Конспект урока по математике в 6 классе «Пропорции. Основное свойство пропорции»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 64 г.Тулы.












К о н с п е к т

урока по математике в 6 классе.



Тема: «Пропорции. Основное свойство пропорции».







Учитель: Писарева Е.Н.



















Цели урока:


  1. повторить определение отношения двух чисел, его смысл, правило нахождения процентного отношения двух чисел и «перекрёстное» правило равенства обыкновенных дробей;

  1. сформировать понятие пропорции, её крайних и средних членов, ввести основное свойство пропорции;


  1. способствовать формированию у учащихся способности к чтению и записи пропорции, нахождению неизвестных членов пропорции;


  1. способствовать дальнейшему развитию у учащихся умения делать грамотные математические записи и формулировки, аккуратно оформлять работу.












Х о д у р о к а :


  1. Организационный момент.

Учитель проверяет готовность класса к уроку.


  1. Проверка домашнего задания.

— Учитель выясняет, есть ли у учеников вопросы по домашнему заданию.

— С помощью проектора на экран выводится решение уравнения и ученикам предлагается сформулировать правило, лежащее в основе этого решения («перекрёстное» правило равенства двух обыкновенных дробей) :


54(3).

Решение:


  1. Проверка знаний, умений и навыков учащихся.


Устный фронтальный опрос:

        • Что называют отношением двух чисел?

        • Что показывает отношение двух чисел?

        • Продолжи предложение: « Отношение не изменится, если …»

        • Как найти процентное отношение двух чисел?


Математический диктант (с последующей самопроверкой):


Вариант 1. Вариант 2.

1. Чему равно отношение чисел:

20 к 4 ? 10 к 2 ?

2. Упрости отношение:

14 к 21. 18 к 27.

3. Отношение числа

18 к числу b равно 6. b к числу 12 равно 4.

Чему равно число b ?


4. Найдите процентное отношение:

1,2 к 6. 2,5 к 5.

5. Найдите отношение величин:

4 см к 1 м. 3 мин к 1 часу.

— Осуществить самопроверку по тексту, выведенному с помощью проектора на экран, каждый выставляет себе оценку карандашом. (Тетради с домашней работой и диктантом сдать учителю.)


  1. Изучение нового материала.

— Ученики записывают в тетрадях дату и тему урока .

— Учитель обращает внимание учеников на №1 из математического диктанта:

и .

Значит, — это истинное равенство.

— В математике уже несколько веков для истинного равенства двух отношений существует специальное название – «пропорция».

Итак: «Истинное равенство двух отношений называется пропорцией».

— Пропорции записывают так:

или ,где

— Читают: 1) «Отношение a к b равно отношению c к d».

2) «a относится к b как c относится к d».

— Компоненты пропорции имеют свои специальные названия ( записать в тетради):

a : b =c : d или


Устное упражнение: « Выясните, является ли данное равенство пропорцией. Если да, то укажите крайние члены и средние члены пропорции».

1) 12: 3= 1: 4; 2) .

— Обратим внимание на то, что если отношения в пропорции записать с помощью дробной черты, то пропорцию можно рассматривать как верное равенство двух обыкновенных дробей и на основании «перекрёстного» правила равенства дробей: .

— Таким образом, «перекрёстное» правило является основой решения задач на пропорции и поэтому его называют основным свойством пропорции.

А так как компоненты пропорции имеют свои особые названия, то основное свойство пропорции читается так:

« Равенство является пропорцией тогда и только тогда, когда произведение крайних членов равно произведению средних членов».

— Записать в тетрадях:

— Опираясь на основное свойство пропорции, можно сформулировать правила нахождения неизвестных членов пропорции:


1) Чтобы найти крайний член пропорции, надо произведение её средних членов разделить на известный крайний член:

;

2) Чтобы найти средний член пропорции, надо произведение её крайних членов разделить на известный средний член:


— Надо отметить, что пропорции являются математической моделью многих практических задач. Поэтому каждому полезно знать, что такое пропорция, основное свойство пропорции и уметь находить неизвестный член пропорции.


Решим задачу (учитель на доске, ученики в тетрадях):

« Автомобилист заметил, что расстояние в 21км он проехал за 15 минут. За сколько времени он преодолеет оставшиеся 84км, если будет ехать с той же скоростью ?»


Решение:

Пусть 84км машина проедет за х минут.

— Так как скорость равна отношению пути ко времени и по условию она не изменяется, то (это пропорция!).

60 мин=1ч.

Ответ: 84км машина проедет за 1 час.


  1. Закрепление нового материала.

Ученикам предлагается выполнить следующие задания (у доски и в тетрадях):

57(а, б), №60(а, б), № 66(1,6) . Дополнительно: № 62(а).


  1. Подведение итогов.

-Выставляются оценки тем, кто работал у доски.


Устный фронтальный опрос:

  • Что мы называем пропорцией ?

  • Сформулируйте основное свойство пропорции.

  • Как найти неизвестный крайний (средний) член пропорции ?

  1. Домашнее задание.

-Учитель предлагает ученикам записать домашнее задание в дневники:

Гл.2, 3, п.3, № 57(в, г), № 66(2-5,7-8).















Свежие документы:  Конспект урока по Математике "Звездное небо в координатах" 7 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Математика: