Конспект урока по Математике «Пропорции. Основное свойство пропорции» 6 класс


Схема конспекта урока «Пропорции. Основное свойство пропорции.»


Аттестуемый педагог Морозова Людмила Викторовна


Предмет: математика


Возраст учащихся: 6 класс


Тема урока: «Пропорции. Основное свойство пропорции.»


Оборудование: ИКТ, учебник


Цель урока:

1. Вести понятие пропорции, вывести ее основное свойство; закрепить новые понятия, научить применять основное свойство пропорции при решении задач.

2. Обогатить опыт учащихся в получении новых знаний на основе уже имеющихся теоретических знаний, а также через использование знакомых ситуаций практического характера.

3. Развивать логическое мышление учащихся через формирование умений сравнения, установления сходства и различия, обобщения применения этого правила учащимися в различных ситуациях.

4. Воспитывать у учащихся чувство уважения друг к другу (умение выслушивать друг друга, доказательно высказывать свою точку зрения, тактично исправлять чужие ошибки, оказывать помощь друг другу).


Ход урока

1.Организационный момент.

2.Опрос учащихся по заданному на дом материалу.

3.Изучение нового материала

4.Релаксация.

5.Закрепление учебного материала.

6.Задание на дом.




Организационный момент.

1.

Цели:

  • Вести понятие пропорции, вывести ее основное свойство; закрепить новые понятия, научить применять основное свойство пропорции при решении задач.

  • Обогатить опыт учащихся в получении новых знаний на основе уже имеющихся теоретических знаний, а также через использование знакомых ситуаций практического характера.

  • Развивать логическое мышление учащихся через формирование умений сравнения, установления сходства и различия, обобщения применения этого правила учащимися в различных ситуациях.

  • Воспитывать у учащихся чувство уважения друг к другу (умение выслушивать друг друга, доказательно высказывать свою точку зрения, тактично исправлять чужие ошибки, оказывать помощь друг другу).


Добрый день, ребята.

Сегодня нам предстоит серьёзная работа.

Мы отправимся в поход за новыми знаниями.

-Как вы думаете, что нам нужно взять с собой?

-Накопленные знания, взаимовыручку, хорошее настроение, упорство в достижении результата.

На сегодняшнем уроке мы тоже попытаемся совершить маленькое, но самостоятельное открытие. Для этого надо быть настойчивым и внимательным.



2.

Опрос учащихся по заданному на дом материалу.


Цели:

  • Актуализация опорных знаний, необходимых для введения и обоснования определения.

  • Создание ситуации успеха для последующей деятельности.

  • Воспитывать у учащихся чувство уважения друг к другу (умение выслушивать друг друга, доказательно высказывать свою точку зрения, тактично исправлять чужие ошибки, оказывать помощь друг другу).

Начнём урок с повторения.

Климат нашего края необычен. Но растительный мир интересен и разнообразен. Если вы успешно пройдете « Лабиринт » , то одни узнают название растения, которое питается насекомыми. А другие – название скромного желтого цветочка из которого можно приготовить лечебное снадобье от зубной боли и для заживления ран.

Задание: Найдите отношение чисел. Каждый следующий пример начинается с ответа предыдущего.

1. Росянка

Р

28 : 14

Н

0,2 : 1

С

0,4 :

К

: 0,02

О

2 : 5

А

6 : 0,1

М

* 2

Я

0,8 : 4

Д

0,2 * 30

2. Лапчатка.

Л

56 : 7

А3

80 : 0,1

К

  1. : 0,2


А1

8 :

Т

400 : 25

Ч

5 : 0,2

Е

400 : 0,2

П

16 : 2

А2

28 :

Сначала на слайде видны примеры и таблицы ответов, затем  ответы и слова.

Ребята, как вы считаете, что записано на доске?

-Отношения.

-Попробуйте вспомнить, что означают отношения?

-Во сколько раз одно число больше другого или какую часть первое число составляет от второго.

-Ребята, давайте попытаемся эти отношения объединить в группы по каким-либо признакам.

-1) По форме записи

-2)По тому,

что означают отношения

-3)По равенству отношений

-По вашему мнению, какая группа нами изучена менее всего?

-Последняя.

-Итак, мы подошли к теме сегодняшнего урока: «Пропорция».

(тема записывается в тетрадь)





3.

Изучение нового материала

Цель:

  • на этапе мотивации формировать у каждого ученика личной потребности в последующей деятельности, связанной с формулировкой нового определения и свойства;

  • развивать умения наблюдать, сравнивать, анализировать и делать выводы, развивать устную математическую речь;

  • формировать такие качества личности, как трудолюбие, внимательность, активность.


Как вы считаете, какую цель мы можем себе поставить на этом уроке? (формулируют дети)

-Познакомиться с понятием пропорции и выяснить её свойства.

Узнать практическое применение этой темы.

-Действительно понятие пропорции имеет достаточно широкое практическое применение. Архитектура, искусство, медицина, астраномия, химия –все они в той или иной степени используют пропорции.

Нам пропорция поможет найти новый способ решения некоторых задач. А при изучении геометрии мы снова встретимся с пропорцией. Поэтому качественное изучение этой темы сегодня нам просто необходимо.

Оказывается, в математике, равенство двух отношений принято называть пропорцией.

a:b=c:d или a/ b=c /d

-Ребята, кто-то из вас ранее слышал это слово?

-В кулинарных рецептах, на уроках ИЗО, технологии…

— А сейчас мы отправимся в экспедицию, где будем исследовать, какими же свойствами обладает пропорция и где она используется, в нашей жизни.

Задание 1

Каждому придумать по две пропорции (проверить несколько человек устно).

-А теперь мы познакомились с рабочим материалом для нашего исследования

a/b=c/d или a:b=c:d

a,d-крайние члены пропорции


b,c-средние члены пропорции

Задание 2 (в группах)

Для ваших пропорций поменяйте местами средние члены пропорции и проверьте, что произошло?

(отвечает 1человек из каждой группы)

-Какой вывод можно сделать?

-Пропорция осталась верной.

-Какие ещё преобразования вы предлагаете сделать?

-Поменять местами крайние и одновременно средние и крайние.

(Предоставить отчет о результатах работы 1 человек из группы)

-Итак, какими же свойствами обладает пропорция?

(Фронтально обобщаем результаты исследований и делаем вывод)

-Сколько же верных пропорций получается из одной?

-Три.

—Ребята, что ещё можно сделать с пропорцией?

-Умножить средние и крайние члены.

Задание 3 (в группах)

Найти произведение крайних и средних членов пропорции и сделать вывод.

-Произведение оказалось одинаковым.

-Этот факт в математике носит название основного свойства пропорции.

ad=bc



4.


















5.



Релаксация.

Цель

 

 (На экран проектируется картина золотой осени. Звучит лёгкая музыка.). Учитель предлагает детям немного отдохнуть и произносит следующее: «Сядьте поудобнее, расслабьтесь. Представьте, что вы идёте по осеннему парку. Поднимите руки вверх, сделайте глубокий вдох; опустите руки, медленно делайте выдох. Вокруг стоят деревья с золотыми и багряными листьями. Сквозь кроны деревьев пробиваются лучи солнца. Воздух прозрачен и чист. Сразу вспоминаются строки из стихотворения А.С. Пушкина:

 «Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото, одетые леса…»

Сделайте глубокий вдох и медленно делайте выдох. Ещё раз вдох и выдох… Раз, два,

три… Закончили».


Закрепление учебного материала.


Задание на доске.

Найти неизвестный член пропорции: х/5=12/7

-Ваши предложения по способу решения?

-Использовать основное свойство пропорции.

(Выполняет ученик у доски, класс в тетради. Обговорить образец оформления.)

Задание 4(в группах)

Работа по карточкам. Найти неизвестный член пропорции.

  1. в/27=34/15 3:(а-5)=8:2,4

  2. 15/у=25/14 3,5:2=(т-3):0,8

  3. 32/101=Р/12 (х-10):3.4=8:1,7

  4. 29/С=58/13 100:0,02=(к-10):52

-Самопроверка по готовым ответам.

-Отследить, сколько человек не справились, организовать работу консультантов.



Подведение итогов


-Ребята, что нового вы узнали на уроке?

-Какие трудности у вас возникали при изучении этой темы?

-Какие ошибки мы можем допустить?

-Какие рекомендации по этой теме вы можете предложить?

-Можем мы считать, что наша экспедиция была успешной и почему?



6.

Домашнее задание:


  1. Составить пропорцию и три следствия из неё. Проверить основное свойство пропорции.

  2. Из учебника найти и выполнить 3 задания на нахождение неизвестного члена пропорции.

Для интересующихся: подготовить презентацию по теме: «Золотое сечение».






Свежие документы:  Конспект урока для 1 класса "Сравнение чисел. Задачи на разностное сравнение"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Математика: