)


Свежие документы:  Внеклассное мероприятие по Математике "Час веселых состязаний!" 7 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Математика: