План-конспект урока
Тема урока: «Прямая пропорциональность и её график»
ФИО: Махова Марина Евгеньевна
Место работы: МОУ Аббакумовская ООШ
Должность: учитель математики
Предмет: алгебра
Класс: 7
Тема и номер урока в теме:«Прямая пропорциональность и ее график», урок №1
Базовый учебник: Алгебра: учеб.для 7 класса общеобразовательных учреждений / Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, С. Б. Суворова; под ред. С. А. Теляковского. – М.: Просвещение, 2008
Цель урока: Изучить понятие прямой пропорциональности и рассмотреть расположение её графика на координатной плоскости.
Задачи урока:
Образовательные:
знакомство с прямой пропорциональностью и коэффициентом прямой пропорциональности;
формирование умения построения графика прямой пропорциональности.
Развивающие:
развитие навыков построения графиков функции;
развитие логического мышления;
развитие навыков работы с компьютером;
развитие умений анализировать и делать выводы.
Воспитательные:
воспитывать аккуратность, графическую культуру, культуру речи.
Тип урока: комбинированный (изложение нового материала и практикум).
Формы работы учащихся: фронтальная и самостоятельная.
Необходимое техническое оборудование: компьютерный класс.
Структура и ход урока:
Таблица 1
Этап урока | Название используемых ЭОР | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время (в мин.) | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Актуализация знаний |
| Постановка цели | Слушают и записывают в тетрадь тему урока | 2 |
2 | Повторение ранее изученного материала |
| Задаёт вопросы | Отвечают на вопросы учителя | 3 |
3 | Постановка задания учащимся |
| Формирует задания для учащихся по работе с ЭУМ | Принимают задание учителя | 2 |
4 | Освоение учащимися новой информацией | ЭОР №1 И-типа «Прямая пропорциональ-ность» | Руководит деятельностью учащихся по работе с ЭУМ | Самостоятельно осваивают содержание ЭУМ | 12 |
5 | Формулирование вопросов учащимися |
| Отвечает на вопросы учащихся | Задают вопросы учителю | 3 |
6 | Ответы учащихся на вопросы учителя |
| Задает вопросы учащимся | Отвечают на вопросы учителя, записывают краткий конспект урока без основных выводов | 7 |
7 | Формулировка учителем заданий для выполнения учащимися |
| Определяет ЭУМ П-типа | Знакомятся с заданием и задают вопросы по его условию | 1 |
8 | Выполнение заданий учащимися | ЭОР №2 П-типа «Прямая пропорциональ-ность» | Анализирует результаты выполнения учащимися заданий | Самостоятельно выполняют задание | 8 |
9 | Формулирова-ние выводов урока |
| Анализирует выводы и задаёт домашнее задание | Формулируют выводы и фиксируют их в тетрадь | 6 |
Приложение №1 к плану-конспекту урока
«Прямая пропорциональность и ее график»
Таблица №2
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР | |
1 | Прямая пропорциональность.
| И1 | Текст | https://fcior.edu.ru/card/2426/pryamaya-proporcionalnost-i1.html
|
2 | П1 | Тест | http://fcior.edu.ru/card/9324/pryamaya—proporcionalnost—p1.html
|
Приложение №2
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
1 этап. Актуализация знаний (2 минуты).
Учитель приветствует учеников.
Формулирует цели и задачи урока.
Мотивирует к изучению нового материала.
Ученики записывают тему урока в тетрадь.
2 этап. Повторение ранее изученного материала (3 минуты).
Ученики отвечают на вопросы учителя:
Что такое функция?
Что называется графиком функции?
Какие способы задания функции вы знаете?
Как по-другому называют независимую переменную?
3 этап. Постановка задания учащимся (2 минуты).
4 этап. Освоение учащимися новой информации (12 минут).
Ученики самостоятельно осваивают новый материал, используя ЭОР № 1 И-типа.
Содержание ресурса:
Пропорциональные переменные
Цена яблок 36 рублей за кг. Если обозначить массу купленных яблок (в кг) буквой m, а их стоимость (в руб) буквой s, то зависимость между этими переменными выражается формулой s = 36m.
Заполним таблицу:
1 | 1,5 | 2 | 2,5 | 3 | 3,5 | |
s, руб | 36 | 54 | 72 | 90 | 108 | 126 |
Если взять два любых значения переменной s (54, 108) и соответствующие им значения переменной m (1,5 и 3), то составленная из них пропорция будет верной: 54/1,5 = 108/3 = 36.
Если любые две пары соответствующих друг другу значений зависимой и независимой переменных составляют верную пропорцию, то такие переменные называются пропорциональными, а их отношение называют коэффициентом пропорциональности. В рассмотренном примере коэффициент пропорциональности k = 36.
Пропорциональными являются время движения с постоянной скоростью и пройденный путь, длина стороны квадрата и его периметр, масса однородного тела и его объёма и т.п. Непропорциональны рост человека и его возраст, длина стороны квадрата и его площадь, скорость движения и время, затраченного на преодоление пройденного расстояния.
Пропорциональные переменные обладают важным свойством: если значения переменной увеличить или уменьшить в несколько раз, то значение другой переменной так же увеличится (уменьшится) во столько же раз. Например, 3/1,5 = 108/54 = 3
В какой координатной четверти расположена точка А(1; 5)?
а) I; б) II; в) III; г) IV.
Автомобиль движется равномерно со скоростью 42 км/ч. Заполните таблицу зависимости пройденного автомобилем пути s (км) от времени движения t (ч).
0,5 | 1 | 2,5 | |
s, км |
|
|
|
Прямой пропорциональностью называется функция, которую можно задать формулой вида y = kx, где x – независимая переменная, а k – не равное 0 число.
Число k называется коэффициентом пропорциональности.
Например, функция y = x/5 является прямой пропорциональностью (k = 1/5), а функция y = x/k и y = 4x + 7 не являются прямой пропорциональностью.
Область определения прямой пропорциональности – множество всех чисел (если по смыслу задачи на независимую переменную не накладываются какие-то ограничения)
Графиком прямой пропорциональности является прямая, проходящая через начало координат (т. к. x = 0, y = 0). Значит, для построения графика достаточно найти координаты одной точки.
Построение графика функции y = x. Данный ресурс демонстрирует построение графика.
При k 0 график функции y = kx расположен в I и III четвертях, при k < 0 во II и IV.
Расположение графика функции y = kx в координатной плоскости зависит от коэффициента k. Из формулы y = kx находим, что если х = 1, то у = k. Значит, график прямой пропорциональности проходит через точку (1; k).
Изменение положения графика прямой пропорциональности на координатной плоскости в зависимости от коэффициента k. Данный ресурс демонстрирует изменение положения графика.
Физкультминутка.
5 этап. Формулирование вопросов учащимися (3 мин).
6 этап. Ответы учащихся на вопросы учителя (7 мин).
Функцию какого вида называют прямой пропорциональностью?
Является ли функция y = 3x прямой пропорциональностью? Приведите пример прямой пропорциональности.
Как называется число k?
Что является графиком прямой пропорциональности?
Сколько точек необходимо, чтобы построить график прямой пропорциональности?
Принадлежит ли точка А(-2; 8) графику функции y = -4x?
В каких координатных четвертях расположен график функции y = 10x? y = -8x?
Приведите пример пропорциональных величин.
От чего зависит расположение графика функции y = kx в координатной плоскости?
Ученики записывают краткий конспект урока в тетрадь без основных выводов.
7 этап. Формулировка учителем заданий для выполнения учащимися (1 мин).
8 этап. Выполнение заданий учащимися (8 мин).
ЭОР №2 П-типа
Содержание ресурса
Какие формулы задают прямую пропорциональность?
а) y = -2x; б) y = 2(x + 4) – 8; в) y = x; г) y = 2x + 4.
Прямая пропорциональность задана формулой y = x/16. Заполните таблицу.
320 |
| ||
y |
|
| 12 |
В каких координатных четвертях расположен график функции y = -2x?
а) I; б) II; в) III; г) IV.
Какой из изображенных на рисунке графиков является графиком y = -4x?
у
III — I
IV —
—
—
—
1-
0- 1 х
—
—
— II
Постройте график функции y = 3x, отметив на координатной плоскости точку с целыми координатами.
9 этап. Формулирование выводов урока (6 мин).
Учащиеся самостоятельно формулируют выводы урока. После того как учитель проанализирует эти выводы, ученики заносят их в тетрадь.
Д/з: п.15 (правило), № 298, № 300, № 303.