Конспект урока по математике «Столбчатые диаграммы» 6 класс



Урок математики в 6 классе «Столбчатые диаграммы».


Крысина Татьяна Алексеевна

МБОУ лицей № 104

г. Минеральные Воды

Учитель математики



Цели урока: ввести понятие столбчатых и круговых диаграмм; ознакомить с принципом построения столбчатых и круговых диаграмм; их назначением.


Задачи:


Образовательные:


— Учить выделять и группировать данные которые отражены на диаграмме;

-Учить сравнивать данные, анализировать их, обобщать и делать выводы;

-Учить читать диаграммы.


Воспитательные:


-Формировать у учащихся ответственность;

-Формировать навыки учебного труда;

-Воспитывать познавательную активность.


Развивающие:


-Развивать мыслительную деятельность посредством наблюдений,

сравнений, сопоставлений, обобщений;

-Способствовать творческой деятельности учащихся;

-Развивать навыки работы с информационными технологиями.



Методы обучения: словесно-наглядный.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная работа, работа на ПК, групповая работа

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, печатные средства.

Учебник: Н. Я. Виленкин. Математика 6 класс.



План урока:

  1. Организационный момент – 1 мин.

  2. Устная работа. Актуализация знаний –3 мин.

  3. Математический диктант с самопроверкой- 5 мин

  4. Изучение нового материала – 7 мин.

  5. Физминутка-1мин

  6. Закрепление – 15 мин

  7. Контроль и проверка знаний –5мин.

  8. Информация о домашнем задании – 1. мин.

  9. Итог урока – 2 мин.

Распределение времени условное.

Ход урока

1. Организационный момент.

Тема сегодняшнего урока “Диаграммы”. Эта тема актуальна для современных людей, живущих в информационном, быстро меняющемся мире.

Мы с вами в 5 классе уже познакомились с круговыми диаграммами, научились их строить.

На этом уроке вы узнаете о новых типах диаграмм, научитесь читать их и строить при помощи линейки и карандаша, а также овладеете современным способом построения диаграмм – на компьютере.

2. Устная работа.

Расшифруйте название жанра театрального представления, подобрав указанные доли величины:

50%

К

 

Половина

 К

33 1/3 %

М

 

Три четверти

 О

80%

Я

 

Треть

 М

66 2/3 %

Д

 

Пятая часть

 Е

20%

Е

 

Две трети

 Д

25%

И

 

Четверть

 И

75%

О

 

Четыре пятых

 Я



3. Математический диктант.

(1-да,0- нет.)

1. Две прямые , образующие при пересечении

прямые углы, называются перпендикулярными.

2 . Плоскость на которой выбрана система координат,

наз. координатной плоскостью.

3. Две непересекающиеся прямые называются парал-

лельными.

4.Отрезки, лежащие на перпендикулярных прямых,

называются перпендикулярными отрезками.

5. Координатную прямую х называют осью ординат.

6. Через каждую точку плоскости, не лежащую на

данной прямой, можно провести только одну прямую,

параллельную данной прямой.

7. Параллельные прямые строят с помощью

транспортира.

8. Пару чисел, определяющих положение точки М на

плоскости, называют ординатой точки М.

9. Перпендикулярные прямые строят с помощью

транспортира или чертежного треугольника.

10. Обозначают параллельные прямые с помощью

знака «II».

11. Если две прямые перпендикулярны третьей прямой,

то они параллельны.

12. Каждой точке М в координатной плоскости соответствует

пара чисел: абсцисса и ордината.



Ответ: 1;1;0;1;0;1;0;0;1;1;0;1

Поменяйтесь тетрадкой с соседом , проверьте и

выставите оценку.

Критерии : 1 ошибка-«4», 3 ошибки-«3»,4 и более-«2».



4 .Изучение нового материала.

Учитель:

Сегодня на уроке мы познакомимся…А вот с чем мы познакомимся

узнаете позже.

Вопросы учащимся.

1. Как называются данные чертежи? (слайд 5, примеры круговых и

солбчатых диаграмм)

2. Какое название имеет каждая из этих диаграмм?

Диаграмма в виде прямоугольничков –это столбчатая

диаграмма.

Тема нашего урока «Столбчатые диаграммы»

А что такое диаграмма?

Диаграмма- это средство наглядного изображения

информации, предназначенной для сравнения

нескольких значений одной и той же величины.

В 5 классе вы строили круговые диаграммы.

Рассмотрим задачу на построение круговой диаграммы.



Задача. В селе 90 домов. Из них 15 под железной крышей,

45 под черепичной и 30 – под шиферной. Число домов

каждого вида изобразим на круговой диаграмме:

Круговая диаграмма располагается на круге.

Круг –это 360 градусов. Количество домов-90.Значит,

один дом изображается углом 4градуса (360:90=4)

Переведем «дома в градусы».Дома под железной крышей-

15*4=60 градусов, дома под шиферной крышей-30*4=120

градусов, дома под черепичной крышей 45*4=180 градусов.





Круговая диаграмма не всегда обеспечивает

необходимую наглядность т. к. на одном круге может оказаться

слишком много секторов. Значит, нужны диаграммы другого типа.

Это столбчатые диаграммы. На них числовые данные изображаются

в виде столбиков , высота которых пропорциональна этим числам.

Столбчатые диаграммы строятся в прямоугольной системе

Координат и применяются для сравнения данных одной величины.



Построим столбчатую диаграмму по условию задачи.

Для этого надо нарисовать три столбика , высота которых

соответствует количеству домов каждого вида. Так высота

первого столбика 15мм, второго 45 мм, третьего 30 мм.



Столбчатая диаграмма.







5.Физминутка.



  1. Встали, исходное положение-руки вдоль туловища;

при правильном ответе — поворот направо. А при непра

вильном — налево.

а) -0.2*4= -0.8; б) 0.3+0.3=0.06; в) – 1.2*(-0.5)=0.6



2) Руки на поясе; при правильном ответе — руки вперед,

При неправильном — вверх.

а) – 0,8:80=-0,01; б) -2,5: (-5)=5; в) -18:0,9=-20.



6.Закрепление.



Упражнение 1409. В селе 22 двухэтажных дома, а остальные 68 – одноэтажные. Постройте круговую и столбчатую диаграммы (один дом – 2 мм).

Решение.



Задача 1. Проблема экологии городов – это, в первую очередь, проблема уменьшения выбросов в окружающую среду различных загрязнителей. Для разложения в природной среде бумаги требуется до 10 лет, консервной банки – до 90 лет, фильтра от сигареты – 100 лет, полиэтиленового пакета – до 200 лет, пластмассы – до 500 лет, стекла – до 1000 лет. Вспомните об этом, прежде чем бросить в лесу полиэтиленовый пакет или бутылку. Постройте соответствующую столбчатую диаграмму.

Задача 2. Двадцать килограмм макулатуры сохраняют одно крупное дерево, одна тонна – 0,5 га леса среднего возраста. Процент переработки макулатуры:

Япония – 50 % ;

Швеция – 40 % ;

Латинская Америка – 32 % ;

США – 29 % ;

Россия – 19 % ;

Африка – 17 % .

Постройте столбчатую диаграмму для сравнения переработки макулатуры разными странами.



7. Самостоятельная работа

Вариант I

Изобразите столбчатую диаграмму по следующим данным:

Плоды

Лимоны

Перец красный

Апельсины

Черная смородина

Шиповник сухой

Содержание витамина С (мг в 100 г)

40

250

60

200

1200

Вариант II

Изобразите столбчатую диаграмму по следующим данным:

Плоды

Морковь

Перец красный

Горох зеленый

Черная смородина

Шиповник сухой

Содержание витамина А (мг в 100 г)

9

2

0,4

0,1

6,7



8. Домашнее задание

Упражнение 1437 (а), 1440 (а)



9.Рефлексия.

Понравился ли вам урок?

Какие виды диаграмм вы узнали?

Как строятся диаграммы?

В чем отличие столбчатой и круговой диаграммы?

Всем спасибо!




























Свежие документы:  Конспект урока по Математике "Столбчатые диаграммы о правильном питании"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Математика: